Это одна из частей рассказа о поездке на Кавказ летом 2017 года. Остальные части можно найти в блоге. Например, вот этот рассказ.
Когда солнце заходит за горы, выбора, где ночевать в горах нет, пришлось встать на полевой дорожке неподалеку от медовых водопадов в надежде, что эта земля никому не принадлежит. Наивные. Как только мы легли спать, раздался топот копыт. Рядом справа, слева. Фырчание лошади… Отдаляющийся звук. Через полчаса это повторилось снова. Но слава богу, никто не стучался в окошко и не ругался. А наутро пришли они. Коровы и быки, конечно. Дабы не стеснять непредсказуемых кавказских коров, мы поспешили ретироваться. Через славный и уже очень знакомый по зимним посещениям Кисловодск.
Погуляв ради интереса и сравнения зимы с летом по парку, оценив спортивный настрой уже проснувшихся отдыхающих, поехали в сторону Кабардино-Балкарии, дорогой в Долину Нарзанов.
Как только на перевале замаячила табличка с названием республики, нам открылись вершины Его Величества Эльбруса. Окруженный изумрудами холмиков и бирюзой неба, вздымался он своими снежными шапками, казалось, выше самого солнца. Вот так встретила нас Кабардино-Балкарская республика.
Ну а дальше был новейший асфальт с умопомрачительными спусками. Несмотря на то, что всегда со спусков тормозим коробкой, здесь это не очень-то помогало. Нужно было бы встать хоть на 5 минут и дать раскаленным дискам остыть. Но нет, мы катили вниз. К счастью для нас, ни к каким последствиям это не привело, кроме ещё долго державшегося запаха гари. К слову, так пахло ото всех машин, которые приезжали на источники.
Мы подъезжаем мимо бывшего санатория и охотничьего домика прямо к источникам, готовя кружки для проб. Теперь мы вовсе не жалели, что не попали в этот раз в галерею в Кисловодске. Здесь в одном месте текут сразу с десяток ручейков, и вода во всех разная по газации и минерализации.
В Кисловодске нарзанов гораздо меньше, да ещё и толпы народа у краников, а сюда лишь изредка приезжают туристы. Что удивило, так это то, что люди наливают нарзан в пятилитровые бутылки. Зачем так много? Наш литр воды спустя пару дней жары превратился в неудобоваримое питиё.
Если пройти через санаторий, то по лестнице спуститесь к нарзанной купели, откуда ярко-рыжими струями вытекает живительная влага. Вот сидя на краю этой купели и нужно попивать нарзан, набирая по чуть-чуть именно в том месте, где вода выходит с газами. Бурлит, как гейзер, нарзан, шумит горная река Хасаут. Блаженство!
А потом можно побродить и по заброшенной базе. Конечно, самым привлекательным архитектурным объектом здесь является домик, стилизованный под замок. Внутри полный дестрой, хотя кое на что можно обратить внимание. Например, частично сохранилась чудесная винтовая лестница.
Река, несущая свои воды мимо санатория, как нельзя кстати пригодилась нам для постирочных работ. Тем временем к источнику прибывали всё новые и новые семьи с бутылками. Все они выглядели вполне добропорядочно, но кто-то ведь оставляет горы мусора в 10 метрах от выхода нарзана?
Ещё одной точкой в КБР стали озера Шандхурэй. До их посещения ничего об этом месте не знали и не слыхом не слыхивали. А ведь озёра засветились на большом экране ещё в 70-х годах: здесь снимали эпизод фильма «Земля Санникова».
Глубокие карстовые провалы с отвесными скалами, обрывающимися в голубую бездну воды, впечатлили. Дорога сюда легкодоступна и не для полноприводных машин через брод, но, кажется, все-таки не в сырую погоду. Пока несколько автотуристов расположилось у большого озера, мы остановились у малого, но, на наш взгляд, более красивого. А так как время было предзакатное, то и заночевали мы на весьма кстати окошенной полянке у обрыва. Гостей в этот раз не было.
Утром солнце удачно подсветило зеркало воды, на поверхности которого играла рябь, запищали в высокой траве радостные птахи, проснулись и зажужжали трудолюбивые насекомые. Жизнь вокруг закипела.
Спасибо,что уделили внимание! Продолжение рассказов о Кавказе следует.