Найти тему
Протоиерей Андрей Ткачев

Евангелие – не закон жизни общества. Это закон жизни человеческой души.

– В Евангелие говорится: ударили по правой щеке, подставь левую (см. Мф.5,39). Но Иисус Христос, когда Его схватили и ударили, сказал: за что ты Меня бьешь? Объясните разницу. Мы бы и от татарского ига не избавились, если бы не подставляли щеки.

Отец Андрей:

– Давайте не сваливать все в одну кучу. Можно запутаться.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Христос на суде говорит: «Если Я сказал плохо, свидетельствуй о зле. Если Я сказал что- то хорошее, за что ты Меня бьешь?» (Ин.18,23). Мы слышим голос смиренного невинного человека, который спрашивает – за что ты бьешь Меня? Битье, может быть, даже и уместно, но оно предполагает вину. Просто так бить человека нельзя.

Это что касается суда над Господом. Но все, что там было, это вообще бесовский шабаш.

С чем это сравнивать? Нельзя наложить историю жизни Господа на историю отдельно взятой страны. Дескать – Он терпел, и мы будем терпеть. Это истории из разных областей. Одно дело касается спасения человека, человечества, души бессмертной. Другое дело касается гражданской истории. История течет не по Евангельским законам. История по Евангелие не течет. В истории цивилизации были попытки заменить государственные законы, Конституцию, например, Евангелием. Были такие пуритане. Их идея была: «Не нужны никакие законы, нужно, чтобы все жили по Евангелие. Все. Евангелие – наш закон». Ну, типа того. Что у них получилось? Да ничего. Потому что Евангелие – это не закон жизни общества. Это закон жизни человеческой души. Я должен стремиться жить по Евангелию, но Евангелие никогда не сможет быть нормой гражданских отношений.

Никогда. Например, по Евангелию я должен давать взаймы и не требовать обратно. Если банки начнут раздавать деньги и не требовать обратно – всё. Мы убьем кредитную систему всю. Считай, через два дня банки закрылись. «Деньги все забрали и – больше не отдадим!» Да с нас даже и не требуют. Не может по Евангелие жить прокуратура. Или армия.

Не может жить по Евангелию государство, но счастьем государства является наличие внутри него как можно большего количества людей, готовых жить по Евангелие.