Дорогие читатели, сегодня мы продолжим пробовать историю на вкус. Специально для канала НЭБ Владимир Креславский написал серию рассказов о возникновении разных модных кушаний. Герои зарисовок – известные люди. На этот раз в кадре великий бразильский футболист Эдсон Арантис ду Насименту, более известный как Пеле, и его эмпанадас с банановым рисом.
Пеле проснулся как всегда рано и тут же поднялся. Легкая гимнастика, душ и долгое растирание. Тело заныло, и Король поморщился – он всегда следил за своим здоровьем, и любое, даже самое незначительное недомогание могло испортить настроение на весь день.
Накинув белоснежный халат, Пеле бегом направился в столовую. Сегодня он был один, жена и дети остались на море, и Пеле отпросился лишь на день. После того, как Ассирия родила ему близнецов, Король старался как можно больше времени проводить с семьей. Но сегодня Пеле должен быть в Рио.
Ровно 30 лет назад, 19 ноября 1969 года, он в матче «Сантоса» с «Васко да Гама» забил свой тысячный гол, и с того времени на «Маракане» каждый год отмечался День Пеле.
Сделав сок, он налил его в стакан и сел на высокий табурет. Все вокруг знали, что с тех пор, как Пеле оставил футбол, он не прибавил ни фунта, но мало кто догадывался, каких трудов ему это стоило. И с каждым годом все больших!
Неожиданно он вспомнил мамины эмпанадас и улыбнулся. Во всем мире считают, что он из очень бедной семьи, но это, хотя Пеле никогда это мнение не опровергал, не совсем так. В Бразилии и были, и есть семьи гораздо беднее. Все-таки его отец был неплохим футболистом и, помимо основной работы, продолжал тренировать детей. Пеле никогда не забывал его уроки. Ни когда в семь лет стал выступать за местную детскую команду, ни когда в семнадцать поехал на свой первый чемпионат мира.
Конечно, деньги в его семье считали, и обедали только один раз в день. Но зато каждое воскресенье мать готовила эмпанадас – маленькие пирожки с мясной начинкой! Они не только отличались по форме – кольца, рулетики, кубики и т. д., но и вкус у них каждый раз бывал разным. И однажды маленький Эдсон (настоящее имя Пеле – Эдсон Арантис ду Насименту) спросил у матери: почему?
Та присела, обтерла руки, вымазанные в муке, о юбку и заговорила:
– Эмпанадас – они всегда так, всегда разные. Сегодня у мясника – одни обрезки, завтра – другие. Сегодня отец заработал на кусок мяса, а завтра нет. Вот и получается: то начинка сок подвыпустит, а то приходится чуть ли не полстакана масла добавлять.
– Но они всегда вкусные!
Подзадумавшись, Эдсон засунул большой палец в рот, и мать легонько шлепнула его, чтобы он этого не делал:
– А вот это уже от хозяйки зависит! – поднявшись с лавки, донна Насименту какое-то время разминала спину. – Если она любит тех, для кого делает, – продолжила мать, – значит, и эмпанадас будут вкусными всегда.
* * *
Эти мамины пирожки Пеле помнил всегда, хотя после того, как он начал играть за профессиональный клуб, отведать их уже не приходилось.
В «Сантосе» перед пятнадцатилетним юнцом сразу поставили задачу – похудеть. Но добиться этого долгое время не удавалось. Выручил друг отца, известный в сороковые годы игрок сборной Бразилии Вальдемар де Брито, после окончания карьеры тренировавший детскую команду, в которой играл Пеле.
Как-то раз они с отцом навестили его, привезли мамины пирожки, и, конечно, де Брито поинтересовался, почему Пеле до сих пор не играет за основной состав.
– Говорят, что я толстый, похудеть надо… – мальчонка чуть не расплакался.
– Дураки! – де Брито не выбирал выражений, и многие ругательства, которыми Пеле на поле ставил в тупик даже искушенных соперников, он почерпнул именно от него. – Паренек растет, а они его худеть заставляют!
