«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне» (Фил. 1:27-30).
Вас никогда не утомляют проповедники и учителя, которые говорят, что вам, христианам, нужно делать? Вам не надоедает слушать постоянные наставления, что нужно жить благочестиво, помогать людям, поклоняться Богу и учить других? Вам когда-либо хотелось, чтобы все требования, предъявляемые к последователю Иисуса, были сведены к нескольким словам? Взбодритесь — ибо в Фил. 1:27 Павел как раз это и сделал:
«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, — приду ли я и увижу вас или не приду, — слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую».
Словом «только» переведено греческое наречие монон. Оно означает «только одно, единственное… ограничивая действие или состояние употреблённым глаголом» (Арндт). Джеральд Готорн переводит его словами «только и всегда» и комментирует: «Этот новый раздел Павел предваряет наречием монон… Этим он подчёркивает, что единственное, что важно для христианина, — это жить достойно благовествования Христова». В своём переводе Баркли даёт расширенное значение этого слова: «Только одно, о чём вы должны заботиться», а затем добавляет следующее толкование к своим заметкам: «Важно только одно: что бы ни происходило… филиппийцы должны жить достойно своего вероисповедания».
Другие авторы также согласны с этим толкованием слова монон. Мотьер пишет: «Сила слова монон колоссальна; Павел как бы говорит: “Это и только это”. Ничто другое не должно увести их или освободить от этой великой цели; они должны делать только это». А Эрдман говорит: «Для христианина должно быть правилом, или законом, жить “достойно благовествования Христова”».
В некотором смысле Павел взял всё, что включает в себя понятие быть верным последователем Господа, и сжал до одной фразы: «Делайте “только” одно: “живите достойно благовествования Христова”». Следует ли нам поэтому говорить: «Замечательно! Теперь мне не нужно обращать внимания на другие требования, о которых говорят проповедники»? Нет. Высказывание Павла чрезвычайно значимо, но не вкладывайте в слова Павла иной смысл, чем тот, который он хотел донести.
Время от времени в Писаниях делаются заявления, суммирующие обязанности Божьего чада перед своим небесным Отцом. Например, в Ветхом Завете Михей писал: «Чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8). Означают ли вдохновенные слова Михея, что израильтяне могли забыть более шестисот предписаний, извлечённых раввинами из Моисеева закона? Вовсе нет. Говоря об этом законе (Мф. 5:17, 18), Иисус сказал: «Итак, кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном» (Мф. 5:19).
Однажды Сам Христос сжал закон Моисея до нескольких слов: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39). Означало ли это, что его слушатели могли игнорировать всё остальное, что открыл Бог? Нет. Слова Иисуса охватывают все заповеди об отношениях Бога и человека. Если вы принимаете принципы Мф. 22:37–39, то будете прилагать максимум усилий к тому, чтобы исполнять каждую заповедь Господа (см. Мф. 7:21–23; Ин. 14:15; Евр. 5:9; 1 Ин. 5:3).
Прочтите ещё раз Фил. 1:27. Перед этим Павел говорил, что не знает, останется он жить или умрёт, увидит он филиппийцев снова или нет (1:21–27). Затем он переключает внимание с себя на них. В сущности, он говорит: «Я надеюсь скоро вновь увидеть вас, но независимо от того, удастся мне это или нет, прошу вас об одном: “Живите достойно благовествования Христова”». Мне нравится лаконичность высказывания апостола. И в то же время его слова нельзя использовать для сведения до минимума учения Нового Завета вообще. К своему удивлению, я обнаружил, что некоторые толкователи как раз это и делают. Они говорят: «Пусть вас не волнует, что Библия говорит об учении, нравственности и тому подобном. Всё, что вам нужно делать, это следовать сказанному здесь Павлом». Делающие подобный вывод повинны в обособлении Писаний. Думаете, филиппийцы, прочитав эти слова, воскликнули: «Чудесненько! Теперь нам больше не нужно слушать ничего другого, что говорит Павел»? И Павел и филиппийцы пришли бы в ужас от такого предположения.
Как и у Мал. 6:8 и Мф. 22:37–39, высказывание Павла носит всеобъемлющий характер. Те, кто твёрдо решил жить достойно евангелия, будут прилагать все силы к тому, чтобы исполнять каждую заповедь Господа (см. Фил. 2:12). Анализируя текст нашего урока, Фил. 1:27–30, мы рассмотрим некоторые из этих божественных требований. В процессе работы над ними помните, что они являются частью «“только” одного, что должен делать христианин».
