Найти тему
Adeptus Historicus | Basilica

Восстание Спартака

Оглавление
Спартак. Лувр, 1830
Спартак. Лувр, 1830

Сегодня мы поговорим об одной значимой исторической фигуре, о которой вы наверняка знаете с самого детства – Спартаке. Он прославился на гладиаторской арене, но в первую очередь Спартак знаменит как руководитель восстания рабов. В разное время люди имели противоположные точки зрения на действия гладиатора: современники, по большей степени знать, в сохранившихся источниках неодобрительно отзывались о бунтовщиках, что вполне естественно, в то же время Луций Анней Флор восхищается поведением и полководческими навыками Спартака. В эпоху Возрождения Вольтер признавал восстание как единственную справедливую войну в истории человечества. Большую роль личность Спартака сыграла в развитии советской культуры. Сегодня существуют десятки фильмов, романов, музыкальных произведений, так или иначе связанных с восстанием гладиатора, этому событию посвящено множество научных работ. Что же представлял собой бунт рабов в I в. до Р.Х., каковы его причины и результаты, мы постараемся подробно рассказать в нашей статье.

Спартак и его жизнь до восстания

Спартак, фракиец, происходивший из племени медов, — человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоявший выше своего положения и вообще более походивший на эллина, чем можно было ожидать от человека его племени.

По словам Аппиана, родившийся во Фракии Спартак, воевал с Римом за свободу своей родины. Фракийцы присоединились к Митридату, царю Понта, чтобы выступить против римлян, желавших покорить новые земли. Во время одного из боёв Спартак был захвачен в плен и был продан в Рим. Несколько раз его перепродавали, после чего он был направлен в гладиаторскую школу в Капуе. Точно неизвестно, почему Спартака сделали гладиатором. По мнению советского историка А.В. Мишулина он постоянно сбегал от своих хозяев, и его становление гладиатором есть ничто иное, как наказание, однако по записям Плутарха и Варрона можно выяснить, что Спартак был отдан в гладиаторы без всякой вины. Ставшие гладиаторами рабы фактически подписывали себе смертный приговор.

-2


Для развращённых вкусов рабовладельческого Рима особенное удовольствие представляли бои гладиаторов. По преданию, эти зрелища были заимствованы Римом от этрусков. Гладиаторские бои впервые были устроены в 264 г. до н. э. Знатные римляне
Марк и после торжественных похорон их отца показали на площади гладиаторский бой. Позже гладиаторские бои стали устраиваться довольно часто. Вначале в этих боях участвовало всего лишь по нескольку пар гладиаторов. В 216 г. выступили впервые 22 пары, в 200 г. — 25 пар, в 183 г. — 60 пар, а при впервые был организован колоссальный бой, на котором выступило 320 пар гладиаторов. Гладиаторские бои пользовались большим успехом у публики, особенно когда гладиаторы быстро и «красиво» убивали друг друга.

Бой гладиаторов-пегниариев. Часть напольной мозаики римской виллы
Бой гладиаторов-пегниариев. Часть напольной мозаики римской виллы

Пройдя суровые тренировки, Спартак научился выживать в суровых смертельных битвах. Со временем он завоевал привилегированное положение среди рабов, ему даже разрешалось иметь жену (хотя в те времена мужчина-раб мог разве что сожительствовать с женщиной, и юридически они не имели права заключить брак, так что употребляемое Плутархом слово «жена», возможно, использовано, чтобы выразить уважение к спутнице Спартака и к нему самому). Полученные навыки и уважение позволили гладиатору возглавить дальнейшее восстание рабов. Но насколько же невыносимой была жизнь невольных людей, устроивших такой бунт, который в дальнейшем станут называть одним из самых величайших в древности восстаний?

Рабство в Риме

Римская мозаика, изображающая женщину и её рабынь. Национальный Музей Бордо, Тунис
Римская мозаика, изображающая женщину и её рабынь. Национальный Музей Бордо, Тунис

Только непростые условия жизни могли привести рабов, разобщённую массу, в которой постоянно поддерживались недовольство и недоверие друг к другу, к восстаниям. Начиная с II в. до Р.Х. рабы стали рассматриваться как «говорящие орудия», всеми презираемые и не признаваемые за людей. Их количество быстро росло, практически каждая богатая семья располагала несколькими сотнями невольников. Основным источником пополнения рабов было долговое рабство, в которое попадали жители с захваченных территорий Средиземноморья. Работа, которой занимались рабы, была самой разнообразной: от добычи полезных ископаемых в шахте до воспитания детей. На человеческом рынке очень ценились рабы-ремесленники, которые работали в мастерской и приносили большую прибыль своему хозяину, продавая свои изделия. Деньги, заработанные сверх установленной суммы, ремесленник оставлял себе, чтобы в будущем купить себе помощника или же выкупиться на свободу. Бывало и так, что за отличную службу хозяева добровольно отпускали рабов на волю.

