Найти в Дзене
Top of the Rocks

"Гимн Лета любви" и "Взлет и падение Безумного бриллианта": два шедевра, родившихся в одной студии

Ровно 55 лет назад, в такие же солнечные летние дни, миром (по крайней мере, его западной частью) правила любовь.

Небольшой район Сан-Франциско Хейт-Эшбери наводнили тысячи молодых девушек и парней, пропагандировавших идеалы любви, свободы и пацифизма. Затем это молодежное движение распространилось дальше, дойдя до восточного побережья США, к нему присоединился свингующий Лондон, а также другие страны, и вот субкультура хиппи овладела умами многих жителей Земли. И хоть век ее был недолог, она успела оставить важный след в истории и культуре человечества XX века. А то жаркое лето 67-го, в течение которого движение хиппи окончательно расправило крылья, впоследствии стало рассматриваться как целая мини-эпоха и даже получило собственное название - Лето любви.

-2

Как любое важное событие, оно было связано с определенной музыкой. И своеобразным саундтреком Лета любви - разумеется, как и десятки других пластинок и отдельных синглов, - выступил альбом "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band". Однако в случае с ним приходилось говорить не об одном лишь фоновом сопровождении. "Сержант" стал настоящим гимном того славного времени, причем как в музыкальном, так и в идейном плане. Яркий, красочный и пестрый, он полностью соответствовал той не менее разнообразной эпохе и, выйдя аккурат к ее началу, не только предвосхитил, но и отразил ее главные настроения. Каждый участник тех событий узнавал в той или иной песне себя и находил в них что-то свое. Сержант Пеппер... Интересно, кто это?

"Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band"
"Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band"

Но ближе к концу Лета любви мир увидел еще один альбом одного музыкального коллектива, играющего в ту пору модную психоделическую музыку. Только это было нечто совершенно другое. То, что кардинально отличалось от, казалось бы, революционного "Сержанта" и всей музыки 60-х вообще, - во всяком случае, выпускаемой здесь, на Земле. То, что удивило и одновременно ввело всех в ступор. "The Piper at the Gates of Dawn". Свирельщик у ворот зари... Что бы это все значило?

"The Piper at the Gates of Dawn"
"The Piper at the Gates of Dawn"

***

Примерно за четыре месяца до этого две группы переступили порог лондонской студии EMI, что на Эбби-Роуд. Одна из них - матерая и опытная, находящаяся на пике своей формы и уже повидавшая многое, другая - начинающая и скромная, но готовая покорить мир своей музыкой. На первый взгляд, кроме единого для них в то время жанра психоделии, у этих коллективов не было ничего общего. Однако в ближайшие месяцы оба создадут здесь свои шедевры - до того разные, но притягивающие к себе слушателей до сих пор. Причем создадут практически одновременно, находясь друг от друга буквально за стенкой.

EMI Recording Studios, известная также как "Студия Эбби-Роуд"
EMI Recording Studios, известная также как "Студия Эбби-Роуд"

***

Басисту первой группы Полу всего двадцать четыре, но он уже понимает, что судьбу коллектива пора брать в свои руки. Его творческий напарник Джон, некогда безоговорочный лидер группы, постепенно отдаляется от музыки и посвящает все больше времени приему наркотиков и ленивому домашнему досугу. К тому же у Пола есть одна интересная концепция, которую он бы хотел воплотить на следующей пластинке.

-6

Нынешний образ его группы The Beatles изжил себя. Слушатели все еще продолжают видеть в них милых мальчиков в одинаковых костюмах. Что загоняет в определенные рамки, ограничивает свободу, не позволяет быть теми, кто они есть на самом деле. Так почему бы им всем не прикинуться вымышленной группой, спрятавшись за маской других личностей, и делать то, что хотят именно они?

Как нельзя кстати совсем недавно The Beatles на время приостановили свою концертную деятельность и с головой ушли в студию, благодаря технологиям которой теперь могли создать хоть сотню образов и других миров.

-7

А для их "новой" группы уже как раз готово название - "Оркестр Клуба Одиноких Сердец Сержанта Пеппера". Однажды Пол летел в самолете вместе с роуди Мэлом, и во время обеда тот попросил передать ему соль и перец (sault and pepper). "Сержант Пеппер" (sergeant Pepper) - послышалось музыканту.

В остальном дело оставалось за малым.

***

Голова лидера второй группы Сида также переполнена идеями. Гномы, коты, звезды и планеты, велосипеды, чучела - все эти образы роятся у него в сознании, будто насекомые. И без того богатое воображение музыканта подстегивается все учащающимися приемами ЛСД. Бывает, что наркотики переносят его в дивные новые миры. Но порой случается и так, что они погружают Сида в ад, в результате чего тот все сильнее ощущает приближающееся безумие.