БУДЬТЕ УНИКАЛЬНЫМИ (1:27)
Давайте начнём с более детального рассмотрения того, что Павел имел в виду, когда сказал: «Живите достойно благовествования Христова». Говоря «живите» («ведите себя»; Современный Перевод), апостол употребил необычное греческое слово. Это слово (политевестай) родственно слову «политика» и означает «ведите себя, как граждане». В оригинальном греческом тексте его смысл — «ведите себя, как граждане, достойно. [Ср. с 3:20]». Позже в своём письме Павел скажет: «Наше же жительство — на небесах» (3:20; см. Еф. 2:19). В Славянском Евангельском Обществе Фил. 3:20 звучит так: «А наше гражданство уже теперь на небесах».
Чтобы разобраться в терминологии Павла, не забывайте, что Филиппы были римской колонией (Деян. 16:12). «Любая римская колония, в каком бы отдалённом уголке мира она ни находилась, была частицей Рима. Римский гражданин, где бы он ни был, никогда не забывал, что он римлянин» (Даннем). Он «говорил на латинском языке, носил латинскую одежду, называл… должностных лиц латинскими именами, как бы далеко от Рима он ни находился» (Баркли). По сути, Павел говорил филиппийцам: «Вы знаете, как вести себя соответственно статусу римского гражданина; а теперь научитесь жить, как подобает гражданам небесного царства. Римское гражданство делает вас особенными, но статус граждан небес делает вас уникальными!»
Как же они должны были вести себя, будучи гражданами небес? «Достойно благовествования Христова». Своей жизнью они должны были чтить евангелие, прославлять евангелие, привлекать других к евангелию.
В течение своего жизненного пути мы должны принимать решения и находить выходы из трудных ситуаций. Иногда Писания ясно говорят о том, что нужно делать, а иногда мы должны полагаться на общие принципы, изложенные в Слове. Когда мы сталкиваемся с жизненными проблемами, следующие вопросы помогают нам найти ответы: «Что бы сделал в этой ситуации гражданин небес? Как поступил бы гражданин небес?» Если вы христианин, никогда не забывайте, что вы уникальны, потому что вы гражданин Божьего царства!
ТВЁРДО СТОЙТЕ НА СВОИХ ПРИНЦИПАХ (1:27, 30)
Филиппийцам не нужно было гадать, что Павел имел в виду, когда велел им вести себя «достойно благовествования Христова». Он продолжил: «Чтобы мне, — приду ли я и увижу вас или не приду, — слышать о вас, что стоите в одном духе» (ст. 27). Словом «дух» переведено греческое слово пневма. Это мог быть Святой Дух, но, учитывая контекст, оно, скорее, означает человеческий дух. Далее Павел употребил слово «единодушно» (от греч. психе, что значит «душа»; ст. 27). Апостол надеялся услышать, что его читатели «стоят в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую». Он надеялся снова повидаться с братьями (ст. 25-27); но что бы ни случилось, он хотел, чтобы они оставались верными в Господе. Конец главы 1 и начало главы 2 имеют одну общую тему — «единство». В 1:27 Павел трижды подчёркивает необходимость единства:
• Он хочет, чтобы его читатели были едины в помыслах: «в одном духе».
• Он хочет, чтобы они были едины в намерении: «единодушно».
• Он хочет, чтобы они были едины в делах: «подвизаясь» (в Современном Переводе «вместе боретесь»).
Единство так важно! Исполнять требования стиха 27 легче, если мы делаем это вместе с другими. Греческую фразу «подвизаясь единодушно» можно перефразировать «сражаясь вместе, как атлеты, за общее дело». На греческом это составное слово синатлео, состоящее из предлога син (“c”) и глагола атлео, от которого происходят слова «атлет» и «атлетика». Оно означает «состязаться, как атлет».
Я хочу остановиться на важной мысли, выраженной в 1:27: что бы мир ни сделал с чадом Божьим, он должен оставаться непоколебимым. Павел увещевает братьев в Филиппах стоять твёрдо (см. 1 Кор. 16:13; Еф. 6:11, 13, 14; 1 Фес. 3:8; 2 Фес. 2:15).
