Найти в Дзене
Мысли у камина

Правда ли что Маяковский и Есенин ненавидели друг друга?

Владимир Маяковский и Сергей Есенин в массовом сознании почему-то оказались самыми ярыми антагонистами ХХ века. Это можно объяснить тем, что поэты были крупнейшими литературными фигурами своего времени, такими непохожими друг на друга.

Существует множество легенд о поэтических (и не только) схватках Есенина и Маяковского. Одна из них основана на реальной истории: в 1923 году оба поэта выступали на поэтическом вечере, посвященном открытию занятий в Литературно-художественном институте. И под конец мероприятия Маяковский и Есенин начали по очереди представлять свои произведения, точно соревнуясь друг с другом. Время шло, и этот эпизод стали пересказывать как напряженное противостояние «последнего поэта деревни» и «первого поэта революции», полное едких комментариев, громких заявлений и обоюдной ненависти друг к другу, — что совсем далеко от правды.

Есенина я знал давно — лет десять, двенадцать. В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским.

Владимир Маяковский, статья «Как делать стихи», 1926 год

Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны. Но малый он был как будто смешной и милый.

Владимир Маяковский, статья «Как делать стихи», 1926 год

Маяковский был противником имажинизма, но не Есенина. Его он во враждебном литературном направлении выделял как талантливого поэта. «Мы ругались с Есениным часто, кроя его главным образом за разросшийся вокруг него имажинизм», — вспоминал он.

В мае 1922 года Маяковский в разговоре с журналистами рижской газеты сказал, когда речь зашла об имажинистах: «Из всех них останется лишь Есенин».

«Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся», — говорил уже Есенин о своем «заклятом друге».

Судя по воспоминаниям Маяковского, в их отношениях были и совсем мирные периоды: «В эту пору я встречался с Есениным несколько раз, встречи были элегические, без малейших раздоров». Есенин даже почти присоединился к ЛЕФу, но его остановило несогласие Маяковского на вступление в объединение всей группы имажинистов.

Писатель Матвей Ройзман рассказывал, что в редакции журнала «Новый мир» наблюдал, как Маяковский громко хвалил в секретариате стихи Есенина, завершив свою рецензию фразой: «Смотрите, Есенину ни слова о том, что я говорил».

«Чертовски талантлив» — так Маяковский отзывался о Есенине, по воспоминаниям поэта Николая Асеева.

Впрочем, поэты действительно часто критиковали творчество друг друга: вступали в споры, обменивались саркастическими письмами и даже упоминали друг друга в эссе.

Мать честная! До чего бездарны поэмы Маяковского об Америке!

Сергей Есенин. «Железный Миргород», 1923 год

Ну Есенин, мужиковствующих свора. Смех! Коровою в перчатках лаечных. Раз послушаешь... но это ведь из хора! Балалаечник!

Владимир Маяковский. «Юбилейное», 1924 год

Однако основой взаимной критики поэтов была не личная неприязнь, как многие полагают, а принадлежность к разным литературным направлениям, разные представления о роли поэзии и предназначении поэта. И все же оба поэта понимали силу таланта друг друга. И именно Маяковский написал, пожалуй, один из самых пронзительных откликов на смерть поэта — стихотворение Сергею Есенину».

Нет, Есенин,

                      это

                            не насмешка.

В горле

              горе комом —

                                        не смешок.

Вижу —

              взрезанной рукой помешкав,

собственных

                         костей

                                      качаете мешок.

— Прекратите!

                           Бросьте!

                                           Вы в своем уме ли?

Дать,

         чтоб щеки

                            заливал

                                            смертельный мел?!

Вы ж

          такое

                    загибать умели,

что другой

                    такое

                               на свете

                                               не умел.