Как писать о старых альбомах Хип? Имеет ли вообще смысл писать что-либо о том, что слушано-переслушано, о чём писано-переписано? Что нового ты можешь сказать?
Это ведь не сольники Кена Хенсли, о которых вообще пытаются не говорить, и не новые Хип времён Фила Лэнзона / Берни Шо, значение и смысл которых ещё не до конца поняты.
О ранних Хип сегодня тяжело писать, поскольку:
- они остались в своём времени, и воспринимать их нужно вместе с эпохой (стоит, однако, уточнить, что временная привязка здесь не жёстко фиксированная, а плавающая; например, для меня время глубокого знакомства с классикой Хип приходится на конец 80-х – начало 90-х – почти на 10-летие позже, чем с ДП, ЛЗ, БС);
- они слишком затёрты в сознании: Gypsy, Lady in Black, Look at Yourself, July Morning, Return to Fantasy – настолько много раз слушались, что получить от них кайф сегодня весьма проблематично; то же самое можно сказать про Child in Time, Smoke on the Water, Stairway to Heaven, Catch the Rainbow, Stargazer, Hells Bells, Touch To Much, We Will Rock You, Still Lovin’ You… всё это гимны своего времени – там и оставшиеся – и если сегодня кто-нибудь включит что-то из этого списка, самое лучшее для меня – поскорее выключить…
И что в таком случае напишешь? Для этой цели нужно свежее восприятие. А обладать им может лишь тот, кто ещё не прошёл этап увлечения классикой Хип, у кого сознание в этом плане чистое. Короче говоря, нужен молодой соавтор!..
…но пока суд да дело, попробуем совершить путешествие во времени. И начну я – нет, не с первого, а со второго – потому что с этим диском у меня своя личная история.
Купил я его в конце 80-х у некоего Маругина за 70 р. Плюс за 20 р. – в качестве довеска – совершенно не нужный ни мне, ни ему жёсткий винил под названием «Кукарача» (кубинский джаз). Итого 90 р.
Диск фирменный, чистый, но с одной глубокой царапиной от падения стекла. На Lady in Black – аккурат в затихании перед кодой. Игла щёлкала, но не прыгала.
Но несмотря на этот дефект, я был счастлив. Альбом воспринимался как шедевр из шедевров с четырьмя суперхитами: Bird of Prey, The Park, Lady in Black, Salisbury. От «Парка» с ангельским пением Байрона мы с друзьями просто млели.
Долгое время этот диск был главной силой в моей виниловой фонотеке. Куда он в конце концов делся, осталось загадкой. За пьянками-гулянками, банками-полбанками он просто исчез, испарился (такая же участь постигла тогда «Midnight Cafe» Smokie).
С тех пор много воды утекло, но… сегодня я таки настроился и попытался войти в ту же самую реку, и…………………………. отчасти получилось……………..
Bird of Prey – безукоризненное вступление, не уступающее Gypsy, в чём-то похожее, сделанное по тому же принципу – сходу сразить наповал! – но в то же время другое, поскольку вещь супер-оригинальна, с нестандартной конструкцией и в высшей степени виртуозным исполнением.
The Park – ну, а это и прямая противоположность по темпу – божественно красивая песня-пейзаж, – но и сопоставимая по нестандартности: ничего подобного найти просто невозможно. И вот эта необычность, нестандартность первых двух вещей позволяет причислить данный альбом не столько к хард-року, сколько к прогрессиву.
Time to Live – диск не может состоять из одних только шедевров, средне-проходная чисто хард-роковая вещь, у пытливого слушателя впервые может возникнуть здесь долгоиграющий вопрос: а соло на гитаре – это Бокс или Хенсли?
Lady in Black – золотой хит Хип, однако из тех, которые – благодаря незамысловатому мотивчику – со временем приедаются и успевают осточертеть (чтобы не выключить, всеми силами стараюсь удержаться в конце 80-х)). Отметим, что в лид-вокале здесь сам автор – вездесущий многоликий Кен.
High Pristess – маленькая проходная вещица, которая в принципе ничем особым не выделяется, но и никак не портит общую картину. Поёт её тоже автор – Кен Хенсли.
Salisbury – ну а это венчающая альбом супер-эпика, вещь, благодаря которой Хип с полным правом можно отнести не просто к прогрессиву, а к самому что ни на есть рафинированному арт-року. Правда, заслуга в этом в большей мере чем самим авторам-участникам Хип принадлежит дирижёру оркестра и создателю оркестровки Джону Фидди.
Но как бы то ни было, а общая оценка альбома: 10 из 10
Стоит ещё отметить, что на CD в качестве бонуса добавлена ещё одна песня – Simon the Bullet Freak. На стейтовской и канадской версиях альбома она открывает вторую сторону, в то время как High Pristess вынесена в начало первой стороны. Что ж, бонус весьма хорош, другой вопрос – достойная ли это замена шедевральной Bird of Prey? Сильно в этом сомневаюсь…