Итак , что я знала о Левитане до моей поездки в Плёс? Только то, что он - знаменитый пейзажист, автор "Золотой осени" , "Берёзовой рощи" и других прекрасных картин.
Мне с детства нравится бывать в музеях, разглядывать картины и репродукции в книгах - без особой причины, просто радует душу . Я - визуал, это точно.
Никогда не ставила целью запоминать названия и авторов, хотя, конечно, кое-что запоминается автоматически.
А вот до биографий и исторических сведений "доросла" только сейчас в среднем возрасте)
И теперь понимаю, насколько интереснее разглядывать ( или читать) произведения , зная что-то об авторе - о его жизни и характере. Тогда становится более понятными смысл создания и чувства, которые оно вызывает ...
Вообще я поняла для себя , что человек и взаимоотношения - и есть самое главное и интересное в жизни. И каждый настолько уникален! В своей обычности или гениальности.
Исаак Ильич Левитан - гений пейзажа. С нелёгкой судьбой и сложным характером. Да ещё порок сердца, сделавший молодого мужчину "больным стариком" уже после 35 лет...
На экскурсии в музее узнала, что он близко дружил с Чеховым. Гениальный писатель, один из моих любимых! Бывала в музеях на его родине в Таганроге , но многое о его жизни узнала именно сейчас, начав читать о его дружбе с "Левиташей" , о его характере.
Исаак Ильич - томный красавец , типичный представитель избранного народа, с которого Поленов рисовал Иисуса.
Талантливый и влюбчивый, всегда окружённый " музами" ( как деликатно выражалась экскурсовод в его музее ). Эмоциональный до предела, мог расплакаться, наблюдая трогающий сердце пейзаж. Часто пребывал в сомнениях,недовольстве собой за то, что не в силах передать всё величие, невыразимую красоту природы на холсте...
Но тем не менее передавал ! Ощущениями, настроением наполнены все его картины, глядя на них , слышишь звуки и чувствуешь запахи леса, луга, реки или деревенской улицы...
Не смотря на то,что Левитан постоянно был окружён женщинами и приятелями, в сущности, он был очень одинок. Приятный в общении , жизнерадостный человек временами впадал в депрессию. 2 попытки суицида.
Только в искусстве находил спасение, только на нём мог быть сосредоточен долго, только ему не изменял, "горел" им и сгорел :( очень рано , немного не дожив до 40...
Не нажил ни богатств, ни наследников ( даже не узнал о рождении у Софьи Кувшинниковой его дочери! ) - лишь вечные "левитановские пейзажи", определение, ставшее нарицательным и место в школьных учебниках, не зависимо от века, политического строя и программы обучения - дорогого стоит!
Антон Павлович Чехов - ещё один гений - высокий красивый остроумный мужчина, со своей толпой поклонниц (которых называли "антоновки").
В отличие от Левитана, очень сдержанный в выражении эмоций ("никто и никогда не видел, как Антоша плакал"). Художник Репин описывал его так:" Положительный, трезвый, здоровый, он мне напоминал тургеневского Базарова. ...Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества. ... Мне он казался несокрушимым силачом по складу тела и души".
Страдая от туберкулёза, Антон Павлович никогда не жаловался, ободрял своих близких, был позитивно настроен, аккуратно одет, по-моему , настоящий психотерапевт. Он и сам говорил, что если бы писательство его не поглотило, занялся бы психиатрией.
Умер в 44 года, так рано! И тоже не оставил потомков ( дочь Нины Корш - факт не доказанный), но вечно живо его богатейшее писательское наследие.
Левитан завещал после его смерти сжечь свой архив, а Чехов сохранил всю свою переписку - огромное количество писем.
Они дружили с 1879 года. Рассудительный, всегда жизнерадостный, человеколюбивый Чехов, к тому же доктор, всегда очень положительно влиял на своего чувствительного, ранимого друга, подверженного неожиданной смене настроения.
