Найти в Дзене
Егор Холмогоров

Какие регионы России были частью Римской Империи?

Продолжим разговор о странном тезисе Тамары Эйдельман, что главное событие истории России — это то, что нас не завоевала Римская Империя и не передала нам представлений о законности и собственности.

Мы уже выяснили, что римское завоевание и правовая культура напрямую не связаны.

А также я показал, что римляне и не могли прийти в центральной области будущей России, так как завоевывали только цивилизованные и полуцивилизованные земли.

Но заслуженный учитель не права и в главном. Важная, символически значимая часть России входила в состав Римской Империи самым непосредственным образом. Правда римляне её не завоевали, а напротив, пришли как защитники от окрестных варваров.

Это Херсонес и вообще южное побережье Крыма. Это Боспорское царство со столицей в Пантикапее, нынешней Керчи. Причем, специально для крымненашистов замечу, дело не ограничивалось Крымом — подвластные Риму территории тянулись по Берегам Черного и Азовского Морей вплоть до устья Дона, где была расположена колония Танаис, нынешний Азов.

Херсонес, кстати, это не только Рим, но и, прежде всего, Древняя Греция. Здесь в музее стоит камень с вырезанной на ней клятвой на верность горожан демократическому устройству. Здесь, как доказали исследования Игоря Евгениевича Сурикова, побывал в ходе своей экспедиции по Причерноморью сам знаменитый вождь афинской демократии Перикл.

Каждый пришедший в музей на Херсонесе может увидеть не только римские стены, но и развалины римских казарм, и остатки дома римского офицера – причем даже сохранились две ступени лесенки, ведущей на второй этаж.

В какой-то момент между гарнизоном и городским самоуправлением Херсонеса возник даже конфликт. Военные стали оставлять себе слишком большой процент доходов от городских лупанариев – сиречь публичных домов. На поруху городскому бюджету пришлось жаловаться аж римскому наместнику Мезии, на территории современной Болгарии. Приговор наместника был по-римски справедлив: он велел вернуть доходы от борделей городу. Декрет в честь этого был торжественно выставлен в людном месте. Так что свой урок римского отношения к законности и собственности мы все же получили.

В другой точке Крыма, недалеко от знаменитого Ласточкиного гнезда, на мысе Ай Тодор, располагалась римская крепость Харакс. Раскопки которой проводил, кстати, уже упомянутый нами Михаил Иванович Ростовцев.Сейчас это территория Санатория Днепр и Ай-Тодорского маяка.

Мне, кстати, рассказывали очаровательную историю украинского периода истории Крыма. Тогдашнему украинскому директору санатория предложили возобновить раскопки и поискать еще римские древности, на что он ответил: «Римляне? Це ж Романови. Це ж оккупанти! Це нам нэ трэба». Смотрите какой самородный гений – усмотрел связь между Римлянами и Романовыми, казалось ассоциация лежит на поверхности, однако ж до нее никто не додумался.

Еще восточней, к Крымскому мосту, Боспор, развитое греческое царство, сперва оказавшееся в руках злейшего врага Рима Митридата, который вынужден был покончить с собой на возвышающейся над древним Пантикапеем — Керчью горой Митридат. Затем Боспор стал римским протекторатом, а его богатейшее античное наследие настолько огромное, что его не стесняются приворовывать и Украина и Запад.

Многие, наверное, слышали о «скифском золоте», которое после выставки в Голландии пытается захватить Украина. Но на самом деле это не только золото, это еще и, к примеру, «Змееногая Богиня» с Босфора, ценнейший экспонат Восточно-Крымского музея-заповедника. Но в Керчи и в её отстутствие право же есть что посмотреть.

Боспорское царство в римский период
Боспорское царство в римский период

Как есть на что посмотреть и в находящихся по другую сторону Крымского моста Фанагории, Горгиппии и запредельно далеком по римским меркам Танаисе в устье Дона. Эти города и их окрестности усеяны признаками римского присутствия.

С тех пор, как разгромленный Гнеем Помпеем царь Митридат покончил с собой, Римская власть над Боспорским царством все упрочнялась. Боспорский царь Полемон I был внесен в список друзей и союзников римского народа. Мало того, переименовал важнейшие города своего царства – Пантикапей в Кесарию, а Фанагорию в Агриппию, в честь ближайшего соратника императора Августа Марка Агриппы.

Вот что пишет в работе «Боспор и Рим» Галина Александровна Цветаева:

«Боспорские города попали в сильную политическую и в значительной степени экономическую зависимость от Римской империи, а эту зависимость они предпочли подчинению варварам. Следствием этого был ввод римских военных частей, устройство римских военных баз, возведение укреплений часто по римскому образцу. Укрепление границ и денежные субсидии со стороны Римской империи способствовали новому экономическому расцвету античных центров Северного Причерноморья в первые века н.э.».

