Альбрехт Дюрер создал и поднял свой жанр, ксилографию, и наполнил работы массой символов, о значении которых спорят до сих пор.
Альбрехт Дюрер (1471-1528) может спорить с самим Леонардо да Винчи по влиянию на свою эпоху. Он познавал мир на стыке творческих и теоретических дисциплин, из-за чего повлиял одновременно на математику, науку и искусство. Он был первым художником-теоретиком, учившим искусству в различных жанрах. Но в первую очередь он был гравёром и мастером ксилографии, которую в одиночку поднял до уровня искусства. В работах Дюрера проявляется разносторонность его личности: он не просто писал гравюры, а встраивал в них символы, культурные коды своей эпохи и настоящие загадки.
Одна из его наиболее известных гравюр, «Адам и Ева», насыщена деталями на фоне главных героев, изображённых в античном стиле. Четверо животных вокруг Адама и Евы – это четыре различных типа темперамента: холерик (кошка), сангвиник (кролик), флегматик (бык) и меланхолик (лось). Они же отображают человеческие грехи. С руки Ева кормит змея, олицетворяющего зло, тогда как у Адама на ветви рябины сидит попугай – символ мудрости и благожелательности.
Другая известная гравюра – «Четыре всадника Апокалипсиса» – была написана Дюрером в период, когда в Европе предрекали конец света (к 1500 году), и повторяла библейский сюжет. Герои гравюры – всадники – обозначали бедствия, ожидаемые во время конца света. Всадник с луком – Чума, с мечом – Война, с весами – Голод. Ниже остальных летит всадник Смерти, костлявый и с трезубцем. Дюрер чуть переосмысляет текст Апокалипсиса – рисует их не по отдельности, а вместе, общим строем.
На гравюре «Рыцарь, Смерть и Дьявол» Дюрер изображает рыцаря, окружённого с двух сторон злыми силами, но направленного только вперёд. Он не обращает внимание на символы, показывавшие бедственную дорогу для рыцаря – череп под ногами, песочные часы в руках Смерти. Для рыцаря важнее символы благородства: здесь это дубовый венок в гриве коня и пёс, символизирующий верность и преданность. Как и рыцарь с конём, пёс тоже смотрит вперёд и показывает силу человеческого духа.
Тем не менее, все эти гравюры вместе взятые не приковывают столько внимания, сколько гравюра «Меланхолия» (так, исследователь Петер-Клаус Шустер посвятил два книжных тома анализу только этой гравюры). Такой интерес к гравюре возник из-за огромного количества образов, которые можно считывать по-разному, и самого интереса Дюрера к меланхолии, которая в Средние века также считалась болезнью, связанной с разлитием чёрной желчи в организме.
Главный образ гравюры – Гений, персонаж на переднем плане – похоже, и является олицетворением или музой меланхолии с пустым взглядом. Другой персонаж, маленький мальчик с крыльями, что-то чертит на досочке, но со взглядом скучающе-меланхоличным, а не увлечённым. Третий ключевой образ гравюры – собака, которая в те времена тоже символизировала меланхолию, лежащая с грустным взглядом возле других ключевых персонажей.
Вокруг ключевых образов Дюрер оставил множество символов, связанных с Сатурном – покровителем меланхоликов: различные предметы земледелия (весы, камни, циркуль, жернов), песочные часы. Другая серия символов связана с Юпитером, который считался антиподом Сатурна и «доброй фортуной»: магический квадрат, радуга, книга, порт. Возможно, Дюрер хотел уравновесить в образах меланхолию и предметы, которые противопоставлялись меланхолии.
На «Меланхолии» также нашлось место первому магическому квадрату, который отсылает к пифагорейской традиции – согласно ей, числа и их комбинации могли воздействовать на мир. В магическом квадрате Дюрера сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали и в любом угле из четырёх чисел будет равна 34. Числа были не просто идеально подобраны, в этих подборках Дюрер тоже зашифровал скрытый смысл: например, обозначил год написания гравюры – 1514.
Масса загадок в работах Дюрера – следствие его стиля, очень подробной детализации и аллегоричности. Даже для нынешнего времени такая детализация была бы уникальной.
Автор: Сергей Титов