Де Брито потянулся за присланными матерью эмпанадас и сразу несколько пирожков отправил в рот. Отец покосился и пробурчал что-то насчет того, что не для него, мол, жена их делала.
– Да брось ты! – обескуражить де Брито никому не удавалось. – К тому же, теперь их твоему сыну есть нельзя!
– Сам сказал, расти ему надо, – отец отодвинул пирожки подальше. – А для этого нужны углеводы, витамины, что там еще?
– Правильно! Но в эмпанадас он их не найдет, а задницу отрастит – и оглянуться не успеешь! – де Брито задумался и почесал пятерней свой отросший за последние годы живот. – Я ведь тоже только после футбола толстеть стал, – обратился он к Эдсону. – А в твои годы пушинкой порхал и быстрее всех стометровку бегал.
– Сила тоже нужна, – попытался возразить отец, выступавший в основном в защите.
– Нужна, – согласился тренер, – но твой мальчишка – прирожденный форвард! И чем дольше быстро бегать будет, тем больше голов забьет! Ты вот что, – обратился он опять к Пеле, – иди погуляй, а мы здесь с отцом, коли никому до тебя в команде дела нет, над диетой для тебя думать будем.
Но до сих пор Пеле был уверен, что удалили его тогда не для того, чтобы думать не мешал, а чтобы с пирожками наедине остаться.
* * *
Тем не менее, с этого дня об эмпанадас пришлось забыть. А уже через месяц Пеле играл за основной состав «Сантоса» против «Коринтианса» и забил свой первый «официальный» гол.
Тренер «Сантоса» пытался узнать, каким образом Эдсону удалось так быстро похудеть, но Пеле хранил свою тайну вплоть до ухода из футбола. Впрочем, и потом он рассказывал об этом столь по-разному, что узнать, что именно порекомендовали ему отец и де Брито, удалось только самым настойчивым.
– Во-первых, – подытожили они, когда Эдсон вернулся, – ничего мучного! Во-вторых, мясо – до двух часов, и только тогда, когда не играешь. В-третьих, – отец рассмеялся, – никакого спиртного, пока играешь и не собираешься толстеть, – он знал, что его сын после того, как старший брат напоил его какой-то отравой, спиртное терпеть не мог.
– А что же можно? – почти растерявшись, спросил Пеле.
– Запоминай…
И умудренные жизнью мужчины стали диктовать ему рецепты «разработанных» ими блюд.
Этих рецептов было несколько, но больше всего Пеле понравился банановый рис. Приготовить его можно было быстро и много, да к тому же сразу на несколько дней. Иногда, когда хотелось чего-то особенного, он или готовил рыбу к рису, или варил рыбный суп. Особенно ему удавался знаменитый бразильский суп из угря. Только вот каждый раз после него приходилось на полчаса увеличивать тренировки.
* * *
Пеле допил апельсиновый сок, ополоснул стакан и после часа, проведенного на тренажерах, стал одеваться.
Взрывной на поле, в обычной жизни он никогда не срывался, а о его мягкости и интеллигентности рассказывали чудеса. Хотя один Бог знает, чего это ему стоило! Ну, например, после того, как он стал рекламировать «Кофе Пеле», журналисты его замучили вопросами, сколь часто и как много он может выпить этого кофе. И Пеле пил, хотя с годами давление стало барахлить. Но тогда он очередной раз оказался на грани банкротства, нужны были деньги, а по условиям контракта на людях он должен был пить именно этот кофе.
«Надеюсь, сегодня этого делать не придется», – подумал Пеле и заказал такси…
Как всегда, в этот день «Маракана» была расцвечена праздничными огнями, и уже за километр до стадиона машину пришлось припарковать. Зная это, Пеле приехал на час раньше и, улыбаясь своей знаменитой улыбкой, вышел из такси.
