1. Круговорот жестокости в природе
Начиная с фильма «32 августа на Земле» в творчестве Дени Вильнёва появляется ключевая идея — отсутствие абсолютного добра и зла. Жестокость, которую проявляют герои, зачастую вызвана самыми благородными порывами, так, в «Пленницах» отец, обезумевший от горя после похищения дочери, изощренно пытает предполагаемого преступника.
В каком бы жанре ни работал Вильнёв, будь то криминальный боевик, психологический триллер или научная фантастика, он всегда акцентирует внимание на изменчивости человеческой природы, неотъемлемой частью которой является агрессия. При этом режиссёр не смакует сцены насилия, кровь, кишки и прочая расчленёнка остаются обычно за кадром. Такая отстраненность работает на усиление эмоционального напряжения.
2. Переоценка ценностей
Герой Вильнёва — рядовой обыватель, который попадает в сложную жизненную ситуацию и, пройдя ряд испытаний, начинает по-другому воспринимать мир и самого себя. Старая система координат становится непригодной, приходится изобретать новые ориентиры. Иногда происходящее расширяет границы сознания персонажей, так, в «Прибытии» героиня Эмми Адамс, разгадав язык гептаподов, обретает способность воспринимать время нелинейно.
3. Размытый фон
Чтобы подчеркнуть зазор между реальностью и внутренним миром героев, Вильнёв часто размывает фон. В этом ему помогают бесконечные стёкла, зеркала, мутные отражения, дождь и туман. Окружающая действительность словно скрывает от героев какую-то страшную тайну. Приблизиться к ней — значит побывать в самых тёмных закоулках собственного Я.
4. Синтез музыки и звука
Звуковое сопровождение в фильмах Вильнёва играет ключевую роль. Он трижды работал с композитором Йоханном Йоханнссоном и дважды с Хансом Циммером. Написанная ими музыка и звуковые эффекты дополняют друг друга, что придаёт изображению объёмность, усиливает тревожный фон и создаёт ту самую таинственную атмосферу.
5. Символика цвета
С помощью цвета Вильнёв решает самые разные задачи. Жёлтая цветовая палитра «Врага» призвана подчеркнуть унылую жизнь героя Джейка Джилленхола, яркие детали появляются на экране вместе с двойником-антиподом. Двойник сам по себе — ни что иное, как вытесненная в бессознательное «тёмная» часть личности протагониста. Одежда разных цветов помогает зрителю различать персонажей: спокойный и уравновешенный главный герой носит светлые костюмы, а вспыльчивый и агрессивный доппельгангер — тёмные.
Картина о массовом убийстве «Политех» сделана в чёрно-белом цвете, что придаёт ей налёт документальности.
Устрашающий эффект производят врывающиеся в коричнево-желтую цветовую палитру «Пожаров» контрастные языки пламени.
Холодные синие оттенки «Пленниц» ассоциативно отсылают к скандинавским детективам.
В «Бегущем по лезвию 2049» Вильнёв впервые работал с культовым оператором Роджером Дикинсом, который помог режиссёру создать фантастичное изображение и осовременить неоновую киберпанковую эстетику фильма Ридли Скотта.
Миры «Дюны» контрастируют между собой: теплая жёлтая пустыня Арракис и иссиня-черная планета главных злодеев Харконненов.
6. Женщина в мире мужчин
Вильнёв часто строит повествование вокруг женского персонажа. Порой ради этого режиссёру приходится отстаивать свои интересы перед голливудскими студиями, как это было в случае с фильмом «Убийца». Режиссёра убеждали заменить героиню Эмили Блант на мужчину, но Вильнёв был непреклонен.
Интерес к женским персонажам прослеживается уже в ранних работах Дени Вильнёва «32 августа на Земле» и «Водоворот». А картина «Политех» вообще посвящена массовому убийству в Политехнической школе Монреаля на почве мизогинии.
Героини фильмов Вильнёва попадают в агрессивную мужскую среду, где им предстоит пройти непростой путь. Такой расклад не только усиливает драматический потенциал картин, но и чётко обозначает социальную позицию режиссёра.