Изнурительный физический труд с утра до вечера и скудная пища сказывалась на здоровье рабов. Надсмотрщики использовали кнуты, кандалы, цепи, не заботясь о состоянии невольника. За любую провинность жестоко наказывали, могли лишить какой-либо части тела или же казнить. У рабов не было никакой защиты от произвола своих хозяев. Их слова не обладали какой-нибудь ценностью.

Любой человек, обладающий самосознанием, не захочет мириться с тем, что его приравнивают к вещи и презирают. Многие рабы, если появлялся шанс, убивали своих господ или же сбегали от них. Возникали выступления против знати, иногда превращавшиеся в массовые восстания.

Начало восстания Спартака

В результате затяжных войн в Италии население стало голодать. Увеличилась хлебная подать, власти прибегали к ревизии хозяйства, крестьяне разорялись, что привело к снижению общего уровня жизни и усилению недовольства среди низших слоёв населения. В 74 г. до Р.Х. Спартак подталкивает своих братьев по несчастью к побегу, и около 70 человек, вооружённых первым, что попалось под руку, сбегают из города, грабят попавшиеся на пути повозки с продовольствием и закрепляются у Везувия, чтобы обдумать план действий и набрать больше людей. Всё больше и больше рабов направляются к Спартаку, чтобы присоединиться к его армии. Рим, не обращавший внимания на взбунтовавшихся гладиаторов, что занимались набегами на ближайшие земли, решает предпринять срочные меры по устранению армии рабов, насчитывающей к 73 г. до Р.Х. свыше 10000 человек. Начинается трёхлетняя война Спартака за свободу.

Первые сражения

Римляне посылают к бунтовщикам претора Гая Клавдия, который окружает горный лагерь и пытается взять их мором. По приказу Спартака рабы плетут лестницы из виноградной лозы, которой заросли местные скалы, обходят врагов с тыла и совершают неожиданный удар по римскому войску. Победа досталась мятежникам.

Битва у Везувия. Гравюра
Битва у Везувия. Гравюра

Рим не мог так оставить безнаказанным поражение своего командира обычным рабам. Против Спартака выступил Публий Вариний. Поспешно набранная армия не могла справиться с войском Спартака. Гладиатор лично отбирает коня у Вариния, который чуть не был пленён. Солдаты римской армии не желали сражаться с мятежниками, всё больше и больше людей присоединяются к рабам , в том числе и перебежчики, хотя по своей осторожности не всякого Спартак брал в свою армию.

В 72 г. до Р.Х. у Спартака возникает конфликт со своими помощниками –
Эномаем и Криксом. По мнению Спартака, необходимо было двигаться к Альпийским горам, чтобы вместе со всеми покинуть Италию и обрести долгожданную свободу, однако другие гладиаторы считали, что в силах разбить римское войско, которое ещё не дало им достойного отпора. Войско разделилось: Спартак направляется в горы, Крикс же решил продолжить опустошать Италию, чем воспользовался консул Люций Гелий. Его войско окружило отделившихся от Спартака мятежников, в результате чего погибает Крикс и большая часть его людей у Гарганской горы. В это же время Спартака пытаются окружить силы Лентула и Кассула, однако рабы нападают на них поодиночке и полностью разбивают. Возмущённый смертью Крикса, Спартак приносит в жертву павшему другу пленных римлян, после чего вместе с 120000 пехотинцев направляется к Риму.

-6

Сражения с Крассом и завершение восстания

По всей Италии проходит волна восстания. Сенат ставит во главе римских сил Марка Лициния Красса, который хотел построить карьеру на подавлении восстания. Для поддержания духа войска он казнил каждого десятого в тех отрядах, которые не желали сражаться с мятежниками.

Желая уничтожить Спартака в первом же бою, Красс решает дать сражение в Пицене. Он направил своего легата Мумия, чтобы тот следовал за противником и не вступал в бой, однако тот, уверив себя в лёгкой победе, атакует рабов. Гладиаторы одерживают победу, а избежавший смерти Мумий получает суровый приём от Красса за неподчинение.

