Найти тему
Секреты фуд-фото

Цветовые схемы в фуд-фотографии

Цвет — один из главных инструментов фотографа, наряду со светом и композицией. С помощью цвета можно доносить до зрителя любые свои задумки, делать акценты, управлять вниманием. Вы, как фотограф, можете оставить у зрителя после просмотра вашей фотографии ощущение счастья, любопытства, голода, грусти, спокойствия или гнева — да практически всего спектра эмоций, и цвет вам в этом большой помощник.

Однако в фуд-фотографии будут уместны не любые эксперименты с цветом. Изображения еды в первую очередь должны вызывать аппетит, поэтому важно оставаться в рамках натуральности и соблюдать цветовую гармонию не только в самом блюде, но и в сочетании еды, реквизита и фона. Визуальная цветовая гармония — это то, что привлекает зрителя и создает внутреннее ощущение порядка и равновесия в восприятии. Когда нет гармонии, ваш мозг либо отвергнет информацию, посчитав ее недостаточно стимулирующей, либо также отвергнет ее из-за хаотичности.

Закройте глаза и представьте себе еду, которую вы планируете снимать, и настроение вокруг нее. Какого цвета будет блюдо? Вы в ресторане при свечах или на улице в жаркий летний день? Или вы в деревянном доме у камина, а за окном метет снег? Спланируйте свой кадр заранее, а затем приступайте к съемке. Шаг за шагом, отталкиваясь от какого-то одного цвета, при составлении композиции анализируйте весь свой реквизит — подойдет ли синяя скатерть в данном случае к моему блюду? А стоит ли ставить в кадр красную кружку или поискать более нейтральный вариант?

В вопросах сочетания цветов очень помогает разобраться цветовой круг Йоханнеса Иттена. Зная всего несколько приемов работы с ним, можно воссоздать самые красивые сочетания на своих снимках. Круг Иттена — это схема из 12 цветов, образованных из трех базовых или первичных цветов (синий, желтый, красный). Смешивая три эти основных цвета, можно получать любые оттенки, доступные человеческому глазу. Цвета, полученные путем смешения базовых цветов, называются вторичными. А если смешать вторичный цвет с базовым, то можно получить третичный. Круг устроен так, что максимально контрастные цвета на нем расположены максимально далеко друг от друга, а близкие цвета соседствуют.

-2

Основные варианты сочетаний по кругу Иттена выглядят так:

  1. Аналогичные цвета — это любые три цвета, расположенные рядом на цветовом круге. Обычно преобладает один из трех цветов, двое других дополняют.
  2. Дополнительные (комплиментарные) цвета — это любые два цвета, находящиеся в цветовом круге напротив друг друга, например, красный и зеленый, оранжевый и фиолетовый, голубой и желтый. Эти противополжные цвета создают максимальный контраст и максимальную стабильность, они активны и энергичны и часто встречаются в природе (клубника, арбуз, цветы). Однако будьте внимательны, при съемке еды не стоит использовать оба цвета в равной пропорции, так как они будут перебивать друг друга. А вот для акцентирования на чем-то этот прием подойдет как нельзя лучше
  3. Если вам нужно использовать три цвета, то мысленно нарисуйте на круге равносторонний треугольник, один из углов которого будет основным цветом. Два остальных угла треугольника придутся на два других цвета, которые дадут сбалансированное сочетание. Это называется классической триадой.

Важно понимать, что круг Иттена представляет собой упрощенную схему. Это полезный инструмент, который упрощает работу, но со временем вы научитесь подбирать цвета, не завися от наличия круга под рукой. Кроме того, очень эффектным приемом является монохром или сочетание оттенков одного и тоже цвета.

Сочетаются и все цвета одинаковой светлоты. Пастельные (разбавленные белым) сочетаются со всеми пастельными, а все темные (с добавлением черного цвета) сочетаются с темными.

И еще один прием — сочетание цветов одной температуры. Каждый цвет имеет теплый или холодный оттенок. Теплые имеют желто-оранжевый подтон, а холодные — синий. Исключением является оранжевый, у которого нет холодного оттенка, он всегда теплый. Все теплые цвета сочетаются между собой, и все холодные сочетаются между собой. Сочетать теплые с холодными можно, используя все вышеперечисленные схемы.

Серые и приглушенные темные тона обычно менее аппетитны, чем яркие и насыщенные цвета. Но это не значит, что они не могут быть у вас на фотографии. Например, если вы снимаете яркий ягодный торт или оранжевый тыквенный суп на темно-сером фоне, то это выгодно подчеркнет ваш объект съемки, направив на него внимание зрителя. Потому что черный фон усиливает яркость, а белый, наоборот, яркость блюда ослабит. Кроме того, серый, черный и белый являются универсальными и чаще других используются фудфотографами в качестве фона. Если вы новичок в фуд-фотографии, в первую очередь приобретайте фоны именно этих цветов.