Продолжим разговор о странном тезисе Тамары Эйдельман, что главное событие истории России — это то, что нас не завоевала Римская Империя и не передала нам представлений о законности и собственности.
Мы уже выяснили, что римское завоевание и правовая культура напрямую не связаны.
А также я показал, что римляне и не могли прийти в центральной области будущей России, так как завоевывали только цивилизованные и полуцивилизованные земли.
Но заслуженный учитель не права и в главном. Важная, символически значимая часть России входила в состав Римской Империи самым непосредственным образом. Правда римляне её не завоевали, а напротив, пришли как защитники от окрестных варваров.
Это Херсонес и вообще южное побережье Крыма. Это Боспорское царство со столицей в Пантикапее, нынешней Керчи. Причем, специально для крымненашистов замечу, дело не ограничивалось Крымом — подвластные Риму территории тянулись по Берегам Черного и Азовского Морей вплоть до устья Дона, где была расположена колония Танаис, нынешний Азов.
Херсонес, кстати, это не только Рим, но и, прежде всего, Древняя Греция. Здесь в музее стоит камень с вырезанной на ней клятвой на верность горожан демократическому устройству. Здесь, как доказали исследования Игоря Евгениевича Сурикова, побывал в ходе своей экспедиции по Причерноморью сам знаменитый вождь афинской демократии Перикл.
Каждый пришедший в музей на Херсонесе может увидеть не только римские стены, но и развалины римских казарм, и остатки дома римского офицера – причем даже сохранились две ступени лесенки, ведущей на второй этаж.
В какой-то момент между гарнизоном и городским самоуправлением Херсонеса возник даже конфликт. Военные стали оставлять себе слишком большой процент доходов от городских лупанариев – сиречь публичных домов. На поруху городскому бюджету пришлось жаловаться аж римскому наместнику Мезии, на территории современной Болгарии. Приговор наместника был по-римски справедлив: он велел вернуть доходы от борделей городу. Декрет в честь этого был торжественно выставлен в людном месте. Так что свой урок римского отношения к законности и собственности мы все же получили.
В другой точке Крыма, недалеко от знаменитого Ласточкиного гнезда, на мысе Ай Тодор, располагалась римская крепость Харакс. Раскопки которой проводил, кстати, уже упомянутый нами Михаил Иванович Ростовцев.Сейчас это территория Санатория Днепр и Ай-Тодорского маяка.
Мне, кстати, рассказывали очаровательную историю украинского периода истории Крыма. Тогдашнему украинскому директору санатория предложили возобновить раскопки и поискать еще римские древности, на что он ответил: «Римляне? Це ж Романови. Це ж оккупанти! Це нам нэ трэба». Смотрите какой самородный гений – усмотрел связь между Римлянами и Романовыми, казалось ассоциация лежит на поверхности, однако ж до нее никто не додумался.
Еще восточней, к Крымскому мосту, Боспор, развитое греческое царство, сперва оказавшееся в руках злейшего врага Рима Митридата, который вынужден был покончить с собой на возвышающейся над древним Пантикапеем — Керчью горой Митридат. Затем Боспор стал римским протекторатом, а его богатейшее античное наследие настолько огромное, что его не стесняются приворовывать и Украина и Запад.
Многие, наверное, слышали о «скифском золоте», которое после выставки в Голландии пытается захватить Украина. Но на самом деле это не только золото, это еще и, к примеру, «Змееногая Богиня» с Босфора, ценнейший экспонат Восточно-Крымского музея-заповедника. Но в Керчи и в её отстутствие право же есть что посмотреть.
Как есть на что посмотреть и в находящихся по другую сторону Крымского моста Фанагории, Горгиппии и запредельно далеком по римским меркам Танаисе в устье Дона. Эти города и их окрестности усеяны признаками римского присутствия.
С тех пор, как разгромленный Гнеем Помпеем царь Митридат покончил с собой, Римская власть над Боспорским царством все упрочнялась. Боспорский царь Полемон I был внесен в список друзей и союзников римского народа. Мало того, переименовал важнейшие города своего царства – Пантикапей в Кесарию, а Фанагорию в Агриппию, в честь ближайшего соратника императора Августа Марка Агриппы.
