Найти в Дзене
Дмитрий Бондаренко

Как Никита Михалков решил почувствовать себя царем

В 1990е, в определенных кругах российского общества, началась мода на монархизм. В свою очередь, Никита Михалков неоднократно заявлял о своем восхищении личностью предпоследнего русского императора (Александра III). Ради того, чтобы сыграть любимого царя, режиссер снимает «Сибирского цирюльника». Что же можно сказать про этот фильм?

В 1905 году, в городе Спрингфилд, штат Массачусетс, Джейн Кэлэген пишет для сына историю своей жизни. Эта история начинается с того, что в 1885 году, девушка пребывает в Москву, чтобы помочь Дугласу МакКрекену найти финансирование для его новой лесопильной машины – «Сибирский цирюльник». Но в поезде она встречает Андрея Толстого – юнкера Императорского военного училища, и эта встреча изменит их жизни. Что же будет дальше?

Кадр из фильма «Сибирский цирюльник» (взято с imdb.com)
Кадр из фильма «Сибирский цирюльник» (взято с imdb.com)

Вышедшие в 1994 году «Утомленные солнцем» были признаны международной публикой и этот фильм даже получил в 1995 году «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Окрыленный этим неожиданным успехом, Никита Михалков явно решил снять для иностранной публики фильм про «Россию, которую мы потеряли». Итогом этой задумки стал «Сибирский цирюльник» - фильм с бюджетом в $35 млн. и ради съемок которого отключили освещение кремлевских звезд.

Все же фильмы оценивают не по бюджету и уровню связей режиссера. И, к сожалению, фильм производит двоякое впечатление – с одной стороны все «дорого-богато» и снято на очень профессиональном уровне, а с другой стороны бросается в глаза явная ориентированность произведения на иностранного зрителя, начиная с имени героя Олега Меньшикова (Андрей Толстой, чтобы у западного зрителя возникла аналогия с понятно кем).

Русская духовность и американская меркантильность
Русская духовность и американская меркантильность

Также Никита Михалков явно стремился показать западному зрителю Россию «молочных рек с кисельными берегами», где все здоровались исключительно словами «Ваше Высокоблагородие» и любили мудрого батюшку Царя, а народовольцы были какими-то единичными отщепенцами. При этом режиссер зачем-то включил лубочную сцену масленичных гуляний и гротескную сцену запоя генерала Николая Радлова. Зачем? Это явно не служит благородному делу повышению образа России в мировом общественном мнении.

Кроме того, режиссер очень сильно растянул хронометраж фильма, в результате чего много зрителей могут начать зевать и желать прекратить просмотр. Я не противник длинных фильмов, но это оправданно в тех случаях когда автору есть что рассказать. А в случае с «Сибирским цирюльником» Никита Михалков явно использовал пятнадцать слов, когда можно было обойтись пятью. Он это сделал, чтобы освоить весь бюджет? Не знаю.

-3

Суммируя, «Сибирский цирюльник» получился красивой сказкой про загадочную русскую душу с отличными русскими и зарубежными актерами, но с немного сумбурным сюжетом и безнадежно растянутым хронометражем. Смотреть или не смотреть – решайте сами. Берегите себя и смотрите отличные фильмы!

Согласны?

Дмитрий Бондаренко – твой проводник в мире кино! СТАВЬТЕ ЛАЙК И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МЕНЯ - у меня много интересного!