В 2000 году Николай II и его семья были канонизированы как страстотерпцы. После этого в православной среде стал активно продвигаться культ царя-батюшки. И сейчас фраза " православная церковь против Николая II" звучит примерно, "как пчелы против меда".
Но так было не всегда, значительная часть духовенства до революции, не поддерживала императора Николая II, многие даже были открыто против и радовались его отречению.
Так называемые царебожники, описывают идеального царя, который был образцом чистоты и нравственности, но ничего подобного в трудах авторитетных духовных лиц, современников Николая II вы просто не найдете. Зато есть множество исторических фактов, воспоминаний современников, дневники самого царя, которые показывают его не в самом лучшем свете.
Святой Иоанн Кронштадтский писал в своем дневнике про Николая II, как про человека греховного:
Земное отечество страдает за грехи царя и народа, за маловерие и недальновидность царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого и всего так называемого образованного мира министров, чиновников, офицеров, учащегося юношества.
Среди простых священников были те, кто поддерживал народные забастовки. Наиболее известный из них Поп -Гапон (Георгий Аполлонович Гапон). Он был одним из главных организаторов массового шествия 9 января 1905 года, которое впоследствии стало известно как "кровавое воскресенье". Рабочие со своими семьями, во главе с Гапоном шли с петицией к царю. Солдаты расстреляли безоружных людей, в итоге для потомков император стал святым, а на священника Гапона повешали клеймо провокатора и манипулятора.
Отдавал ли Николай II приказ стрелять? В достоверных источниках информации об этом нет. Но, есть запись в дневнике Николая II, по которой можно сделать вывод, что если даже он не отдавал приказ, то явно одобрял действия военных. Император пишет "должны были стрелять".
9-го января. Воскресенье. Тяжёлый день! В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых.
Современник и единомышленник Гапона - Епископ Антонин (Грановский) открыто осудил действие власти во время "кровавого воскресенья". Он организовал сбор средств в помощь пострадавшим. 17 октября 1905 года вышел манифест, в котором провозглашалась свобода совести и слова, после него Грановский перестал именовать императора "самодержавнийшим" во время службы.
Во время революции епископ Антоний написал о государственной религии следующие строки:
"Грех православия в том, что его доселе заставляли нести солдатскую охрану государственного режима."
Самое необычное на первый взгляд было то, что даже высшее православное духовенство радовалось свержению Николая II. Во время Февральской революции 1917 года обер-прокурор Священного синода Раев обратился к синоду с просьбой осудить действия революционеров, но большинство членов синода проигнорировали эту просьбу.
После того как император отрекся от престола (2 марта 1917 года) церковь присягнула временному правительству. Когда из зала синода вынесли царское кресло архиепископ Новгородский Арсений торжественно воскликнул:
«Вот выносят символ цезарепапизма»
Все упоминания императора в церковных молитвах были отменены, вместо этого в храмах стали молиться о временном правительстве.
Почему церковь не поддержала императора?
Одной из важнейших причин было то, что церковь мечтала освободиться от полной зависимости и возродить патриаршество. В 1721 году Петр I упразднил патриаршество, церковь стала частью государственной машины. Некоторых священников не устраивала и моральная сторона данной проблемы. Подчиняясь власти, они вынуждены были поддерживать угнетение и эксплуатацию рабочих и крестьян. Например, заниматься христианской проповедью среди рабочих, призывая терпеть несправедливость со стороны работодателя. После отмены патриаршества священнослужителей принуждали нарушать тайну исповеди, особенно если действия и помыслы прихожан были направлены против власти.
Столько радостных слов было сказано российскими клириками по поводу свержения монархии, цитаты можно прочитать в книге Бабкина М.А.
Источник: "Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году", Бабкин М.А.