Наверное главные рок-группы 60-х The Beatles и The Rolling Stones многим видятся как жесткие и непримиримые соперники. Причины думать так довольно весомые: они играли разную музыку, имели разные имиджи, к слову, даже позиционировались они всегда как противоположности - дерзкие и развязные Rolling Stones изначально создавались в качестве антипода милым и лучезарным Beatles.
На самом же деле никакого "противостояния" между ними, конечно, не было. У Beatles и Rolling Stones всегда сохранялись конкурентные, но все-таки теплые дружеские отношения. Они часто пересекались в студиях, помогали друг другу с записью песен и даже отодвигали собственные релизы, чтобы не мешать продажам синглов и альбомов своих коллег. Они прекрасно понимали, что делить им особо нечего - у всех разные аудитории, поэтому гораздо выгоднее не соперничать, а поддерживать кооперацию.
И гораздо больше, чем различий, между ними можно отыскать сходств. Несмотря на то, что Beatles и The Rolling Stones развивались параллельно друг другу, в их музыке существует множество пересечений, если не почти полных совпадений.
Так чем же похожи творческие пути величайших рок-групп XX века?
Тандемы Леннон/Маккартни и Джаггер/Ричардс
Начнем с простого и, пожалуй, самого очевидного. В обеих группах авторами подавляющего числа композиций являлись всего два человека, которые (по крайней мере поначалу) работали в тесной связке друг с другом: в Beatles это были Джон Леннон и Пол Маккартни, в The Rolling Stones - Мик Джаггер и Кит Ричардс.
Данные творческие тандемы выступали ядром обоих коллективов, уже вокруг которых слой за слоем накладывалась деятельность остальных музыкантов. Из-под пера каждого авторского дуэта вышел не один десяток всемирно известных хитов; по сути именно благодаря им мы все знаем, что собой представляют Beatles и The Rolling Stones.
В целом тандем Джаггер/Ричардс оказался более слаженным и плодотворным, но не стоит забывать, что и существует он уже раз в 6 дольше, и писать в The Rolling Stones всегда было меньше кому: тот же Брайан Джонс являлся не таким талантливым автором, как Джордж Харрисон. Кстати, о них.
Брайан Джонс и Джордж Харрисон
Были в обеих группах и свои "тихие" участники, которые в творческом плане вносили весомый вклад в развитие своих коллективов, но на фоне ярких коллег зачастую задвигались на второй план. В The Rolling Stones таковым можно назвать ее основателя, главного идейного вдохновителя и серого кардинала на протяжении 60-х Брайана Джонса, а в Beatles - "тихого битла" Джорджа Харрисона, за которого все говорит данное прозвище.
Любопытно, что Харрисон тоже видел в Джонсе свою родственную душу и неоднократно заявлял об этом:
"Когда мы познакомились, он мне очень понравился. Он был хорошим парнем. Думаю, я знал его довольно хорошо и чувствовал между нами близость; знаете, как это бывает с некоторыми людьми, ты чувствуешь их, чувствуешь близость.
Он родился 28 февраля 1942, а я родился 25 февраля 1943; он был в группе с Миком и Китом, я — с Джоном и Полом; так что между нами было особое понимание.
У нас было похожее положение, и зачастую мы виделись в самые тяжёлые для него моменты".
Что не менее интересно, оба были любителями экспериментов и экзотики. Как известно, большой поклонник индийской культуры, именно Харрисон привнес в музыку Beatles ситар, а уж о Джонсе и говорить нечего. Всё музыкальное разнообразие ранних роллингов 60-х целиком и полностью его заслуга: на записях группы Брайан лично играл на ксилофоне, маримбе, гобое, мандолине, меллотроне, ситаре, саксофоне, флейте и многих других инструментах.
Именно в музыке стоит искать основные параллели между Beatles и The Rolling Stones, поэтому давайте, наконец, обратимся к ней.
Начало психоделического периода
Самые первые годы тоже были у них во многом схожи: и Beatles, и Rolling Stones обрели широкую известность в 63-64 гг., являлись флагманами "британского вторжения", сперва исполняли много каверов, а затем начали писать полностью авторский материал. Но, как мне кажется, по-настоящему тесно их творчества стали переплетаться с 1966 года, когда обе группы чуть ли не первыми в Англии вступили на путь психоделии.
5 августа 1966 года вышел седьмой студийный альбом Beatles "Revolver", последний трек с которого - будоражащая сознание композиция "Tomorrow Never Knows" - послужил главным толчком для развития всего британского психоделического рока. Можно сказать, и сами Beatles с этого момента вошли в свой психоделический период, который продлился в общей сложности 1,5 года.
Однако даже раньше их это сделали Rolling Stones, первый альбом с нотками психоделии которых "Aftermath" увидел свет еще 15 апреля 1966-го. Таким образом, оба коллектива в один и тот же год, разве что с разницей в пару месяцев, синхронно почувствовали, что настала пора для экспериментов и чего-то нового.
Конечно, можно возразить, что в то время в психоделическом направлении двигалась примерно каждая уважающая себя группа, но битлы и роллинги опять же были одними из первых. К тому же пластинки "Revolver" и "Aftermath" - поворотные моменты в их творчестве.