В середине I века нашей эры император Гай Калигула решил назначить царем Боспора своего ставленника Котиса, в обход его брата Митридата. И тогда, как рассказывается в «Анналах» Корнелия Тацита, римскому контингенту пришлось поддерживать власть империи при помощи союза с племенем аорсов, в котором некоторые очень хотели видеть «росов», но кроме отдаленного созвучия ничего общего тут нет.

«Когда это стало известно и возник­ла опас­ность, что Мит­ри­дат вотвот вторг­нет­ся в Бос­пор­ское цар­ство, Котис и Акви­ла, не рас­счи­ты­вая на свои силы… ста­ли искать под­держ­ки извне и напра­ви­ли послов к Эвно­ну, пра­вив­ше­му пле­ме­нем аор­сов. (3) Выстав­ляя на вид мощь Рим­ско­го государ­ства по срав­не­нию с ничтож­ны­ми сила­ми мятеж­ни­ка Мит­ри­да­та, они без труда скло­ни­ли Эвно­на к сою­зу. Итак, было услов­ле­но, что Эвнон бро­сит на вра­га свою кон­ни­цу, тогда как рим­ляне зай­мут­ся оса­дою горо­дов. И вот, постро­ив­шись поход­ным поряд­ком, они высту­па­ют: впе­ре­ди и в тылу нахо­ди­лись аор­сы, посе­редине — когор­ты и воору­жен­ные рим­ским ору­жи­ем отряды бос­пор­цев. Зор­син после дол­гих разду­мий, под­дер­жать ли попав­ше­го в беду Мит­ри­да­та или поза­бо­тить­ся о достав­шем­ся ему от отца цар­стве, решил, нако­нец, пред­по­честь бла­го сво­его наро­да и, выдав залож­ни­ков, про­стер­ся ниц перед изо­бра­же­ни­ем Цеза­ря, что при­нес­ло вели­кую сла­ву рим­ско­му вой­ску, кото­рое, одер­жав почти без потерь победу, оста­но­ви­лось, как ста­ло извест­но, в трех днях пути от реки Танаи­са».

В 63 году нашей эры Боспор был включен в состав провинции Вифиния-Понт. Боспорские войска появляются в других частях империи – боспорская конница отметилась в Дакии, боспорские лучники воевали с аланами в Малой Азии, боспорская пехотная когорта в Армении.

Вновь дадим слово Цветаевой:

«Римские императоры и боспорские цари большое внимание уделяли укреплению Танаиса: о постоянно ведущихся работах по восстановлению оборонительных стен говорят надписи, датируемые с 220 по 236 г. Работы проводились под руководством архитектора Аврелия Антонина, возможно римлянина, специально присланного в Танаис. Эти заботы имели своё основание, так как Танаис одним из первых городов Боспора принял удары варваров».

Несмотря на нашествия готов, которые полностью разорили Танаис и захватывали Боспорские города, Боспор продолжал оставаться римским. В начале IV века при императоре Диоклетиане боспорской знати носят по римскому обычаю тройные имена — это и Аврелий Валерий Сог из надписи 306 г., и Марк Аврелий Андроник из надписи 307 г. Вновь восстановлены были те проримские названия столиц — Кесария и Агриппия. Зависимость от Рима подтвердилась изображением на боспорских монетах портрета римского императора.

В корпусе Боспорских надписей мы можем найти имена римских императоров Нерона, Веспасиана, Адриана, Марка Аврелия, Диоклетиана, Траяна, Максимиана. Любая надпись упоминавшая боспорских правителей обязательно включала в себя формулу «друг цезаря, друг римлян».

Вот, к примеру, как начинается надпись на плите, хранящейся в Новочеркасске, из которой мы узнаем, что горожане традиционно праздновали «День Танаиса»:

«В царствование Тиберия Савромата, друга цезаря и друга римлян, благочестивого, в год 401, справляющие 9-й день Танаиса в месяце Апеллее 11-го».

401 год боспорской эры это 104 год нашей эры. С 2008 года, кстати, сотрудники музея-заповедника возродили празднование «Дня Танаиса» и он проходит ежегодно и интересно. В этом году, судя по анонсу в группе музея Вконтакте будет 18 сентября.

-7

Среди экспонатов музея в Танаисе видное место занимает походный алтарь в виде характернейшего римского орла. Этот алтарь явно принадлежал легионеру, каковых в Танаисе было немало.

В общем по логике Тамары Эйдельман главным центром законности и уважения к собственности на территории Российской Федерации должен быть Ростов-Папа. Будем иметь в виду.

В своем блоге я стараюсь открыть новое для читателей в страницах истории, дать свою оценку важнейшим историческим событиям и персонажам — подписывайтесь на мой канал, если вам это интересно.