Великий русский, советский актер театра и кино Василий Ванин нынче, к сожалению, почти забыт. А когда-то его имя гремело не только в Москве, но и по всему Советскому Союзу. Изобретательность в деталях, простота в исполнении выгодно подчеркивали его индивидуальность. Зрители узнавали в его героях самих себя. Ванин не был «звездой». Он был больше, чем «звезда» - он был Артист.
Василий Ванин родился 13 января 1898 года в Тамбове. Рано остался без отца, поэтому был определен в детский дом (в то время он назывался сиротским), затем учился в железнодорожном училище. Позднее поступил в Тамбовский городской театр рабочим сцены, потом статистом. И в 1915 году стал учащимся драматической студии при отделе народного образования в Тамбове.
В 1920 году был призван в РККА, служил заведующим клубом 16-й пехотной школы в Тамбове, а после демобилизации его приняли в Тамбовский городской театр имени А. В. Луначарского (сейчас - Тамбовский драматический театр). В 1922 году Ванин уехал в Петроград и в течение года играл в театре «Кривое зеркало».
А в 1924 году его пригласили в Москву, и до 1949 г. он был актером и режиссером театра имени МГСПС (ныне - театр им. Моссовета). С 1949 года - главный режиссёр, художественный руководитель и актёр Камерного театра (Московский драмтеатр имени А. С. Пушкина).
Играл Митрофанушку в «Недоросле», Тихона в «Грозе», Храпова в «Вассе Железновой», Бобчинского в «Ревизоре», Фаюнина в «Нашествии», Чапаева в одноименной пьесе и др. Чапаев Василия Ванина произвёл огромное впечатление на современников - и на театралов, и на критиков. «Литературная» газета писала: «Скупая, сдержанная, пружинящая манера игры,... удачно найденный отрывистый тон – всё это отмечено глубоким пониманием роли и несомненными талантом».
Вообще, по поводу игры этого актера надо сказать, что он почти никогда не менял себя гримом, разве только наклеивал бороду, если этого требовала роль. Даже голос у него был совершенно не актерский - глуховатый, лишенный богатства модуляций с еле уловимым, но характерным мягким тамбовским «акцентом». Словом, обычный человек. Поэтому узнать его можно было всегда. И все, кто видел его на сцене и в кино, могли сказать, что встречали этого человека в жизни.
У Ванина много ярких режиссерских работ: «Бесприданница», «Свадьба Кречинского», «Моцарт и Сальери» и др.
С 1927 года Ванин снимался в кино, преимущественно в историко-революционных фильмах. Был первоначально утверждён на роль Чапаева в одноимённом фильме, поскольку имел к тому моменту опыт игры в этой роли в театре. Но режиссеры Сергей и Георгий Васильевы после некоторых колебаний все-таки решили взять на эту роль Бориса Бабочкина.
Василий Ванин сыграл в фильмах «Возвращение Максима» (Николай, большевик), «Ленин в Октябре» (Матвеев, большевик), «Ленин в 18-м году» (Матвеев, комендант Кремля), «Котовский» (Ефим Харитонов, комиссар), «Член правительства» (Ефим Соколов), «Валерий Чкалов» (Пал Палыч, бортмеханик), «Секретарь райкома» (Степан Гаврилович Кочет), последний фильм - «Драгоценные зерна» (Курочкин Андрей Иванович).
Снимался у И.Пырьева, М.Ромма, М.Калатозова, А.Зархи, И.Хейфица и других выдающихся наших режиссеров. Конечно, истории, рассказанные в этих давнишних фильмах, временами наивные, простоватые, но образы точные, а режиссура и игра актеров просто потрясают. И Василий Васильевич Ванин настолько естественен в своих работах, что забываешь, что это всего лишь его очередная роль. Ему всегда веришь. Большой природный ум Ванина, его лукавство и хитреца, мягкий юмор, вся его уютная, немного мешковатая и вместе с тем мужественная фигура, глубоко народный характер интонаций очаровывают и завораживают.
Василий Ванин был увлекающейся натурой, у него была масса романов с актрисами, поклонницами, но женился только однажды - на Ольге Артуровне Викландт, блестящей советской театральной и киноактрисе.
12 мая 1951 года Василий Ванин ушел из жизни. Ему было 53 года. похоронен на Новодевичьем кладбище.