Мы вовлечены в непримиримую — не на жизнь, а на смерть — духовную войну (см. Еф. 6:10-17; 2 Кор. 10:4). Павел предупреждает филиппийцев, что им придётся «страдать… таким же подвигом», какой они видели в нём раньше и какой он совершает и теперь (Фил. 1:30). «Мир… всегда был… враждебным окружением для христианства». Ваша вера может подвергаться нападкам. Люди могут высмеивать ваши убеждения и стандарты. Сатана знает ваши слабости и будет склонять вас к неправильным поступкам. Временами жизнь может быть непомерно трудной. Когда это будет происходить, Павел хочет, чтобы вы приближались к Господу и твёрдо стояли в Нём (Фил. 4:1; см. 1 Пет. 5:7). Одним из полей сражения является «вера евангельская» (Фил. 1:27). «Вера» — это всё учение, в центре которого находится вера в Иисуса, — то есть Новый Завет. Евангельская вера постоянно подвергается нападкам. Одни презирают её, другие попирают, третьи отвергают, а четвёртые хотели бы уничтожить. Мы с вами должны без принуждения практиковать её (жить в соответствии с ней), провозглашать, защищать и даже быть готовыми умереть за неё! Мы должны быть готовы «бороться за веру, которую раз и навсегда даровал Бог народу Своему» (Иуда 3).
НЕ СТРАШИТЕСЬ ГОНЕНИЙ (1:28–30)
Если мы сражаемся, то у нас должны быть противники. В других местах Павел подчёркивал, что нашими духовными противниками являются сатана и его приспешники (Еф. 6:11, 12). Но как правило, дьявол работает через людей (см. Мф. 16:23; Ин. 6:70).
Павел продолжает: «И не страшитесь ни в чём противников» (ст. 28). Мы не можем с уверенностью сказать, кто были эти «противники», но в стихе 30 (Современный Перевод) апостол говорит, что филиппийские христиане «вовлечены в ту же борьбу», через которую прошёл он в этом городе и теперь ещё проходит в Риме. В Филиппах противниками Павла было городское начальство, которым ловко манипулировали граждане этого города (см. Деян. 16:19–22). В Риме его главными противниками были правительственные чиновники, которыми через представителя Иудеи манипулировали в своих интересах пришедшие из Иерусалима (см. Деян. 25:6–11). А главными врагами филиппийцев были, вероятно, не симпатизировавшие им городские власти, на которых оказывало влияние языческое население и, возможно, небольшая иудейская община.
Кем бы ни были противники филиппийцев, временами конфликт, наверняка, становился особенно острым, потому что Павел призывает братьев не «страшиться» врагов. Греческое слово, переведённое «страшиться» (форма глагола птиро), первоначально использовали, говоря об испуганном животном, особенно о шарахающейся в сторону лошади, о неуправляемом бегстве испуганного стада. Представьте напуганный грозой табун лошадей, в панике несущийся по степи. Если вы предпочитаете иллюстрацию с людьми, вспомните учеников, которые в страхе бежали из Гефсиманского сада (Мф. 26:56). Павел просит своих читателей не поддаваться такому страху. Иисус говорил Своим ученикам: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать» (Лк. 12:4). В Евр. 13:6 сказано: «Так что мы смело говорим: “Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?”»
Что поможет филиппийцам не «разбежаться в панике», когда им придётся пострадать за свою веру? Павел приводит три истины, которые помогут им откорректировать свои взгляды. Во-первых, их страдание указывает на то, что они угодны Богу: «И не страшитесь ни в чём противников. Это для них предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И это от Бога» (ст. 28). Греческое слово, эндейксес, «буквально означает “указание”… Оно… стало означать “демонстрацию или доказательство”» (Толл). На гонение филиппийцы могли смотреть как на «предзнаменование» того, что они слабы, а их противники сильны. Но апостол, по сути, говорит им: «Нет, это предзнаменование того, что вы на пути к спасению!» Само по себе страдание ещё не доказательство того, что человек угоден Богу; но если вы страдаете из-за того, что вы христианин, то вы наверняка делаете что-то правильно! Это утешительная мысль, ибо «если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).
Он также говорит, что их гонение есть «предзнаменование погибели» для тех, кто действует против них. А их враги знали, что их попытки уничтожить Христову церковь являются «предзнаменованием погибели»? Вероятно, нет. Хотя в Фил. 1:28 мы видим слова «для них», греческое слово можно перевести как «им» (см. Слово Жизни). Это вызвало к жизни обсуждение, каким именно образом гонение христиан могло быть знаком неверующим. Возможно, тот факт, что христиане не дрогнули даже во время гонений, заставит некоторых из их противников остановиться и подумать, правы ли они. Более вероятно — что гонители филиппийцев рассматривали свой успех против христиан как знак того, что они правы, а последователи Иисуса — нет. Тем не менее, они с каждым днём на шаг приближались к вечному проклятию. «Упорное противодействие церкви и евангелию — самое верное предзнаменование вечной погибели, так как оно означает отвержение единственного пути спасения» (Гаффин мл.). Павел хочет, чтобы филиппийцы знали, что их проблемы будут «доказательством от Бога, что вы будете спасены, а они погибнут».
