Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Как журнал "Искусство кино" ругал комедию Григория Александрова "Русский сувенир"

От многих разгромных рецензий, опубликованных в советской прессе в год премьеры комедии Григория Александрова «Русский сувенир», отличалась более взвешенной позицией статья сценариста, режиссера и кинокритика Климентия Минца (1908-1995), опубликованная в журнале «Искусство кино».

-2

В ней подчеркивалось, что «от многих наших комедийных фильмов «Русский сувенир» отличается по своему идейно-художествен­ному замыслу. Автора нельзя упрекнуть в том, что он задался целью снять какой-то пустячок, изложить какую-то незначительную историю или мелкий анек­дот. Нет, он решил средствами художественной кино­публицистики. приемами памфлета поднять тему, которая важна и актуальна. Он поставил своей задачей разоблачить миф о «железном занавесе» России, показать, что представляет собой Рос­сия сегодня, каков истинный русский, советский характер. …

-3

В данном случае, разбирая «Русский сувенир», мы должны считаться с творческой манерой худож­ника. Так уж устроен «глаз» Гр. Александрова, что он видит и любит показывать живописную сто­рону явлений и событий. Его фантазию и воображе­ние привлекает зрелищная сторона жизни — её краски. Подробности жизни интересуют Гр. Але­ксандрова в меньшей степени. Александров снимает явления и события и жизнь «общим планом». Его, как художника, радуга привлекает своей кра­сочностью, своим нарядным видом, но его совер­шенно не интересует и не волнует спектральный анализ. Вот в чем суть его видения мира и, как вывод отсюда, творческой манеры, художественного по­черка. Однако интерес художника ко всему новому, что происходит в нашей действительности, — штурм Ангары, пуск космической ракеты, превращение бывшей тюрьмы в гостиницу для туристов и т.д. и т.п. — оборачивается во вред картине, ибо боязнь упустить что-либо превращает единое по­лотно нашей жизни в некую «выставку». «Выста­вочная задача» настолько овладела автором-режиссером, что в фильме оказался перебор фактов, оказались нарушены художественные пропорции, и картина начинает утомлять, а где-то и раз­дражать. …

-4

Нужно отмстить, что технический эксперимент с «блуждающей маской», осуществленный в таком масштабе, во многом оправдал себя. Но его нельзя считать единственным методом, при помощи которого можно создавать художественные фильмы. В кар­тине далеко не всегда удастся добиться органи­ческого слияния фона и первого плана, нередко раз­дражают глаз бутафорские декорации павильона, откровенные макеты, «не звучащие» в соединении с живым актером. …

-5

В «Русском сувенире» занят «первый состав» исполнителей: Любовь Орлова, Элина Быстрицкая, Эраст Гарин, Андрей Попов, Павел Кадочников, и другие. Но актеры не порадовали на этот раз зрителей, и, думается, сами нс испытали творческого удовлетворения от своей работы — слишком эскизный, прямо­линейный драматургический материал был в их распо­ряжении. Живых характеров не получилось, а если рассматривать персонажи с точки зрения «театра масок», то и здесь автору не удалось добиться цель­ности жанра. Мне, комедиографу, особенно горько переживать неудачу на фронте отечественной кинокомедии. Она тем более обидна, что курс был взят на передний край нашей семилетки, затронуты были важные про­блемы. И поэтому хочется, чтобы в следующей ра­боте Гр. Александрова были найдены верные средства для решения прекрасной задачи, поставленной перед собой художником» (Минц, 1960: 40-43). Минц К. Просчет комедиографа // Искусство кино. 1960. № 10. С. 40-43.

Нашел в архиве журнала "Искусство кино" киновед Александр Федоров, 2021