Петр Дмитриевич Барановский (известный русский реставратор) родился в 1892 году в Смоленской губернии, неподалеку от Болдинского монастыря. Именно с этим уникальным архитектурным ансамблем и связана вся дальнейшая жизнь Барановского. Именно он разработал проект реставрации монастыря и начал организацию там музея, который по сути спал исторические застройки от сноса.
Свой богатый не годам жизненный опыт Петр Дмитриевич накапливал еще во время Первой мировой войны, когда служил начальником стройотряда инженерных войск Западного фронта. Перед этим он с отличием окончил Московское строительно-техническое училище, и Московский археологический институт.
Однако уникальное образование и заслуги Барановского оказались не нужны новой власти. Большевики провозгласили курс на уничтожение или перестройку религиозных зданий, в первую очередь храмов, церквей и монастырей.
Главная газета большевиков "Правда" от 15 декабря 1929 года писала: "В селе Болдино монахи Болдинского монастыря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам, сдавая им в аренду имеющуюся при музее землю". Судьба Болдинского музея была предрешена. В том же году его закрыли.
В начале 1930 года был арестован директор музея Семен Бузанов, который впоследствии скончался в местах заключения. А в 1933 году арестовали и Барановского, которому повезло больше. Он получил скромный по тем годам срок. 3 года провел в Мариинских лагерях.
Только он встал на защиту Храма Василия Блаженного
Есть версия, что арест Барановского вовсе не связан с Болдинский музеем. Первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Лазарь Каганович решил снести в Москве Храм Василия Блаженного, историческое здания якобы мешало проведению организации демонстраций на Красной площади. "Плохонькие, старенькие строения загромождают лучшие места нашего города" — говорил Каганович. Поэтому в 1927 году ВЦИК вынес постановление о сносе Красных ворот. В последствии в Москве снесли многие архитектурные сооружения. Хотели так же убрать с Красной площади знаменитый памятник Минину и Пожарскому, но по итогу его всего лишь передвинули к тому самому Храму Василия Блаженного, который отстоял Барановский.
Ходит легенда, что, архитектор заперся в храме, заявив: "Взрывайте вместе со мной!".
Но многие историки уверены, что в действительности все происходило немного иначе. Барановский просто явился на прием к Кагановичу и потребовал не сносить храм на Красной площади. Но тот отказал Барановскому. Тогда Петр Дмитриевич написал телеграмму самому Сталину (такое было возможно в то время) и тот повелел не трогать Храм Василия Блаженного.
Поэтому не удивительно, что главную роль в аресте Барановского сыграл именно Лазарь Каганович, не простивший тому обиды. Перед ссылкой Барановский успел задать своей супруге всего один вопрос: "Снесли?". Но женщина ответила: "Целый!". Барановского осудили, однако Храм Василия Блаженного был спасен.
Возвращение домой
После освобождения в 1936 году Барановскому было запрещено возвращаться в Москву. Он поселился в маленьком городе Александров, где продолжил делать свое благое дело. Устроился в местный музей, стал заниматься реставрацией памятников Александровского кремля. К тому же под страхом нового ареста регулярно ездил в столицу, где производил обмеры уже обреченного Казанского собора. На месте этого собора потом открыли летнее кафе. А через много лет именно обмеры Барановского и помогли в восстановлении храма.
Болдинский монастырь уцелел, большевики его не тронули. Зато во время войны был подорван немцами. В 1960-х годах монастырь восстановили, опять же благодаря материалам Барановского. Именно он спас от разрушения деревянный домик Петра Великого. Так же руководил реставрационными работами в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. А вот Чудов монастырь спасти не успел. Только вынес из здания храма раку святителя Алексия. Но и этого было достаточно, чтобы навсегда оставить о себе светлую память потомкам.
Спасибо за внимание. Светлая память Петру Дмитриевичу Барановскому! С уважением, ваш Владимир Дроздовский.