Не стоит забывать, что рок-н-ролл - это не только музыка, но еще и шоу, зрелище. На западе, на его родине, это прекрасно понимали, и пока в СССР общепринятым стандартом для эстрадных исполнителей было стоять на одном месте и желательно не шевелиться, в Америке или же в Англии музыканты вовсю старались удивить и поразить слушателей своим сценическим поведением.
У некоторых певцов таким образом со временем складывалась своя уникальная манера выступления, которая оставалась с ними на всю жизнь и становилась их фирменной "визитной карточкой".
1. Фредди Меркьюри и сломанная стойка
Об этой интересной фишке Фредди Меркьюри знают все, кто хоть раз видел любой концерт Queen, ведь ее вокалист выступал подобным образом всегда, начиная с ранних лет группы и заканчивая своими последними годами. Меркьюри никогда не использовал стандартную микрофонную стойку, которая обычно ставится на пол (разве что только когда редко сам играл на гитаре), а предпочитал держать в руках ее отсоединенную половину. Энергичный Фредди так много перемещался по сцене, что представить его стоящим на одном месте было просто нельзя.
Но почему он тогда не пел просто в незакрепленный микрофон, а таскал с собой именно фрагмент стойки? Дело в том, что данная привычка возникла чисто случайно.
Однажды во время одного выступления на самой заре Queen, в 1970 году, тогда еще Фредди Булсара настолько активно двигался у микрофонной стойки, что расшатал ее основание и оторвал верхнюю часть. Но певец нисколько не растерялся и как ни в чем не бывало продолжил представление. Видимо, Меркьюри очень понравилась данная находка, и впоследствии она стала неотъемлемой частью его сценического образа - короткая стойка давала ему неограниченную свободу в передвижении, но в то же время ее можно было эффектно обхватить руками или играть на ней как на гитаре. Что Фредди всегда и делал: теперь уже специально поломанную микрофонную стойку можно было заметить в руках вокалиста на каждом живом выступлении Queen.
2. Роджер Долтри крутит микрофон
А вот вокалист другой британской группы The Who Роджер Долтри вполне довольствовался стандартным микрофоном со шнуром, только имел обыкновение крутить его в руках, как длинную веревку или цепь. Роджер сначала наматывал им круги в воздухе, а затем подбрасывал высоко вверх, после чего микрофон снова оказывался у него в ладони. Таким способом он мог легко зашибить кого-нибудь из своих коллег на сцене, но Долтри всегда крутил микрофон очень ловко, отчего это смотрелось еще эффектнее.
Из всех видео с Роджером мне больше всего нравится то, где он запускает микрофон на концерте-трибьюте Фредди Меркьюри в 1992-м на одной сцене с Брайаном Мэем и Тони Айомми. Эпичность выступления просто зашкаливает!
Естественно, выкидывать подобные фокусы Роджер мог только во время музыкальных проигрышей, но даже так он умудрялся пустить микрофон в свободный полет несколько раз за песню.
3. Стивен Тайлер и модный шарфик
Вокалист Aerosmith Стивен Тайлер по сей день тщательно следит за собственным стилем: во время выступлений, а также вне сцены, на нем, помимо яркой одежды, можно заметить различные повязки, браслеты, ожерелья, перстни и т.д. Видимо, свой главный инструмент - микрофонную стойку - он тоже рассматривает как часть своего тела. Именно поэтому она выглядит не менее стильно, чем сам Тайлер.
На нее Стивен любит повязывать длинный шарф, состоящий из нескольких полосок ткани самых разных расцветок: желтой, черно-белой в крапинку, леопардовой и др. С такой "одетой" микрофонной стойкой солист Aerosmith выступает еще с 70-х, обычно обхватывая ее руками и вальяжно наклоняясь чуть вбок.
4. Лиам Галлахер играет в игру "не коснуться микрофона"
Обычно никак не взаимодействуют с микрофонной стойкой те вокалисты, которые еще при этом играют на гитаре, как, например, Джими Хендрикс, Лемми Килмистер или Курт Кобейн. Но основной вокалист Oasis Лиам Галлахер был от этой обязанности освобожден, так как на гитаре в группе играл его брат Ноэл, однако все равно, видимо, почему-то решил, что если он коснется микрофона, то случится что-то нехорошее.
Микрофон для Лиама до сих пор специально поднимают чуть выше, чем положено, чтобы он как бы тянулся к нему; сам Лиам при этом запрокидывает голову, убирает руки за спину и поет в таком странном положении снизу вверх. Безусловно, так было не всегда: к примеру, во время первого появления Oasis на телевидении в 1994 году он исполнил хитовую "Supersonic" как все приличные вокалисты, удерживая микрофон одной рукой. Но впоследствии он начал петь именно тем способом, который я описывал выше, и вскоре это стало его характерной фишкой.
5. Йэн Андерсон балансирует на одной ноге
Возможно включать в данный список Йэна Андерсона не совсем справедливо, так как всегда стоял на одной ноге он лишь при игре на флейте, а исполнял вокальные партии уже на своих двоих. Однако флейту вполне можно рассматривать как его второй голос - настолько сильно она породнилась с лидером Jethro Tull.
Балансирующий на одной ноге Йэн Андерсон - один из самых ярких и запоминающихся образов в рок-музыке. При таком харизматичном вокалисте группе не нужен никакой маскот - волосатый и бородатый Андерсон в потрепанной одежде и высоких сапогах, стоящий на сцене в позе цапли и еще играющий при этом на флейте, сам напоминает какого-то сказочного персонажа. И пусть продолжалось это всего несколько секунд, а с возрастом Йэн и вовсе почти перестал выполнять такие акробатические номера, своей необыкновенной фишкой вокалист Jethro Tull уже успел покорить миллионы фанатов по всему миру.
Интересно, что, как и в случае с Фредди, вставать на одну ногу во время выступлений Йэн Андерсон тоже начал совершенно случайно. В ранние годы Jethro Tull, когда Йэн еще играл на губной гармошке, а не на флейте, на одном концерте он непреднамеренно приподнял одну ногу вверх, чтобы придержать ею инструмент (скорей всего, гитару, которую Андерсон в то время также осваивал). Этот короткий жест, наверное, никто не заметил, за исключением разве что одного журналиста, который после выступления группы в своей заметке написал, что ее лидер во время игры стоит на одной ноге, причем игры именно на флейте. Откуда он взял флейту неясно, но пришлось соответствовать! После прочтения статьи Йэн Андерсон и впрямь решил освоить новый инструмент, что сделал с молниеносной скоростью. Буквально через полгода после того как он впервые взял в руки флейту, вышел дебютный альбом Jethro Tull "This Was". Ну а дальше оставалось дело за малым: привыкнуть стоять на сцене так, как о нем писали в газетах.
Читайте также:
Combat rock: 5 известных рок-музыкантов, отслуживших в армии
Как Тони Айомми из Black Sabbath в 1968 году чуть было не стал постоянным гитаристом Jethro Tull
The Who как олицетворение четырех типов темперамента