Найти в Дзене
Around Art

Московское время Люси Чарской отсчитывает старину, плавно переходящую в XXI век

Текст-реплика: Галина Мумрикова

В Гостином дворе в галерее EvmenevaArt в самом центре столицы под боком у Кремля проходит персональная выставка Люси Чарской «Московское время».

Люся Чарская окончила Московское академическое художественное училище памяти 1905 года, затем факультет графики (ХТОПП) Московского Полиграфического института, а потому умеет работать в разных техниках: акварель, пастель, темпера, графика – ей подвластно все. Она – член Член Московского Союза Художников (МСХ), Союза Художников России (ВТОО СХР), Творческого Союза Художников России (UNESCO), Творческого Союза Профессиональных Художников, Союза женщин художников «Ирида», Международного Художественного Фонда. И совсем недавно Люся получила медаль МОСХ. Не прошло и года, как созданная ею музей-мастерская вошла в Ассоциацию частных музеев России. В музее расположена частная коллекция живописи Люси Чарской, а также различные исторические артефакты. И на выставке «Московское время» как раз и представлены работы из Музея Люси Чарской.

Храм князя Игоря Черниговского в Переделкино
Храм князя Игоря Черниговского в Переделкино
Храм Спаса Всемилостивого в Кускове
Храм Спаса Всемилостивого в Кускове
Церковь Преображения Господня в комплексе храма Христа Спасителя
Церковь Преображения Господня в комплексе храма Христа Спасителя

Ее творческая всеядность не отражается на качестве полотен, потому что ни одно не появилось просто так, из ниоткуда, а каждое написано сердцем. Про необыкновенную авторскую манеру художницы искусствоведы писали много раз – и я не буду повторяться. Но Москва – тема особая. Вот что сама Люся говорит на эту тему: «Я в этом городе родилась, живу, пишу его, пою о нем… И свои работы я воспринимаю как молитву о Москве. И пока эта молитва есть, живет и город, - для меня это так…»

Храм Варвары Великомученицы на Варварке
Храм Варвары Великомученицы на Варварке
Успенский собор и колокольня Ивана Великого
Успенский собор и колокольня Ивана Великого
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Мы, простые жители, ходим или ездим по улицам по своим делам и мало что замечаем – дела, спешка, недосуг… Другое дело – художник. Нашел ракурс и все – пора за дело. Ракурсов-то, конечно, много, а Москва одна. И у Люси она – точно своя, личная, многогранная. И московские храмы, столько лет простоявшие в забвении и неухоженности, открываются перед нами во всей простоте и величии одновременно. В самое разное время года. Они не прячутся за большими стройками, не теряются в них, потому что в любом случае выше новоделов, краше их. И как-то даже дружат с современной архитектурой. И у Люси Чарской написанные ею храмы всегда неожиданны, хотя ракурсы просты и понятны каждому. Так, в единой цветовой гамме написана «Церковь Преображения Господня в комплексе храма Христа Спасителя», однако сама церковь как бы светится изнутри и затмевает одним свои куполом безликую многоэтажность заднего фона.

Николо-Перервинский монастырь, 2021
Николо-Перервинский монастырь, 2021
На Манежной
На Манежной
Крутицкое подворье
Крутицкое подворье

Знаю, что многие художники любят Крутицкое патриаршее подворье, но пишут его обычно летом, а у Люси зимой, и получилось так мощно, ярко. А также написанный зимой храм Варвары Великомученицы, напротив, как будто растворяется в морозном воздухе. Конец зимы или ранняя осень на полотне «Успенский собор и колокольня Ивана Великого». Грусть и даже уныние скрашивают яркие желтые купола, которые здесь как солнце, как символ вечной радости.

И не только храмы, купола, колокольни, звонницы, нет. Есть просто улицы. Без людей. Например, на полотне «Рыжее кружево», которое выглядит как мелкая мозаика, как множество мелких стеклышек-осколков, собранных воедино в поэтическую картину московской осени. И совсем другое настроение на полотнах «Московское время» и «Охотный ряд»: нагромождение машин, рекламы, цвета и света – динамичный ритм шумного города. Он звучит и ночью в отражении Москва-реки или Яузы – неважно. Звучат фонари, подсветки, вода, деревья, играющие свои неслышные мелодии, как на картине «Музыка ночи».

Ивановский монастырь. 2021
Ивановский монастырь. 2021
Музеон. Всадник лета
Музеон. Всадник лета
Рыжее кружево
Рыжее кружево
Московское время
Московское время
Музыка ночи
Музыка ночи
Охотный ряд
Охотный ряд

Большая благодарность Екатерине Евменевой за возможность широкому кругу москвичей и гостей города бесплатно увидеть серию работ о Москве художницы, которая так талантливо поет оду своему родному городу, раскрывает его душу и красоту.

Вот такая разная музыка слышится мне в московских полотнах Люси Чарской, отсчитывающих наше московское время.

Выставка открыта до 19 сентября

#искусство#изобразительное искусство#

выставки#люся чарская#московское время