Никита, привет. Вот решил рассказать тебе немного о своей морской жизни, чтоб помочь сделать выбор будущей профессии. Ксюша, в принципе, тоже может послушать, просто из интереса, а может тоже подумать о морской карьере - сейчас женщины начинают активно вытеснять мужчин с занимаемых должностей на морских судах.
У меня самого в роду моряков не было. Дедушек я не застал живыми, а отец обладал сугубо сухопутной профессией - он работал бухгалтером. Откуда я мог заразиться мечтой о море? Вероятно, я черпал информацию о морской жизни из книг и кинофильмов: "Приключения Симбада-морехода", "Максимка", "Дети капитана Гранта", "Алые паруса", "Два капитана" и другие произведения, в том числе задорная песня из кинофильма "Дети капитана Гранта" о весёлом ветре, а также песня об отважном капитане. Смелые и целеустремленные мореплаватели не могли оставить равнодушным ребёнка, вызывая желание вырасти таким же мужественным и отважным человеком, как герои этих произведений.
Честно говоря, в самом детском возрасте я мечтал стать дворником. Подметая двор, можно было найти много разных мелких предметов, гвоздиков, цветных стеклышек и других сокровищ. Особенно мне нравилось весной колоть лед, прокладывая ручьям дорогу на улицу – к водостокам. Таким образом я помогал солнышку освобождать асфальт от сугробов и льда и приближал весну. Но пуская по ручьям спички и самодельные кораблики, я начал задумываться, куда ведут ручьи, реки и узнал о существовании морей и океанов. Так появилось желание посмотреть эти бескрайние водные просторы.
Позже к детским мечтам добавилось желание увидеть своими глазами как живут люди в заморских странах, и заканчивая обучение в средней школе, я твёрдо решил стать моряком и, желательно, капитаном.
Но то было давно, лет сто назад, в эпоху парусного флота, когда устроиться на морское судно юнгой мог любой мальчишка без всякого образования. Потом он рос, осваивая на практике морское дело, поощряемый подзатыльниками от более опытных моряков за допущенные ошибки, пока не становился закаленным в невзгодах морским офицером, а то и командиром корабля или капитаном торгового или рыбопромыслового судна.
А теперь, уже в наше время, в море брали (и берут до сих пор) только специалистов, подготовленных в специализированных училищах.
Ещё до окончания школы я начал искать информацию о таких учебных заведениях, где готовят моряков. Интернета тогда не было, зато газета "Комсомольская правда", которую выписывали практически в каждой семье, где были дети-старшеклассники-комсомольцы, опубликовала списки институтов и училищ, готовящих специалистов различных профессий. Мой выбор пал на ЛВИМУ им. Адмирала С. О. Макарова.
Я написал письмо в это училище и стал ждать ответа. Лето близилось к концу, когда я получил приглашение приехать в Ленинград для прохождения приёмных экзаменов.
Наскоро собрав небольшой чемоданчик, я бросился на вокзал. Там я отстоял длиннющую очередь в кассу, протянул в окошко руку с деньгами на билет до Ленинграда и получил ответ :
- Билетов нет.
Над исполнением моей мечты нависла опасность остаться нереализованной по такой нелепой причине, как переполненность вагонов в летний сезон. Вероятно, у меня был очень расстроенный вид, потому что в очереди начали мне сочувствовать и кто-то посоветовал:
- Иди к поезду и договаривайся с проводницами.
Воодушевившись надеждой на удачу, я поспешил на перрон, где уже шла посадка пассажиров на поезд, следовавший в Ленинград.
Походил вдоль вагонов, приглядываясь к проводницам, стараясь угадать наиболее мягкосердечную. Потом подождал, когда очередь на посадку окажется внутри вагона, опасаясь не успеть договориться о своём нелегальном проезде до скорого отхода поезда.
Но безбилетный проезд оказался преступлением лишь для меня. Для бывалой проводницы это был способ небольшого дополнительного заработка к своей официальной зарплате. Оценив ситуацию, она пропустила меня в вагон и кратко проинструктировала:
- Лезь на третью полку и не высовывайся.
Вскоре поезд медленно тронулся, потом разогнался, и я помчал навстречу судьбе, вдыхая летние запахи лесов и полей, смешанные с паровозным дымком, под монотонный стук колёс.
Через 2 ночи, рано утром поезд прибыл на Московский вокзал Ленинграда. Я расспросил местных жителей, как добраться на Васильевский остров, и вскоре стоял уже перед проходной училища на Косой линии. Дверь в здание старинного особняка из красного кирпича, в котором располагалась приёмная комиссия, была ещё закрыта, но у ворот ограды имелась будка с вахтенным курсантом, парнем, немного старше меня, в морской форме. Хотя позже я узнал, что вахту летом несут в училище плохо успевающие в учёбе курсанты, оставленные для пересдачи экзаменов, тогда этот двоечник казался мне воплощением мечты, ведь он уже учился в мореходке, куда мне только предстояло поступать, пройдя приёмные экзамены.
Вскоре двери открылись, и собравшаяся у входа группа абитуриентов была пропущена вовнутрь здания, направляясь по указателям в кабинет с табличкой "Приёмная комиссия".
Оттуда мы были направлены на 21-ю линию, где располагался "экипаж" - помещения для проживания курсантов. Летом курсанты находились на практике на судах и экипаж был предоставлен для проживания абитуриентов, приехавших из других городов.
География приехавших была обширна. Со мной в кубрике поселили ребят из Душанбе и Ферганы. И мне это не казалось чем-то необычным : это были города одной страны - СССР. Сейчас это ставшие нам чужими страны - Таджикистан и Узбекистан.
Первым делом мы прошли медкомиссию на первом этаже экипажа, так как специфические условия работы в море требовали крепкого здоровья.
Весь день мы готовились к вступительным экзаменам в аудиториях училища, а вечером могли поиграть в футбол на спортивной площадке на территории экипажа. Из окон экипажа играла музыка, наиболее часто исполнялась популярная тогда песня "Звездочка моя ясная, как ты от меня далека..."
Некоторые ребята уже встречались с девочками до отъезда в Ленинград и тосковали в разлуке. Меня такие переживания сильно не волновали. Хотя отец предостерегал меня от выбора профессии моряка - в плане трудностей с семейной жизнью, - мне эти проблемы казались второстепенными и не заслуживающего внимания настоящего мужчины, которым мне предстояло стать, окончив училище.
В дорогу мать дала мне 20 рублей на еду на первое время, пока не зачислят в училище и не обеспечат питанием и формой за счёт государства. Но в один из первых дней мы пошли в баню и там меня обокрали, благородно оставив в бумажнике одну пятёрку. Пришлось исключить из своего рациона вкусные сосиски и яичницу и ограничиться бутербродами, которые мы делали сами в кубрике, скидываясь на батоны, масло и колбасу. Лёгкое чувство голода придавало мне решительности при подготовке к экзаменам.
Конечно, пришлось поволноваться: конкурс составлял более 5 человек на место. Но хорошие оценки в школе и на вступительных экзаменах позволили мне попасть в заветный список поступивших, вывешенный в вестибюле училища. К сожалению, оба из моих соседей по кубрику в список не попали и вынуждены были возвращаться в родной город.
А я ступил на первую ступеньку по дороге к мечте стать капитаном дальнего плавания - стал курсантом лучшего в СССР морского училища.
Продолжение здесь.
#капитан
#ЛВИМУ
#море