Болельщики скандировали «Король!», а он, медленно пробираясь через толпу, приветствовал их и раздавал автографы каждому прорвавшемуся сквозь кордоны полиции мальчишке. В свое время он получил от правительства золотую медаль за развитие детского спорта, а после публикации его мемуаров (и это статистика) несколько миллионов бразильцев стали учиться грамоте, чтобы прочесть книгу своего кумира.
«Король! Король!» – казалось, что с улицы этот крик проник уже и на сам стадион, а когда кумир всех бразильцев вышел на поле, сила крика возросла многократно. В этот день, уже из года в год, на «Маракане» проходил матч юношеских команд, и Пеле по традиции открывал его.
Люди замолкли только тогда, когда он приготовился говорить.
– Сегодня, – начал Пеле, – я не буду говорить о футболе.
По трибунам пронесся гул удивления, но Пеле продолжил:
– Мы все его любим, а многие из вас могут рассказать об этой игре гораздо больше меня. – Он сделал паузу. – Сегодня я хочу сказать несколько слов для этих мальчишек, которые будут сегодня для нас играть. Ребята! – Пеле повысил голос. – Игры ради игры не бывает! Ты всегда играешь ради кого-то и ради чего-то! И я хочу, чтобы вы играли не только для наших дорогих болельщиков, и не только ради славы, которую может вам дать футбол. А для ваших любимых, пусть и известных только вам. Для той единственной, которую вы, может быть, еще только встретите! Для детей, которые еще не родились! Для родителей, которые подарили вам эту прекрасную жизнь и любовь к футболу! Например, я, – Пеле улыбнулся, и трибуны улыбнулись вместе с ним, – когда играл, всегда думал о маме и ее замечательных пирожках. – Трибуны захохотали. – Я мечтал, – он взметнул руки вверх, – что, когда мне придется оставить футбол, она все еще будет жива и приготовит свои чудные эмпанадас, в которых мне приходилось отказывать себе всю жизнь!!!
- Владимир Креславский
ЭМПАНАДАС
Тесто: 500 г муки, 200 г сливочного масла, 2 желтка, полстакана теплого молока, ½ чайной ложки разрыхлителя
Начинка: полкило мясных обрезков, 3 луковицы, 1-3 дольки чеснока, одна столовая ложка каперсов, 80 г анчоусов или одна столовая ложка анчоусного паштета, 4 ст. ложки растительного масла, одна ст. ложка муки, полстакана мясного бульона, перец и майоран
Из указанных продуктов замесить тесто и оставить его на один час. Мясо, предназначенное для начинки, мелко порубить или пропустить через мясорубку. Мелко нарубленный лук и толченый чеснок потушить на растительном масле, затем добавить мясо, очищенные анчоусы и каперсы. Сверху посыпать мукой и добавить мясной бульон. Массу следует непрерывно помешивать, чтобы мясо не пригорело. Приправить перцем и майораном и оставить на небольшом огне, чтобы изботочное количество бульона выкипело. Приготовленный таким образом мясной паштет можно подать в виде закуски с белым хлебом.
Тесто для эмпанадас следует раскатать как можно тоньше. Вырезать из него круги диаметром 10 см и выложить на них начинку. По желанию можно добавить небольшое количество изюма или сваренные вкрутую и мелко порубленные яйца. Перед выпечкой желательно выставить их в холодное место. Печь пирожки в кипящем жире. Можно также предварительно смазать их яйцом и запечь в духовке в течение 20-30 минут на среднем огне. Подавать в горячем виде.
БАНАНОВЫЙ РИС
(рассчитано на 2-3 порции)
1 стакан риса, 2 ст. ложки сливочного масла или маргарина, 1 щепотка черного перца, 2-3 банана, зелень, петрушка, соль
Рис отварить в большом количестве посоленной воды, не разваривая. Воду слить и обсушить рис. Бананы нарезать не слишком тонкими ломтиками и обжарить ломтики в горячем жире с обеих сторон. Осторожно смешать поджаренные бананы с рисом. Перед подачей на стол посыпать черным перцем и мелко нарубленной зеленью петрушки.
Подавать можно отдельно и в виде гарнира к рыбе или мясу.