Толгская икона Божией Матери - одна из почитаемых икон русской православной церкви. Продолжаю серию публикаций о Ярославле #v780_ярославль Это один из городов маршрута Золотое Кольцо, о котором я много писала #visitgoldenring
После разорения Ярославля войсками Батыя в 1238 году в городе начались "темные" времена. Однако после возвращения в 1290 году из Орды Ярославского князя Федора Черного, зятя могущественного хана Ногая, жизнь стала налаживаться.
Возобновилось строительство церквей. Оно поощрялось женой князя Федора (дочерью хана Ногая) и продолжилось при его сыне - Давиде Федоровиче.
Явление иконы
Именно в правление князя Давида ростовский епископ Прохор находит в лесу икону Божией матери, которая получает название "Толгская" - по имени небольшого ручья, впадающего в Волгу.
В тот же день, 7 августа 1314 года, на этом месте была построена церковь, освященная в честь Введения во храм Богородицы, и тогда же было решено основать здесь монастырь.
Иконописный тип - Елеуса
Толгская икона относится к иконописному типу Елеуса. Это один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображается с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. Этот образ олицетворяет безграничную любовь и сострадание. К этому типу относятся многие древние русские иконы, например Владимирская, Донская, Феодоровская
Два списка - какой из них древнее?
Толгских иконы Божией матери две (точнее даже три). Более древняя называется Большой (Тронной) или Толгская I. Её написание относят к последней четверти XIII века.
Этот образ "Богоматери Толгской" необычен для русских икон. Мария изображена в рост, а младенец стоит на коленях матери. "Тронной" образ напоминает образ "Оранты Великой Панагии" и перекликается с древней "Ярославской Орантой" по торжественности и общей композиции.
Происхождение этой иконы скорее всего ярославское, хотя некоторые исследователи находят в ней даже черты итальянской школы периода дученто (а это проторенессанс!). Но в иконе слишком много специфических декоративных элементов, характерных для местной школы.
Хотя икона Толгской Богоматери и перекликается эмоциональным строем своих форм с рядом памятников дученто, в ней нет ничего итальянского, и ничего западного. Просто итальянские и русские мастера черпали из одного источника. А источником этим была византийская живопись позднего XII–XIII веков, откуда заимствованы все основные иконографические типы Богоматери.
Скорее всего, эта икона попала в основанный в 1314 году Толгский монастырь уже как прославленный, более древний образ.
Второй древний образ Толгской иконы - "Малая" или Толгская II. Именно этот образ явился Прохору в лесу. Икону датируют 1314 годом и она представляет собой сокращенное переложение «Толгской I».
Искусствоведы отмечают, что это одна из самых эмоциональных и скорбных русских икон XIII века. В этом образе отразился и сложный, тяжелый период истории русского государства.
Еще интересно по этой теме: #v780_иконопись
- или по тегу #v780_богородичный цикл
А чтобы не пропускать интересные истории во время прогулки по городу - рекомендую при планировании маршрута использовать проект Tripster - он поможет найти гида среди местных жителей и сделать вашу поездку интересно и уникальной!