Единственный способ сохранить исторический облик центра Петербурга – подземное строительство. Так считает проектировщик, член Совета по сохранению и развитию территорий исторического центра Санкт-Петербурга Алексей Шашкин. От этих слов немного веет холодом – помните страшную сказку про Черную курицу и подземных жителей?
На самом деле, всё вовсе не страшно: речь идет о том, чтобы размещать под землей технические помещения, необходимые для обеспечения современного функционирования зданий: паркинги или магазины, например.
Большинство зданий в центре морально устарели и в текущем своем состоянии они не могут полноценно выполнять свои функции. А это приводит к постепенному обветшанию всего центра Петербурга.
Среди успешных примеров – здание кузни на острове Новая Голландия, в которой теперь благодаря построенным подземным техническим помещениям работает ресторан.
Каменноостровский деревянный театр также обрел новую жизнь благодаря подземному строительству – сейчас площадь подземных помещений, где разместились гардероб, фойе и склад для декораций, превышает надземную площадь.
В Европе очень много удачных примеров – чего стоит один подземный вестибюль Лувра. Подземные помещения осовременили вокзал в Антверпене – Московскому вокзалу не помешали бы подобные усовершенствования.
А в столице Финляндии Хельсинки был составлен план подземного развития столицы и сейчас он практически полностью реализован.
Конечно, для развития подземного Петербурга требуется соблюдение множества условий. Город был построен на болоте и грунты у нас слабые.
Но строительные технологии не стоят на месте. Сейчас фактически не существует таких проблем, которые нельзя решить. Все неудачи объясняются не отсутствием подходящих решений, а нечистыми на руку подрядчиками и поставщиками.
Другая проблема – сохранение исторических зданий.
Их у нас много. И это не только дворцы и усадьбы, это так же и конюшни, казармы, склады и даже дровяные сараи. Восстанавливать это великолепие никто не хочет, а снести по закону нельзя. В итоге постройки ветшают, после чего их сносят как аварийные, или же в документах подделывают даты строительства. Ни то, ни другое не является достойным решением проблемы.
- Читайте также: Берегите стариков! В Петербурге под суд пойдут 8 мошенников, укравших квартиры у ветеранов и блокадников
Город задыхается от машин, ему необходимы подземные паркинги. Конечно, можно просто запретить въезд в центр, но станет ли это решением проблемы, которое устроит всех? Петербург – центр туризма, при этом для туристических автобусов не предусмотрено удобных парковок даже у Эрмитажа. Они стоят у Певческого моста, отравляя атмосферу своими выхлопными газами.
Еще один недостаток подземного строительство в его дороговизне. Само по себе оно вряд ли окупится, значит, должны быть инвестиции со стороны государства. Но ведь мы все только выиграем, если Петербург станет еще более красивым и комфортным, не так ли?
Красота мимолетна, и чтобы город продолжал радовать глаз, он должен быть удобен людям. Петербург не стал Северной Венецией, но он все еще может "уйти под воду" метафорически или взаправду, если мы вовремя не позаботимся о нем.