7. Безграничное пространство
Вильнёв на визуальном уровне противопоставляет маленького героя и необъятный окружающий мир. С помощью широкоугольного объектива режиссёр заполняет бóльшую часть кадра пространством, на фоне которого персонажи выглядят как маленькие картонные фигурки. Это усиливает ощущение тревоги перед пугающей неизвестностью.
Зрителю бывает нелегко понять, как локации фильма располагаются относительно друг друга, что превращает картины Вильнёва в своеобразные лабиринты.
Кстати, режиссёр даже в своих научно-фантастических фильмах стремится по минимуму использовать хромакей. Так, в «Прибытии» гигантский тоннель и экран внутри космического корабля были созданы в реальном размере, а в «Бегущем по лезвию 2049» для панорамных съемок города использовали миниатюры.
8. Финальный твист
Дени Вильнёв – любитель ошарашить зрителя непредсказуемым финалом, будь то сбивающее с ног откровение, или многоточие, намеренно поставленное, чтобы открыть дорогу зрительскому воображению.
9. Между артхаусом и мейнстримом
Уникальность Дени Вильнёва ещё и в том, что его картины балансируют на грани мейнстрима и авторского кино. Несмотря на то, что свои последние фильмы Вильнёв снимает под надзором крупных голливудских студий, ему удается делать глубокие идейные картины, затрагивающие вечные экзистенциальные вопросы. Его «умная фантастика» с минималистичным дизайном, философской подоплёкой и обилием длинных кадров наследует Стэнли Кубрику и Андрею Тарковскому.
10. Метафоры
Все свои фильмы режиссёр обильно сдабривает символами и метафорами. Так, в «Пленницах» центральным объектом становится лабиринт — символ непостижимости истины, которую пытается найти детектив, расследующий похищение детей. В то же время лабиринт символизирует моральные терзания религиозного отца одной из жертв.
Во «Враге» то и дело мелькают гигантские пауки, намекающие зрителю на главный страх героя — быть уничтоженным женщиной, который провоцирует распад психики и появление двойника.
Спускающаяся в тоннель героиня Эмили Блант в «Убийце» блуждает в незнании, конец подземной операции знаменует её посвящение в суть конфликта.
Круги и замкнутые циклы в «Прибытии» подводят зрителя вместе с героиней Эми Адамс к главной разгадке языка гептаподов — нелинейному восприятию времени.
Жёлтый цветок, найденный Кеем у мертвого дерева в «Бегущем по лезвию 2049», символизирует чудо — рождение ребенка в союзе человека и репликанта.
Отравленная игла, которой угрожает Полу Атрейдесу представительница ордена Бене Гессерит, и зуб Шаи-Хулуда, служащий орудием в финальной схватке главного героя с фрименом, — фаллические символы, означающие утрату инфантильности и обретение власти.
11. Размеренный темп
С помощью длинных кадров, продолжительных пролётов камеры и многозначительных пауз Вильнёв замедляет повествование, чтобы ввести зрителя в состояние гипнотического созерцания. В поздних фильмах режиссёра камера по преимуществу статична, её движения плавны, что выделяет картины Вильнёва из большинства крупнобюджетных голливудских картин.
12. Гнетущая атмосфера
Пожалуй, главное в фильмах Дени Вильнёва — это атмосфера, которая временами затмевает сюжет и характеры героев. Режиссёру интересно не просто рассказать историю, но погрузить зрителя в пространство фильма, чтобы разрушить его психологические защиты и облегчить идентификацию с героями.
Во вселенной Дени Вильнёва именно настроение фильма определяет его эстетику, будь то пробирающий до костей провинциальный ландшафт «Пленниц», стерильное кафкианское пространство «Врага», выжженные пейзажи и футуристичная архитектура «Бегущего по лезвию 2049» или таинственная пустынная планета Арракис.
Больше материалов об авторском кино ищите на канале в Telegram.