Вторая истина Павла, которая должна была помочь филиппийцам правильно смотреть на страдание, такова, что страдать ради Господа — привилегия: «Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (ст. 29). Греческое слово, переведённое «дано» (форма от харидзомай), происходит от одного корня с харис («благодать»). Оно означает «…даровать в знак благоволения». Стих 29 называет два дара нам от Господа. Один — это дар веры. Господь «даёт» нам веру в том смысле, что даёт Библию, которая порождает веру (Рим. 10:17), и разумение — способность понимать её истины (Еф. 5:17). Хвала Богу за этот дар веры! Верой мы принимаем Божью благодать (Еф. 2:8, 9) и каждый день подкрепляем себя. Вера — одно из тех добрых даяний, которые «нисходят свыше» (Иак. 1:17).
Другой дар, о котором говорится в стихе 29, это честь пострадать ради Христа. Это называют «нежеланным даром». Я мысленно представляю себе стол, заваленный дарами, — всеми чудесными благословениями, которые даёт нам Господь. Если позволить людям выбрать те дары, которые бы они желали иметь, то последним на столе остался бы, наверное, дар страдания. Чарльз Суиндолл называет веру «восхитительной частью» христианской жизни, а страдание — «трудной частью».
Тем не менее, Библия учит, что страдания являются частью христианской жизни — и что в страданиях есть ценность (см. Ин. 16:33; Деян. 5:41; Иак. 1:2–4; 1 Пет. 3:14; 4:12-14; 14:22; Рим. 5:3–5; 2 Фес. 1:4, 5; Евр. 12:5–7). Встречаясь с верой, страдание помогает нам становиться зрелыми христианами.
Однако имейте в виду, что благословение заключается не в самом страдании, а в страдании «за Него» — за Иисуса. Пётр писал: «Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:15, 16). Страдать за Господа — привилегия. Иисус говорил:
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:10-12).
Третья истина, которую приводит Павел, чтобы откорректировать взгляд филиппийцев на страдание, состоит в том, что через страдание они находятся в хорошей компании: «[Страдать] таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите обо мне» (Фил. 1:30). «Подвиг» (форма от агон) — это то греческое слово, от которого произошло существительное «агония». Его употребляли для описания жестоких боёв гладиаторов в цирке. Слова в стихе 30, вероятно, вызвали в памяти филиппийских христиан воспоминания о том, что Павел пережил в Филиппах. (Можете представить себе замешательство на лице темничного стража?) Теперь они сами оказались участниками такой же битвы. Павел хочет сказать им, что они не одиноки — и что он понимает их ситуацию.
Во 2 Тимофею Павел пишет, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (3:12). Когда такое случается с вами, эти три истины могут утешить и укрепить вас:
• Ваше страдание говорит о том, что вы угодны Богу.
• Страдать за Господа — привилегия.
• Страдая за правду, вы в хорошей компании (см. Мф. 5:12).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы обсуждали с вами «“только” одно, что должен делать христианин». Если вы надеялись открыть для себя единственное легко исполнимое требование, то, наверное, разочарованы, потому что мы назвали много разных обязанностей. Надеюсь, однако, что вам поможет следующая мысль: «Как христианин, я должен делать только одно — поступать, как подобает гражданину небесного царства!»
Если мы осознаем себя гражданами небес, это поможет нам исполнить требования, изложенные в Фил. 1:27-30:
• Большинство граждан гордятся своим гражданством. Как граждане небес, мы должны понимать свою уникальность и жить так, чтобы наши поступки благотворно отражались на нашей «родине».
• Граждане являются частью чего-то большего; объединившись, они могут противостоять своим врагам. Как граждане небес, мы поддерживаем друг друга и потому можем твёрдо стоять, каковы бы ни были препятствия.
• Объединившись вместе, граждане обретают смелость. Как граждане иного мира, мы не страшимся мира этого. Мы «всё это преодолеваем силой Возлюбившего нас» (Рим. 8:37).