Марк Лициний Красс. Копенгаген, Новая Карлгсбергская глиптотека
Марк Лициний Красс. Копенгаген, Новая Карлгсбергская глиптотека

71 год до Р.Х. проходит для Красса в неудачных стычках с мятежниками. Спартак пересматривает решение идти на Рим и двигается на юг. Ни один зажиточный город не поддержал гладиатора, а его армия состояла из обычных рабов и перебежчиков, и Спартак понимал, что они могут проиграть в любой момент. Он хочет вывезти людей через море и отправиться в Сицилию, чтобы попытаться разжечь восстание среди местных рабов. Предводитель восстания совершает сделку с киликийскими пиратами, однако те не сдерживают обещания, и рабы остаются запертыми на юге. Красс окружает оказавшихся на Регийском полуострове бунтовщиков и сооружает вал с частоколом во всю ширину перешейка длинной 55 км. Он просит сенат прислать на помощь армии Помпея и Лукулла. Первое время Спартак с презрением относился к возведённому валу, однако припасы постепенно исчезали, и ему пришлось вести переговоры с противником, но те ни к чему не привели. Дождавшись тёмной ночи, мятежники направились ко рву и забросали его вязанками с хворостом, после чего треть войска Спартака вырвалась за укрепления неприятеля. Красс, разочарованный своей поспешной просьбой прислать помощь, направляется вслед за рабами, не желая делиться славой с приближающимся Помпеем, которого сенат выбрал главнокомандующим вместо Красса. Армия Спартака направляется в порт Брундузий, однако там его поджидал Лукулл. Понимая, что рабам не справиться, Спартак решает дать Крассу сражение. Осенью 71 г. до Р.Х. происходит последняя битва между армией Спартака и римлянами.

-8

Перед началом боя ему подвели коня, но он выхватил меч и убил его, говоря, что в случае победы получит много хороших коней от врагов, а в случае поражения не будет нуждаться и в своём. С этими словами он устремился на самого Красса; ни вражеское оружие, ни раны не могли его остановить, и всё же к Крассу он не пробился и лишь убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец, покинутый своими соратниками, бежавшими с поля битвы, окруженный врагами, он пал под их ударами, не отступая ни на шаг и сражаясь до конца.

Смерть Спартака. Гравюра
Смерть Спартака. Гравюра

Подошедшая армия Помпея довершила разгром мятежников. 6000 рабов, захваченных в плен, были распяты по дороге в Рим. Несмотря на поражение Спартака, бунт не удалось подавить окончательно. Несколько очагов восстания образовались в Сицилии, как того и желал Спартак, также небольшой отряд продолжал набеги на юге Италии вплоть до 63 г. до Р.Х.

Итоги восстания и культурное влияние

После победы над армией Спартака Помпей и Красс были избраны консулами. По словам Помпея, именно он уничтожил корень войны. Постоянно соперничая друг с другом, они никак не проявили себя на новой должности, разве что Красс прославился жертвоприношением Гераклу, во время которого накормил народ на 10000 столов и обеспечил его хлебом на 3 месяца.

Война имела негативные последствия для Рима: из-за постоянных набегов мятежников территории были опустошены, что стало одной из причин сельскохозяйственного кризиса. Изменилось отношение к рабам: отныне из частных они превратились в государственных. Семьи старались не приобретать рабов извне, а использовать потомство уже имеющихся. Невольники стали чаще получать свободу.

До эпохи Возрождения личностью Спартака практически не интересовались. Античные авторы давали негативную оценку восстанию рабов, но очень часто восхищались их предводителем, подчёркивая его полководческие навыки, силу, храбрость, смекалку и благородство. После перевода записей Плутарха на основные европейские языки, и, начиная с XVI века, люди начинают интересоваться Спартаком. В эпоху Просвещения его образ используется для пропаганды гуманистических взглядов. В дальнейшем Спартак начинает ассоциироваться с революционным движением против классового гнёта. Многих восставших, особенно во Франции, сравнивают с известным гладиатором.

Клятва юного Спартака. Луи-Эрнест Баррия, Париж, 1871
Клятва юного Спартака. Луи-Эрнест Баррия, Париж, 1871

Эту идею развили во время правления большевиков. Образ Спартака был идеологизирован, его использовали для пропаганды революции рабочих. Имя восставшего становится очень популярным среди молодёжи. Возникают постоянные спортивные соревнования под названием «спартакиада», которые должны были заменить Олимпийские игры в СССР, появляется всеми известное спортивное общество «Спартак», а автор исторических романов Василий Ян публикует одноимённую повесть в честь 2000-летия восстания рабов. С развитием телевидения появляются фильмы и телесериалы, в том числе кино от знаменитого Стэнли Кубрика.

Как мы можем увидеть, личность Спартака внесла большой вклад в развитие истории и мировой культуры. Возглавив восстание, он вместе с другими рабами сражался за свою свободу и за признание в нём человека. Если бы не упрямство помощников, почувствовавших вкус победы, и предательство киликийских пиратов, бывшему гладиатору удалось бы покинуть территории Италии и вернуть политические права себе и своим собратьям. Несмотря на явное поражение в последнем бою, Спартак решил погибнуть, чем влачить жалкое существование в кандалах. Его образ ещё долгое время будет жить в искусстве и литературе человечества.

Мачо
Мачо

Автор — Хомутов Владислав

Авторский паблик — Adeptus Historicus | Basilica