Близнецы "Сержант Пеппер" и "Их сатанинское величество"
Впрочем, на этом Beatles и Rolling Stones не остановились, и уже в следующем 1967 году достигли пика психоделии в своих карьерах. Теперь пальма первенства принадлежала битлам, которые 1 июня 1967-го выпустили свой концептуальный шедевр "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band".
Наверное, тогда многие думали: ответят ли им Роллинг Стоунз? И те действительно ответили, причем даже совершенно не скрывая этого. В самом конце 1967 года группа выпустила свой аналог битловского "Сержанта" - альбом под названием "Their Satanic Majesties Request". Видно, Джаггер, Ричардс, Джонс и другие основательно вдохновились недавним творением своих коллег, хотя и начинали записывать его примерно в то же время: "Просьба их сатанинского величества" и "Сержант Пеппер" оказались похожи как две капли воды.
Смотрите сами. У нового альбома Beatles длинное причудливое название? У Rolling Stones так же! На его обложке полно цветов и битлы, одетые в яркие наряды? То же самое, только роллинги, облаченные в костюмы волшебников. Кстати, и те и другие не забыли спрятать на конвертах своих пластинок отсылки друг к другу.
На правом краю обложки "Сержанта" можно заметить куклу, сидящую в свитере с надписью "Добро пожаловать, Роллинг Стоунз".
Роллинги же вообще поместили изображения лиц всех четырех битлов меж пестрых цветов, рядом с которыми сидят. Отыскать их не так уж просто, зато эффект от обнаружения данного "сюрприза" куда более яркий.
Стоит ли говорить о сходствах альбомов в плане музыки? Что там, что там - чистая психоделия. Только, по мне, Rolling Stones и тут пошли дальше и в своих кислотных изысканиях совсем улетели в космос.
Возвращение на Землю: "Белый альбом" и "Beggars Banquet"
Удивительно, но и вышли из психоделического периода две ведущие группы 60-х в одно время: в 1968 году, когда Beatles выпустили свой знаменитый "Белый альбом", а Rolling Stones - пластинку "Beggars Banquet". Обе работы представили группы сильно изменившимися. Казалось бы, не прошло и года, но и и те и другие сильно упростили свое звучание, сделали его более минималистичным, "грязным", в общем вернулись к истокам, когда и музыканты были не такими профессиональными, и оборудование не позволяло особо развернуться.
Буйство красок эпохи "Лета любви" сменилось своей полной противоположностью. Rolling Stones поместили на обложку "Beggars Banquet" фотографию старого разрисованного туалета, а Beatles вообще заполнили конверт своего нового альбома пустотой, где, кроме названия самой группы, не виднелось больше ничего.
"Let It Be" и "Let It Bleed"
Скорее всего, каждый заметил сходство в названии альбома Beatles "Let It Be" ("Да будет так") и названии альбома Rolling Stones "Let It Bleed" ("Пусть течет кровь"). И кто-то даже подумал, что скопировали и слегка изменили фразу своих коллег именно Beatles, так как их пластинка вышла в свет только в 1970 году, а пластинка Rolling Stones лежала на прилавках уже в декабре 1969-го. Но это не так.
Несмотря на то что альбом "Let It Be" стал продаваться только в мае 1970-го, записывался он еще в самом начале 1969 года, так что название его злого брата близнеца "Let It Bleed" - снова реакция роллингов на очередную работу битлов, причем реакция довольно мрачная и даже пугающая, похожая на циничную иронию.
В то время как Пол Маккартни в заглавной песне обращался к образу своей давно умершей матери, а название всего альбома служило своеобразной эпитафией для разрушенной на момент выхода пластинки карьеры Beatles - "Да будет так" - композиция "Let It Bleed" была посвящена наркотикам и своим названием отражала не только кровавые события на фестивале в Алтамонте, последовавшие за выпуском альбома, но и общее гнетущее настроение конца 60-х.
В каком-то смысле обе пластинки оказались для выпустивших их групп последними. Для Beatles в прямом, так как хронологически "Let It Be" действительно был их последним альбомом. Для Rolling Stones в том смысле, что "Let It Bleed" - последняя работа, в которую внес свой вклад Брайан Джонс. Он погиб почти за полгода до выхода пластинки, и с его уходом творчество Rolling Stones претерпело коренные изменения.
Умершие участники
К слову, Брайан Джонс не единственный среди музыкантов данных групп, кто умер не своей естественной смертью. 3 июля 1969 года он при загадочных обстоятельствах утонул в собственном бассейне, а 8 декабря 1980 года был убит выстрелом из пистолета Джон Леннон. Так что объединяет Beatles и Rolling Stones еще и этот печальный факт, и пусть первой из них к тому времени уже давно не существовало.
Ну и последнее: в 2001 году тихо и мирно скончался от рака Джордж Харрисон, а совсем недавно компанию ему составил барабанщик Rolling Stones Чарли Уоттс, умерший 24 августа 2021 года в свои 80 лет.
Наверное, на этом совпадения в творческих судьбах Beatles и Rolling Stones прекратятся, и их параллельные пути окончательно сведутся в одну точку. Впрочем, это не исключает тех сходств, которые имели место до этого, но которые я упустил из виду. Поэтому пишите, какие параллели в музыке или жизни Beatles и Rolling Stones выделяете для себя вы.
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: