Найти в Дзене
script bro | сценаристы

СЦЕНАРНЫЕ СЕКРЕТЫ СЕРИАЛА "БЕЛЫЙ ЛОТОС" ОТ HBO. ЧАСТЬ 1

Оглавление

ЛУЧШИЕ ПЕРСОНАЖИ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

Изначально у меня не было желания смотреть этот сериал. Меня побудил проверить это шоу один из комментариев. Я не помню, кто это сказал, но комментарий был такой: “Это первый сериал, который мне понравился, где меня бесили все персонажи”.

Я подумал про себя: “Хм, это интересно”. Для тех, кто не следит за написанием сценариев, немного введу вас в курс дела. Между всеми сценаристами продолжается неофициальное соревнование за создание самого популярного медийного материала, но только с использованием непривлекательных персонажей.

Любой может создать что-то популярное с симпатичными персонажами. Но только по-настоящему талантливые авторы могут создать что-то популярное с неприятными персонажами. Похоже, что шоураннер Майк Уайт, возможно, только что выиграл этот конкурс.

Чтобы дать вам немного предыстории, скажу, что это не тот сериал, на создание которого Уайт потратил годы. На самом деле совсем наоборот. С появлением Covid телеканал HBO оказался в затруднительном положении. Им нужны были сериалы, которые построены вокруг ограниченной локации - идеи, которые имели небольшой риск распространения Covid. Поэтому они отправились к авторам и спросили их, есть ли у них что-то, что можно было бы снять на одной съёмочной площадке.

Поскольку это было единственным критерием, Уайт выдвинул такую идею: группа богатых людей проводит неделю на роскошном гавайском курорте. Он хотел исследовать постоянное взаимодействие на этих островах между богатыми и бедными людьми.

Телеканал HBO ответил Уайту, что им нужно было начать съёмки через три месяца. Затем, Майк Уайт приступил к написанию шести эпизодов, каждый из которых занимал 60 страниц, всего за три месяца, одновременно готовясь к режиссуре сериала.

Майк Уайт
Майк Уайт

Создание сериала за такой короткий срок, возможно, является самой шокирующей деталью о "Белом Лотосе". Потому что это одна из лучших работ с персонажами, с которыми я сталкивался. ЗА ВСЁ ВРЕМЯ. И, как правило, создание персонажа занимает больше всего времени, чтобы сделать всё правильно.

Достаточно сложно придумать одного запоминающегося персонажа. "Белый Лотос" каким-то образом набирает сразу десять. Даже если вам не нравится это шоу, забыть этих персонажей невозможно. Вы будете думать о них через много лет.

Вот почему я хотел провести анализ разработки персонажей сериала, начиная с пилотного эпизода. Давайте проясним, в 95% любительских сценариев, которые я читаю, я не помню ни одного персонажа оттуда 72 часа спустя. С этим шоу всё наоборот. Эти люди запечатлелись в моём сознании на всю оставшуюся жизнь. Вот насколько сильным было создание персонажа.

И мне любопытно покопаться в материале, чтобы найти все маленькие хитрости профессии, которые использовал Майк Уайт для достижения этой цели.

Для тех, кто не видел шоу, замысел прост. Группа очень богатых людей приезжает на гавайский островной курорт, чтобы провести неделю высококлассного отдыха. Среди них Шейн Паттон, непомерно богатый 30-летний маменькин сынок, который живёт на деньги своих родителей. Он приехал сюда со своей новой женой Рейчел, потрясающе красивой журналисткой, которая была ужасно бедна, когда вышла замуж за Шейна.

Также у вас есть Моссбахеры. Николь, настоящая женщина, которая стала одной из самых успешных женщин-руководителей в США. Её муж Марк, который родом из знатной семьи, но живёт в тени своей более богатой и знаменитой жены.

У вас есть их 19-летняя дочь Оливия, которая использует богатство своей семьи, когда это удобно, например, чтобы быть популярной в школе. Но затем говорит всем вокруг, что она идентифицирует себя как социалистка, чтобы сыграть роль жертвы.

Лучший поступок Оливии - подружиться с бедной латиноамериканкой по имени Пола, которую она взяла с собой в поездку. Но не расстраивайся из-за Полы. Пола использует свою дружбу с Оливией как способ подняться по социальной лестнице и обладать той же властью, которую Оливия использует для контроля над окружающими.

Оливия и Пола
Оливия и Пола

Самый младший в семье - 16-летний Куинн, беспокойный ребёнок, который настолько неловок в обществе, что зарывается в свой телефон и планшет. У него классический синдром “странного ребёнка”, хотя родители никогда бы не сказали об этом вслух, они боятся, что он не сможет существовать в реальном мире.

Вот ещё два непредсказуемых персонажа. 60-летняя Тайна Маккуоид, светская львица, которая купается в деньгах, хотя откуда они у неё, можно только догадываться. Эта эксцентричная чудачка прибыла сюда в духовное путешествие, чтобы развеять прах своей матери в океане.

И потом, у тебя есть один из моих самых любимых персонажей. Этот персонаж заслуживает того, чтобы быть помещенным в пантеон величайших телевизионных персонажей всех времен – Армонд, менеджер отеля. Армонд начинает как единственный человек в этой истории, у которого, похоже, всё в порядке. Но, как мы в конце концов выясним, это лишь заблуждение.

Прежде чем мы начнём, важно отметить, что это сериал, но Уайт относится к нему как к длинному фильму. Персонажи будут со своей полноценной аркой. Этого бы не произошло, если бы это было многосезонный сериал.

В многосезонных шоу вы заставляете своих персонажей бороться со своими фатальными недостатками на протяжении всех сезонов. Было бы странно, если бы вы прекратили их внутреннюю борьбу после одного сезона. Я поднимаю этот вопрос, потому что подход к развитию персонажа в этом шоу следует рассматривать через призму "полнометражного фильма", а не через призму "сериала", если это имеет значение.

В сегодняшней статье я собираюсь показать вам, как Майк Уайт закладывает основу для развития персонажа, которое происходит на протяжении всей остальной части шоу. Помните, что любой персонаж в значительной степени зависит от своего первого появления.

Если вы не сможете эффективно определить, кто эти персонажи, нам будет всё равно, куда они пойдут. Вот почему так важно знакомство с персонажами. Ладно, давайте посмотрим.

Авторы, которые впоследствии становятся профессионалами в нашем бизнесе, понимают, что появление персонажей является одним из важнейших компонентов сценария и, следовательно, требует большого внимания.

Знакомство с персонажами позволяет достичь двух целей. Во-первых, они говорят нам, кто этот персонаж. И во-вторых, они объясняют нам, с чем персонаж будет бороться и, надеюсь, преодолевать в течение истории.

Теперь, что важно отметить в любой истории, где много героев на главных ролях, вы, возможно, не сможете идеально настроить своих персонажей при первой встрече с ними.

Из-за того, что некоторые ситуации позволяют лучше представить одних персонажей и слабее ввести других, можно ОТЛОЖИТЬ некоторые сцены, в которых вы рассказываете нам, кто такой персонаж.

Например, первое официальное вступление "вот кто эти персонажи" в "Белом лотосе" происходит на лодке, которая направляется на остров. Все наши главные герои находятся на этой лодке. Но мы сосредоточимся конкретно на подругах Оливии и Пауле. Они расположились на верхней палубе, злобно делая предположения обо всех на лодке. После этой сцены нет никаких сомнений в том, что эти двое-сучки.

Опять же, мы могли бы затем перейти к другим персонажам на лодке и попытаться установить их также в этой сцене. Но Майк Уайт чувствовал, что это не идеальная обстановка для этого. Поэтому он оттягивал моменты “вот кто эти персонажи”.

Только когда новобрачные Шейн и Рэйчел окажутся в своих апартаментах, мы должным образом поймём кто они.

Вместо того, чтобы заняться захватывающим сексом в медовый месяц, Шейн оглядывается и понимает, подождите минутку, это не та комната. Его мать купила им лучший номер в отеле. Но они в какой-то… комнате поменьше. В мире высшего класса Шейна это неприемлемо. Он начинает осматриваться и подтверждает свои подозрения, несмотря на то, что комната всё ещё огромная и великолепная. Этот момент даёт нам кристально ясное понимание того, кто такой Шейн, особенно после того, как Рейчел напоминает ему, что не он заплатил за номер, а его мать.

-4

Мы вот-вот станем занудами, так что обратите внимание, потому что то, как Уайт настраивает Рэйчел, достаточно хитро, и не многие писатели сознательно знают, как это сделать. Проще настроить АКТИВНЫХ персонажей, которые создают обстоятельства, влияющие на ситуацию.

Вот что делает Шейн. Он носится туда-сюда, создавая эту "проблему" из-за того, что он не в той комнате.

Тем временем Рейчел не активна, но мы всё равно хорошо её понимаем. Вот как мы это делаем: вы можете определить, кто такой человек, по его РЕАКЦИИ на то, что происходит вокруг него.

В данном случае Шейн скулит по поводу комнаты. И всё же Рейчел здесь, стоит в самом красивом гостиничном номере, в котором она когда-либо была в своей жизни. Так вот какой аргумент она выдвигает. “Кого это волнует? У нас медовый месяц. Это удивительное место. Давай просто повеселимся”.

В её реакции на волнение Шейна мы считываем её так же хорошо, как и характер Шейна, хотя Рейчел реагирует, а не активна. Мы понимаем, что она из бедной семьи. Мы также понимаем, что ей не нужно, чтобы всё было идеально, чтобы быть счастливой. Она гораздо более приземлённая.

Мы делаем тоже самое для остальных гостей отеля. Светская львица Таня неловко обменивается репликами с одной из помощниц в своей комнате, так как она не может найти свои сумки, хотя они прямо за ней. Эта женщина настолько оторвана от реальности, что даже не знает, где находятся её 14 сумок, несмотря на то, что их поставили позади неё 30 секунд назад.

Затем мы переключаемся в комнату Марка и Николь с крупным планом, на котором Николь осматривает пенис Марка. Я не уверен, что мне нравится идея представить кого-то через его пенис. Но оборотная сторона этого заключается в том, что так много представлений персонажей можно забыть. А этот определённо не такой.

Кроме того, к чести Майка Уайта, это органично вписывается в ситуацию. Марк только что сдал анализы на рак яичек и ждёт результатов. Таким образом, мы чётко понимаем, о чём мысли этого парня после этой сцены.

Из всех персонажей "Белого лотоса" у Николь, вероятно, самое слабое представление. Уайт пытается сделать то же самое, что он сделал с Шейном и Рэйчел, где мы представляем Николь через её реакцию на ситуацию с раком мужа.

Но не так ясно, кто она после этого момента, как это было с Рейчел. Однако в диалоге есть хорошая реплика, которая даёт некоторое представление об их браке.

Он спрашивает её, выглядят ли его яички по-другому. Её ответ: "Я не знаю. Я давно их не видела." Это говорит нам о том, что эти двое не часто вступают в интимные отношения, что указывает на то, что их брак не идеален. Небольшие штрихи, подобные этому, которые вам нужно добавить, если вы хотите перейти на следующий уровень создания персонажа.

Наконец, мы получаем большую вступительную сцену Армонда, и эта сцена немного сложнее, поэтому вам нужно посмотреть на неё внимательнее, чтобы понять её гениальность.

Шейн приходит на стойку регистрации, чтобы пожаловаться на то, что оказался не в том номере. Армонд вежлив с ним. Он говорит, что ему очень жаль, но они забронировали именно этот номер.

Затем, как только Шейн и Рэйчел уходят, Армонд поворачивается к новой помощнице, Лейлани, бросая дружеский жест, чтобы сообщить ей, что все эти люди злые, и вы должны говорить им всё, что они хотят услышать, чтобы они были счастливы.

-5

Другими словами, красота этого персонажа заключается в дистанции между тем, как он должен внешне действовать, и тем, что он на самом деле чувствует, а именно презрением и ненавистью ко всем. Если бы Армонд был по-настоящему счастливым человеком и ему нравилось помогать людям, он был бы совсем неинтересен.

Именно контраст между тем, как он должен действовать, и тем, что он чувствует, создаёт пороховую бочку для персонажа, который, как мы увидим испортится в ходе шоу.

Здесь с Армондом происходит ещё один маленький трюк, который вы тоже можете использовать. Всякий раз, когда у вас возникают отношения между наставником и учеником (начальником и подчинённым), легче проникнуть в голову наставника, потому что он постоянно объясняет ученику, что у него в голове и что он чувствует. Обычно трудно донести мысли до читателя/зрителя. Но вы можете ТОЧНО сказать нам, о чём кто-то думает, если вы пишите в этой динамике.

"Видишь, в этом случае просто нужно сохранять спокойствие и сказать им, что они правы. Эти люди-пиявки. Они возьмут всё, что смогут. Ты улыбаешься, говоришь им, что они правы, но затем твёрдо стоишь на своём, объясняя, что ты сделал всё, что мог”.

Ещё один замечательный совет по написанию персонажей, который вы можете взять у "Белого лотоса", заключается в том, что Майк Уайт настолько сосредоточен на создании замечательных персонажей, что даже даёт своим второстепенным персонажам сюжетные линии.

Лейлани - полная помощница, у неё первый рабочий день, и у неё есть секрет. Она на девятом месяце беременности. Но она боится кому-либо рассказать, потому что боится потерять работу. В течение дня у неё отходят воды, и она пытается скрыть это от всех.

Вы заметите, что позже, когда Арманд остановит её, чтобы задать ей ряд вопросов, это будет гораздо более напряжённое взаимодействие, чем обычно между двумя людьми, потому что МЫ ЗНАЕМ секрет Лайлани, что она вот-вот родит. Мы видим боль в её глазах, а также её отчаянные попытки казаться нормальной.

Это та деталь, которую профессиональные авторы часто используют, и которую я редко вижу в любительской работе. Так что это хороший приём, особенно в телевизионных сценариях, где много персонажей.

У этих многих замечательных персонажей есть чему поучиться. Теперь, обсудим, что делать, как только вы определитесь со своими персонажами.

-6

Как создать сериал (или фильм), основанный на непривлекательных персонажах, и при этом привлечь внимание читателей? Это деликатный процесс. Но "Белый Лотос" даёт нам некоторое представление о том, как это можно сделать.

Есть четыре градации персонажей, которые вы можете выбрать при написании чего-либо.

Первый является наиболее очевидным – "симпатичный" персонаж. Это был бы кто-то вроде Питера Паркера.

Прямо под "симпатичным" у нас есть "персонаж, которому сочувствуешь". На ум приходит персонаж Энди Сэмберга в фильме "Зависнуть в Палм-Спрингс". Вроде он как мудак, но ты был бы таким же, если бы застрял во временной петле на сотни лет. Мы сочувствуем его положению.

Дальше находится "интересный" персонаж. Луис Блум из "Стрингера" - отличный пример этого. Когда дело доходит до "интересных" персонажей, идея заключается в том, что персонаж во многих отношениях неприятен, но он компенсирует это тем, что он интересен.

Наконец-то у нас есть "неприятный" персонаж. Обычно это место зарезервировано для злодеев. Это люди, за которых практически невозможно переживать.

Я перечислил четыре варианта в таком порядке, потому что это соотносится с тем, насколько сложно заставить каждого персонажа работать в рамках истории.

Если вы пишете симпатичного персонажа, зрителям намного легче болеть за этого персонажа, чем если бы вы написали персонажа, которому сочувствуешь или интересного персонажа.

Я поднимаю этот вопрос, потому что многие сценаристы считают, что дебаты о персонажах являются односложными. Персонаж либо симпатичен, либо неприятен. На самом деле у вас есть эти два промежуточных варианта. И когда вы начинаете копаться в "Белом Лотосе", вы понимаете, что многие из этих персонажей существуют в промежуточной точке.

Следует также отметить, что существуют градации внутри вариантов. У вас может быть персонаж, которому "слегка сочувствуют", точно так же, как у вас может быть персонаж, которому "очень сочувствуют". Каждый раз, когда вы создаёте персонажа, вы должны подумать о том, в какой градации вам нужен ваш персонаж, чтобы ваша история работала.

Давайте начнём, пожалуй, с двух самых простых персонажей, за которых можно болеть. Куинн, сын-подросток. А ещё есть Рейчел, жена мажора.

В обоих случаях вы бы поместили этих персонажей в категорию "которым сочувствуешь". Куинн - 16-летний коротышка, у которого нет друзей, над которым постоянно смеются его сестра и её друзья. Всю свою жизнь он погружался в свои электронные устройства, потому что никто другой не обращает на него никакого внимания. Куинн - один из немногих людей в этом шоу, с которыми мы хотим, чтобы случилось что-то хорошее.

Дальше есть Рейчел, которой сочувствуют, потому что она начинает понимать, что вышла замуж за самого большого мудака в мире. До конца своей жизни она будет известна только как трофейная жена Шейна и ничего больше. Вдобавок ко всему, Рейчел выросла в бедности. Так что в ней нет ничего выдающегося от рождения, как во многих других персонажах. Она журналист низкого уровня, поэтому пытается что-то сделать со своей жизнью. Вы могли бы возразить, что Рэйчел находится на самом уровне “симпатичной”. Потому что, помимо всего прочего, она искренняя и милая.

На противоположном конце спектра у вас есть Шейн - муж и Оливия - сестра, и Армонд - менеджер. Я бы сказал, что Шейн - откровенный засранец, не имеющий никаких положительных качеств вообще. Я бы поставил его прямо в категорию “неприятных”, даже не рассматривая его как “интересного”. Но я всё ещё был очарован им, и я объясню почему через секунду.

Далее у нас есть Оливия, которая находится в двух шагах от Шейна. Она откровенно жестока к людям, таким как её брат и Рейчел. Она манипулирует, это заметно проявляется, когда она пытается украсть парня своей подруги. Она совершенно не ценит свою невероятно привилегированную жизнь.

Иногда вы можете просто показать персонажей на основе того, как они относятся к другим людям. А Оливия плохо относится ко всем, кроме своей лучшей подруги.

Следующим у тебя будет Армонд. Армонд балансирует на грани между “интересным” и “неприятным”. Этот парень - выздоравливающий наркоман. Он будет лгать, обманывать и воровать на работе. Итак, вы знаете, что всякий раз, когда Армонд появляется, происходит что-то интересное. И это ваша основа для написания интересного персонажа. Когда появляются его сцены, всегда ли происходит что-то интересное? Если нет, то он, вероятно, не очень интересен.

Остальных персонажей сложнее привязать. У тебя есть папа Марк, мама Николь, светская львица Таня и лучшая подруга Пола. На самом деле я мог бы классифицировать отца как симпатичного. Он, кажется, искренне заинтересован в счастье своей семьи. Он хочет использовать эту поездку, чтобы улучшить свои отношения с сыном. Так что этот парень нам вроде как нравится.

Но вот здесь всё дело с созданием персонажа усложняется. Я бы сказал, что Марк - один из наименее запоминающихся персонажей шоу. Я помню Армонда, Шейна, Рейчел, Оливию, Полу и Куинна - все приходят на ум до того, как я вспомнил его.

В этом и заключается опасность создания симпатичных персонажей. Симпатичные персонажи обычно не так уж интересны. Это ни в коем случае не общее правило. Но в целом, похоже, так оно и есть.

Николь, вероятно, лучший пример этого. Она глубоко заботится о своей семье. Она постоянно пытается помочь своему сыну, как и Марк. Она спокойно воспринимает все выпады своей дочери, никогда не расстраиваясь из-за неё, уважительно пытаясь помочь ей взглянуть за пределы её системы убеждений. Но поскольку единственное, что у неё есть, - это её привлекательность, она не очень запоминающаяся. По крайней мере, по сравнению с другими персонажами.

Таня какая-то странная. Я бы определённо отнёс её к категории “интересных”, потому что не думаю, что в ней есть что-то симпатичное, хотя её мать только что умерла. Я говорю это потому, что Майк Уайт пишет о смерти её матери как о средстве доставить неудобства всем, кто окружает Таню, а не как о способе вызвать сочувствие.

И я думаю, что настойчивое требование Тани, чтобы персонал отеля удовлетворял её прихоти всякий раз, когда ей это нужно, иногда помещает её в категорию “неприятных”. Но закулисный фактор с Таней - это кастинг. Уайт выбрал для этой роли такую интересную актрису, что мы, вероятно, мирились с Таней гораздо больше, чем если бы её играла, скажем, Мишель Пфайффер.

Пола - ещё один уникальный случай. Она довольно неприятна из-за того, что в течение первых нескольких эпизодов она действует как приспешник Оливии. Но поскольку она из более бедной семьи, она получает очки сочувствия. А затем, когда появляется её сюжетная линия, где она связывается с одним из работников острова и хочет помочь ему, она становится более привлекательной. Помощь другим всегда даст вашему персонажу очки сочувствия.

А теперь, возвращаясь к Шейну. Почему меня так волнует самый неприятный персонаж в сериале? Повторюсь, он неприятен. Он неинтересен. Он не проявляет сочувствия. Что здесь происходит? Почему этот персонаж всё ещё меня интригует? Я не совсем уверен в ответе. Но предположу, что это, вероятно, потому, что Шейн - самый активный персонаж в сериале.

Вот почему так важно создавать активных персонажей. Активность ведёт к интересу. Если кто-то постоянно давит на мир, мир должен продолжать давить в ответ. И вот тут-то вы и получаете всю драму, в ответном ударе.

Единственная цель Шейна в этом сериале - предоставить ему и его жене лучший номер (номер, за который они фактически заплатили). И когда он убеждается (справедливо), что менеджер отеля облажался и намеренно пытается не пустить его в номер, он усиливает своё давление. Он собирается получить эту комнату любым способом.

Итак, если и есть урок с неприятными персонажами, то он может заключаться в том, чтобы сделать их чрезвычайно активными. Это не решит всего. Но это гарантирует, что они попадут во множество интересных ситуаций.

Предостережение в этом приёме заключается в том, что мы разбираем ансамблевый сериал. И я думаю, что это работает в значительной степени потому, что мы получаем Шейна порционно. Это не сработало бы, если бы Шейн был главным героем в полнометражном фильме.

Я надеюсь, что сегодняшняя статья поможет вам понять, как ваши персонажи воспринимаются читателями. Незначительный просчёт в том, насколько симпатичен или интересен персонаж, может быть разницей между читателем, инвестирующим своё внимание в ваш сценарий, или нет.

Иногда персонажу нужно несколько дополнительных очков сочувствия. Конечно, если они неприятны, им нужно ещё несколько "интересных" моментов. Одна из наиболее распространенных причин, по которой читатели отказываются от сценариев, заключается в том, что им не нравятся персонажи.

Используйте инструменты, о которых мы говорили сегодня, чтобы убедиться, что этого не случится с вашими творениями.

Конец первой части.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.

Ребята, записывайтесь на наш сценарный онлайн-курс , а мы поможем вам написать сценарий (начало 4 октября 2021)

3 месяца практики и живого общения по вашим проектам!

Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям

Курс подойдёт:

  • начинающим авторам
  • стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах
  • режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии
  • редакторам, которые хотят рассказывать свои истории
  • сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но нуждаются в поддержке
  • всем, кто хочет освоить сторителлинг

Сейчас мы работаем с несколькими ведущими продакшенами страны, и лучших авторов из нашего курса заберём к себе в команду. Подробности в по ссылке ниже

Make Russian Film Great Again!