Найти в Дзене

Долгая дорога к морю - 2. На пороге в училище

Начало здесь. Но счастливчики, зачисленные в училище, горящие желанием приступить к изучению морского искусства, неожиданно были направлены на работу, не имеющего никакого отношения к морю – собирать картофель. Такая практика существовала в то время - городские жители: школьники, студенты, работники предприятий, помогали сельчанам пропалывать грядки и собирать урожай. Молодые ребята, вчерашние выпускники школы, с энтузиазмом приступили к выполнению новых обязанностей. Работа несложная, на свежем воздухе, вечером - костёр с песнями под гитару. Ночное небо в сельской местности темней, чем в городе, звезды на нем ярче, можно изучать созвездия, по которым моряки вычисляют местоположение судна. Время пролетело быстро и вот уже мы готовимся к началу учебного года. Это называется Оргпериод. Это распределение помещений между вновь поступившими курсантами и приведение их в образцовый порядок, как полагается в учебных заведениях полу-военного типа. Из поступивших в училище на судоводительский ф

Начало здесь.

Но счастливчики, зачисленные в училище, горящие желанием приступить к изучению морского искусства, неожиданно были направлены на работу, не имеющего никакого отношения к морю – собирать картофель. Такая практика существовала в то время - городские жители: школьники, студенты, работники предприятий, помогали сельчанам пропалывать грядки и собирать урожай.

Молодые ребята, вчерашние выпускники школы, с энтузиазмом приступили к выполнению новых обязанностей. Работа несложная, на свежем воздухе, вечером - костёр с песнями под гитару. Ночное небо в сельской местности темней, чем в городе, звезды на нем ярче, можно изучать созвездия, по которым моряки вычисляют местоположение судна.

Время пролетело быстро и вот уже мы готовимся к началу учебного года. Это называется Оргпериод. Это распределение помещений между вновь поступившими курсантами и приведение их в образцовый порядок, как полагается в учебных заведениях полу-военного типа.

Из поступивших в училище на судоводительский факультет в этом - 1974, - году сформировали 11-ю роту (расшифровывалось как: 1 – первый факультет, 1 – первый курс), а точнее 2 роты по сто курсантов – 11А и 11Б. Через год нам предстояло превратиться в 12-ю роту, а закончить училище в 16-й роте – без малого через 6 лет обучения.
Забегая вперед, скажу, что из зачисленных на судоводительский факультет 200 курсантов дипломы инженеров-судоводителей получили примерно 150 выпускников. Четверть курса (каждый четвертый! - из поступивших) отсеялось по разным причинам: неуспеваемость, проблемы с дисциплиной или со здоровьем, нежелание связывать свою жизнь с работой в море после более близкого ознакомления с реальностью морской специфики.

Командиром 11А роты нам назначили капитана 3-го ранга Т. – доброжелательного, со своеобразным чувством юмора офицера, на годы обучения заменившего нам отца родного, - такого же заботливого и требовательного. Роты были разбиты на 4 группы по 25 человек, в каждой из которой мы выбрали, по совету командира роты, - старшину – из тех, кто уже успел послужить в армии, то есть имевших больший жизненный опыт и понятие о воинской дисциплине, чем большинство курсантов, зачисленных сразу со школьной скамьи. В нашей группе старшиной был В., а старшиной роты – Р. из Прибалтики (сейчас - президент Клуба капитанов Эстонии).

Старшины составили списки групп - по размерам одежды и обуви каждого курсанта, согласно которых нам выдали долгожданную форму курсантов: брюки флотского фасона черного цвета, без ширинки, тельняшки летние – без рукавов, - и зимние – с длинными рукавами, фланки (фланелевки) синие и белые (голландки), гюйсы, фуражки, ремни с медными пряжками, а также нарукавные нашивки с обозначением названия училища – ЛВИМУ, с красным флажком и одной желтой лычкой – по номеру курса.

справа ещё бывшие абитуриенты, а слева уже курсанты. из архива автора.
справа ещё бывшие абитуриенты, а слева уже курсанты. из архива автора.

Теперь мы уже могли с законной гордостью носить свои заслуженные лычки, в то же время с завистью поглядывая на старшекурсников, у которых 5 – 6 лычек простирались от плеча до локтя. Для придачи дополнительной лихости своей внешности многие курсанты вшивали клинья в брюки или шили отдельно брюки-клёш, для выхода в город. Проживавший неподалеку мастер портной натренировался шить такие брюки по своим лекалам из материала заказчика всего лишь за час и по сходной цене - не уверен точно за 3 или 5 рублей. На внутренних построениях в училище такие брюки безжалостно изымались командирами как неуставные, если ширина штанины превышала положенные 28 см. Также тщательно контролировались ботинки и пряжки ремней, которые должны были быть начищены до блеска.

образцовый курсант. фото сделано для отправке папе-капитану.
образцовый курсант. фото сделано для отправке папе-капитану.

Ну и прическа должна была соответствовать требованиям устава. Для начала нас всех подстригли под ноль, в дальнейшем просто должна быть короткая стрижка.

Отличительной чертой идеального порядка в роте, помимо безупречно заправленных коек, был сверкающий паркет. Чтобы паркет сверкал, мы циклевали, то есть строгали, - каждую паркетную досочку осколками стекла и натирали до блеска парафиновой ваксой специальными щетками.

В завершение оргпериода командир роты объявил нам сумму заработанных на уборке картофеля денег, полученных от колхоза, на которые мы купили цветной телевизор и шторы в красный уголок. Постепенно жизнь приходила в обыденное русло учебно-воспитательной программы по превращению мальчишек в будущих покорителей морей.

Продолжение здесь.