Вряд ли первый русский писатель по имени Нестор знал данные подробности, пока строчил свою легендарную "Повесть временных лет", однако одолевали молодого князя Владимира Красно Солнышко мысли противоположные. Я бы даже сказал, черно-безлунные. А потому он не сидел на пиру, выдавая Людмилу замуж за Руслана, а думал думу тяжкую, непростую. Иными словами, молодой князь обнаружил, что страной необходимо управлять.
То ли дело его отец, князь Святослав. Лихой был вояка, отменный рубака и вообще идеальный отец, никак не вмешивавшийся в процесс воспитания своих детей, однако же выплачивающий все положенные алименты. А еще удачлив был без меры. Уничтожил Хазарский каганат, выжег со своим воинством страшного византийского врага в лице Болгарского царства и даже, по обычаю того времени, умер молодым. С мечом в руке и в яростном бою. Говорят, из его черепа печенежский хан Куря сделает чашу, дабы после специальных ритуалов пить из нее и тем самым завладеть мужеством и храбростью своего павшего врага. Правда, вряд ли его убил сам Куря. Он, как и все ханы, руководил боем, пока Святослав, внешне никак не выделявшийся из своих воинов, рубился в первых рядах.
Все это Владимир умел прекрасно. А вот управлять страной оказалось куда сложнее. Особенно, если твоя страна - аморфное объединение родов, скрепленное разве что силой варяжских мечей... О да, варягов ненавидели все. И старые племена, вроде полян, северян и древлян, и пришлые из Приодрья дреговичи, вятичи и кривичи. Северные пришельцы из земель, где не понимают человеческого языка и говорят на странных гортанных наречьях. Грабители и убийцы, не знающие Закона и Правды. Они относились к славянским землям, как к завоеванной и покоренной стране, а не как к землям, куда их пригласили быть гостями.
Что ж, рано или поздно гость наглеет. И для таких наглецов у славян был заготовлен ответ, по своей жестокости превосходящий все возможные действа. Говорите, скандинавы устраивают "кровавого орла"? Извините, но скандинав не сделает вам "кровавого орла", если вы его разорвете между двух молодых берез. Именно так закончил князь Игорь и уцелевшие его вои. Именно это славяне охотно бы сделали с каждым другим варягом.
С другой стороны, славян много, но именно варяги являются основой войска князя Владимира, самой его боеспособной частью. С ними он обретается с детства. Он знает, как быть варягом и морским конунгом, не зря пытался в свое время сбежать в Швецию, да злые новгородцы порубали днища у ладей и стругов. Он вынужден полагаться на них, так как более верных людей у него просто НЕТ.
Но как управлять двумя народами, которые вот-вот вгрызутся друг в друга? Весьма непросто, особенно если они противостоят друг другу даже на уровне религии. У скандинавов - четкая религиозная структура с Одином во главе и четким ранжированием области ответственности. У славян - каждый поклоняется кто во что горазд, а на могучего бога грозы не обращают почти никакого внимания. Да и зачем он нужен, когда они Даждьбожьи внуки?
Пока Святослав воевал где-то далеко, проблема совместного сожительства двух народов вообще не стояла. Но стоило им оказаться запертыми в узких рамках одного государства, как словно кто-то дрожжи в выгребную яму кинул и полезло всякое непотребное. Часть варягов удалось, конечно, сплавить в Византию, однако же это снимало лишь часть проблемы, а не решало ее целиком. Требовалось решительно что-то сделать. Найти нечто, что могло бы найти что-то общее между двух народов.
И тогда князь Владимир взял и по примеру варягов упорядочил славянский пантеон, взяв за основу скандинавский. А заодно и во главе всего этого поставил Перуна, доселе малоизвестного и малопочтенного громовержца. В историю это вошло как пантеон князя Владимира. Ну а продолжение вы знаете...
Автор - Александр Викторов