Текст-реплика: Галина Мумрикова
В Гостином дворе в галерее EvmenevaArt в самом центре столицы под боком у Кремля проходит персональная выставка Люси Чарской «Московское время».
Люся Чарская окончила Московское академическое художественное училище памяти 1905 года, затем факультет графики (ХТОПП) Московского Полиграфического института, а потому умеет работать в разных техниках: акварель, пастель, темпера, графика – ей подвластно все. Она – член Член Московского Союза Художников (МСХ), Союза Художников России (ВТОО СХР), Творческого Союза Художников России (UNESCO), Творческого Союза Профессиональных Художников, Союза женщин художников «Ирида», Международного Художественного Фонда. И совсем недавно Люся получила медаль МОСХ. Не прошло и года, как созданная ею музей-мастерская вошла в Ассоциацию частных музеев России. В музее расположена частная коллекция живописи Люси Чарской, а также различные исторические артефакты. И на выставке «Московское время» как раз и представлены работы из Музея Люси Чарской.
Ее творческая всеядность не отражается на качестве полотен, потому что ни одно не появилось просто так, из ниоткуда, а каждое написано сердцем. Про необыкновенную авторскую манеру художницы искусствоведы писали много раз – и я не буду повторяться. Но Москва – тема особая. Вот что сама Люся говорит на эту тему: «Я в этом городе родилась, живу, пишу его, пою о нем… И свои работы я воспринимаю как молитву о Москве. И пока эта молитва есть, живет и город, - для меня это так…»
Мы, простые жители, ходим или ездим по улицам по своим делам и мало что замечаем – дела, спешка, недосуг… Другое дело – художник. Нашел ракурс и все – пора за дело. Ракурсов-то, конечно, много, а Москва одна. И у Люси она – точно своя, личная, многогранная. И московские храмы, столько лет простоявшие в забвении и неухоженности, открываются перед нами во всей простоте и величии одновременно. В самое разное время года. Они не прячутся за большими стройками, не теряются в них, потому что в любом случае выше новоделов, краше их. И как-то даже дружат с современной архитектурой. И у Люси Чарской написанные ею храмы всегда неожиданны, хотя ракурсы просты и понятны каждому. Так, в единой цветовой гамме написана «Церковь Преображения Господня в комплексе храма Христа Спасителя», однако сама церковь как бы светится изнутри и затмевает одним свои куполом безликую многоэтажность заднего фона.
Знаю, что многие художники любят Крутицкое патриаршее подворье, но пишут его обычно летом, а у Люси зимой, и получилось так мощно, ярко. А также написанный зимой храм Варвары Великомученицы, напротив, как будто растворяется в морозном воздухе. Конец зимы или ранняя осень на полотне «Успенский собор и колокольня Ивана Великого». Грусть и даже уныние скрашивают яркие желтые купола, которые здесь как солнце, как символ вечной радости.
И не только храмы, купола, колокольни, звонницы, нет. Есть просто улицы. Без людей. Например, на полотне «Рыжее кружево», которое выглядит как мелкая мозаика, как множество мелких стеклышек-осколков, собранных воедино в поэтическую картину московской осени. И совсем другое настроение на полотнах «Московское время» и «Охотный ряд»: нагромождение машин, рекламы, цвета и света – динамичный ритм шумного города. Он звучит и ночью в отражении Москва-реки или Яузы – неважно. Звучат фонари, подсветки, вода, деревья, играющие свои неслышные мелодии, как на картине «Музыка ночи».
Большая благодарность Екатерине Евменевой за возможность широкому кругу москвичей и гостей города бесплатно увидеть серию работ о Москве художницы, которая так талантливо поет оду своему родному городу, раскрывает его душу и красоту.
Вот такая разная музыка слышится мне в московских полотнах Люси Чарской, отсчитывающих наше московское время.
Выставка открыта до 19 сентября
#искусство#изобразительное искусство#
выставки#люся чарская#московское время