Но во-первых, у Антона Павловича был свой мудрый взгляд на жизнь, и он мог вполне высказывать своё мнение, отличное от левитановского.
Одной фразой остановил развитие романа Исаака со своей сестрой Марией Павловной, сказав, что тому больше "нравятся женщины бальзаковского возраста". Левитан был прекрасным "разбивателем сердец", конечно, Чехов должен был предупредить любимую сестру.
А во-вторых, Чехов тоже был художником - художником слова, и не мог не творить, но в отличие от Левитана, его главным интересом были именно люди и человеческие отношения. Ситуация "творческого романа" Исаака с Софьей Петровной Кувшинниковой, женой доктора ,судя по всему, доброго и славного, но обычного человека, просто просилась в художественное произведение!
Рассказ "Попрыгунья" был напечатан в 1892 году , после этого Левитан прервал общение с Чеховым (едва не вызвав того на дуэль) на целых 3 года...
Конечно, Чехов изменил внешность героев, утрировал некоторые черты характера и придумал трагичную концовку - на то он и писатель. Таким вот слегка завуалированным способом высказал свою точку зрения на этот роман.
Честно говоря, до экскурсии в Плёс я не знала об этой истории, рассказ читала, сочувствовала доктору, конечно. И теперь не могу не сочувствовать ! Но после знакомства с судьбой Левитана очень много перечитала всего в интернете о всех участниках этой истории. И поняла, насколько же часто неоднозначно воспринимаются те или иные события жизни с разных точек зрения и с позиции истории и вечности...
Софья Кувшинникова любила художника по-настоящему. С одной стороны, именно благодаря её преданной заботе и поддержке, Исаак получил несколько лет максимально возможного психологического комфорта и бытового уюта для возможности творить свои самые знаменитые пейзажи ! Про картины из Плёса Чехов написал ему " В твоих работах появилась улыбка"...
С другой стороны, Софья обижала мужа, а новорождённую дочь от любимого Левитана сразу отдала на воспитание и 12! лет не интересовалась её судьбой, а когда вспомнила о ней и приняла участие, то честно говоря, лучше бы уж и не вспоминала...
Об этой девочке - Софье Петровне Гославской - и её сложной и трагичной судьбе написала в 70х годах 20го века в своей книге "Так кто же виноват?" Софья Евгеньевна Гославская - одна из первых актрис русского немого кино. Книгу опубликовал небольшим тиражом племянник актрисы в 2010 году, нашла краткое изложение в интернете.
И вот прочитав ещё и о дочери, о том, как мать позже относилась к ней - ревностно, высокомерно, так и не приняв в ней частичку любимого мужчины (хотя все признавали её схожесть с Левитаном), утвердилась во мнении, что эгоизма в поведении "попрыгуньи" всегда было больше, чем бескорыстной любви, слишком большая сконцентрированность на одном человеке.
Левитан был гением, которому за это, а также за его красоту и приятный (вне эпизодов хандры) характер женщины могли прощать всё и любить его, вопреки всему. Он лишь вспыхивал очередной влюблённостью , а потом позволял себя любить, всей душой принадлежа только живописи.
А Чехов был хорошим врачом и психологом. И остаётся гениальным писателем.
Прекрасно, что они всё же помирились с Левитаном ( с лёгкой руки их общей знакомой - писательницы Татьяны Куперник) в 1895 году. И дружба их продлилась до конца жизни художника...
Эту статью я обдумывала и печатала несколько дней, выискивая и перечитывая информацию, уж очень меня тронула экскурсия в музее Плёса, и захотелось разобраться, почему Чехов обидел Левитана (на самом деле, Левитан обиделся на Чехова)
Хочу ещё сделать одно замечание: какое счастье, что медицина сейчас так далеко продвинулась! Кардиохирургия - для Левитана, антибиотики - для Чехова и противозачаточные таблетки - для Кувшинниковой. И всё, конечно, продолжилось бы по-другому.
Спасибо, что дочитали!
Подписывайтесь)