Вот что пишет в работе «Боспор и Рим» Галина Александровна Цветаева:
«Боспорские города попали в сильную политическую и в значительной степени экономическую зависимость от Римской империи, а эту зависимость они предпочли подчинению варварам. Следствием этого был ввод римских военных частей, устройство римских военных баз, возведение укреплений часто по римскому образцу. Укрепление границ и денежные субсидии со стороны Римской империи способствовали новому экономическому расцвету античных центров Северного Причерноморья в первые века н.э.».
В середине I века нашей эры император Гай Калигула решил назначить царем Боспора своего ставленника Котиса, в обход его брата Митридата. И тогда, как рассказывается в «Анналах» Корнелия Тацита, римскому контингенту пришлось поддерживать власть империи при помощи союза с племенем аорсов, в котором некоторые очень хотели видеть «росов», но кроме отдаленного созвучия ничего общего тут нет.
«Когда это стало известно и возникла опасность, что Митридат вотвот вторгнется в Боспорское царство, Котис и Аквила, не рассчитывая на свои силы… стали искать поддержки извне и направили послов к Эвнону, правившему племенем аорсов. (3) Выставляя на вид мощь Римского государства по сравнению с ничтожными силами мятежника Митридата, они без труда склонили Эвнона к союзу. Итак, было условлено, что Эвнон бросит на врага свою конницу, тогда как римляне займутся осадою городов. И вот, построившись походным порядком, они выступают: впереди и в тылу находились аорсы, посередине — когорты и вооруженные римским оружием отряды боспорцев. Зорсин после долгих раздумий, поддержать ли попавшего в беду Митридата или позаботиться о доставшемся ему от отца царстве, решил, наконец, предпочесть благо своего народа и, выдав заложников, простерся ниц перед изображением Цезаря, что принесло великую славу римскому войску, которое, одержав почти без потерь победу, остановилось, как стало известно, в трех днях пути от реки Танаиса».
В 63 году нашей эры Боспор был включен в состав провинции Вифиния-Понт. Боспорские войска появляются в других частях империи – боспорская конница отметилась в Дакии, боспорские лучники воевали с аланами в Малой Азии, боспорская пехотная когорта в Армении.
Вновь дадим слово Цветаевой:
«Римские императоры и боспорские цари большое внимание уделяли укреплению Танаиса: о постоянно ведущихся работах по восстановлению оборонительных стен говорят надписи, датируемые с 220 по 236 г. Работы проводились под руководством архитектора Аврелия Антонина, возможно римлянина, специально присланного в Танаис. Эти заботы имели своё основание, так как Танаис одним из первых городов Боспора принял удары варваров».
Несмотря на нашествия готов, которые полностью разорили Танаис и захватывали Боспорские города, Боспор продолжал оставаться римским. В начале IV века при императоре Диоклетиане боспорской знати носят по римскому обычаю тройные имена — это и Аврелий Валерий Сог из надписи 306 г., и Марк Аврелий Андроник из надписи 307 г. Вновь восстановлены были те проримские названия столиц — Кесария и Агриппия. Зависимость от Рима подтвердилась изображением на боспорских монетах портрета римского императора.
В корпусе Боспорских надписей мы можем найти имена римских императоров Нерона, Веспасиана, Адриана, Марка Аврелия, Диоклетиана, Траяна, Максимиана. Любая надпись упоминавшая боспорских правителей обязательно включала в себя формулу «друг цезаря, друг римлян».
Вот, к примеру, как начинается надпись на плите, хранящейся в Новочеркасске, из которой мы узнаем, что горожане традиционно праздновали «День Танаиса»:
«В царствование Тиберия Савромата, друга цезаря и друга римлян, благочестивого, в год 401, справляющие 9-й день Танаиса в месяце Апеллее 11-го».
401 год боспорской эры это 104 год нашей эры. С 2008 года, кстати, сотрудники музея-заповедника возродили празднование «Дня Танаиса» и он проходит ежегодно и интересно. В этом году, судя по анонсу в группе музея Вконтакте будет 18 сентября.
Среди экспонатов музея в Танаисе видное место занимает походный алтарь в виде характернейшего римского орла. Этот алтарь явно принадлежал легионеру, каковых в Танаисе было немало.
В общем по логике Тамары Эйдельман главным центром законности и уважения к собственности на территории Российской Федерации должен быть Ростов-Папа. Будем иметь в виду.
В своем блоге я стараюсь открыть новое для читателей в страницах истории, дать свою оценку важнейшим историческим событиям и персонажам — подписывайтесь на мой канал, если вам это интересно.