-8

Его группа Pink Floyd образовалась полтора года назад, когда Сиду не было и двадцати, и весь прошлый 1966 год не сходила со сцены. Она полюбилась слушателям своим блюзово-кислотным звучанием, длинными импровизациями, световыми эффектами и слайд-шоу во время концертов, что было крайне необычно для британского рока тех лет. Благодаря этому она уже стала сенсацией в таких андеграундных клубах, как UFO, и притягивала все больше интеллектуалов и утонченных ценителей музыки.

-9

Но для того чтобы выйти за пределы родной Британии, Pink Floyd требуется выпустить полноценную пластинку. Благо Сид является талантливым автором, и недостатка в материале у его группы не наблюдается. Позже он придумает, как назовет их будущий дебют, - "Свирельщик у ворот зари". Именно так называется седьмая глава "Ветра в ивах" Кеннета Грэма, его любимой детской книжки, которую Сид не раз читал, будучи маленьким.

***

6 декабря 1966

Пол решает начать с песни, которую сочинил еще подростком в конце 50-х. Он всегда любил ретро-музыку - ту, что слушал его отец Джим. Сопоставляя образ отца с собой, Пол нередко сам задумывался, каким будет в его возрасте (и будет ли его кто-нибудь любить?!). Тогда-то у четырнадцатилетнего мальчугана и возникла мысль написать песню "When I'm Sixty-four" ("Когда мне будет шестьдесят четыре").

По совпадению именно в 1966 году отцу Пола исполняется 64. "Значит время этой песни, которую мы играли еще в Гамбурге, пришло", - думает музыкант. Ко всему прочему, ее сопровождение на кларнетах идеально подходит старомодному стилю готовящегося альбома: по задумке Пола, группа сержанта Пеппера должна одеваться в разноцветные мундиры эдвардианской эпохи и использовать в речи различные архаичные выражения.

-10

19 января 1967

Несмотря на то, что Джон уже совсем не тот, что был прежде, у него в запасе имеется много песен. Он сочиняет их своим излюбленным способом, используя в качестве источника вдохновения отрывки из газетных статей, заголовки афиш, фрагменты видеопрограмм и слоганы из рекламных роликов.

-11

В этот раз все вообще сплетается воедино: новостной заголовок о более чем 4000 дорожных ям в Ланкашире, фильм "Как я выиграл войну", в котором он снялся в прошлом году, да еще тот бедолага, пару дней назад разбившийся на машине... Правда его лиричным гитарным куплетам чего-то не хватает. На помощь приходит друг Пол, вставляя в середину свой бодрый фрагмент из недописанной песни о школьных буднях в Ливерпуле. Данный альманах Джон называет просто - "День из жизни" ("A Day In The Life").

Возможно, это будет лучшая песня The Beatles. И место ей - в самом конце пластинки. Она должна стать апофеозом всего альбома. Для этого 10 февраля музыканты приглашают в студию симфонический оркестр, и Пол просит каждого его участника дойти на своем инструменте от самой низкой ноты до самой высокой. Заканчивается все сорокасекундной кодой на пианино, сыгранной в десять рук и ставящей точку - нет, восклицательный знак! - на звуковом полотне "Сержанта Пеппера".

1 февраля 1967

Однако не менее важно, чем правильно закончить альбом, - правильно его начать. В этом случае открывающая песня вообще имеет первостепенное значение, так как именно она будет знакомить слушателя с основной концепцией пластинки. Поэтому одной из первых Пол берется за одноименную композицию "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band".

По его замыслам, альбом должен быть оформлен в виде импровизированного концерта "Оркестра Клуба Одиноких Сердец". И открывашка при таком раскладе - анонс группы сержанта Пеппера, сопровождаемый аплодисментами взбудораженной толпы. Пусть во время него также прозвучит имя руководителя этого несуществующего коллектива Билли Ширза, кто бы им ни был... Да хотя бы Ринго.

-12

Но самое главное, вступительная песня должна быть запоминающейся. Настолько, чтобы ее утяжеленный гитарный рифф взял на вооружение сам Джими Хендрикс!

8 февраля 1967

Да, Джон теперь часто сидит дома, но и в повседневности можно найти неиссякаемый источник творческих идей. Например, что если воспеть жизнь на природе - небольшой домик с собственным хозяйством: овцами, курами и лошадьми? И наложить соответствующие звуки. А в конце пластинки обязательно вставить неслышимый для человеческого уха высокочастотный фрагмент, чтобы обязательно позлить чью-то собаку.

9 февраля 1967

Между тем Пол тоже познает все прелести жизни за городом. В прошлом году он купил в шотландском местечке Кинтайр целое имение. Только вот незадача: в приобретенном им особняке давно никто не жил, в результате чего у него прохудилась крыша и образовались щели в окнах. Поэтому многие думают, что песня "Fixing a Hole" ("Заделывая дыру") - о ремонте. Или о наркотиках. Однако ни то, ни другое не верно. На самом деле Пол пишет композицию о переменах в жизни, "о дыре в сознании, которая пропускает грустные и тревожные мысли, и в итоге это сказывается на воображении и творчестве". Но Пол как всегда оптимистичен. И приподнятая клавесинная аранжировка песни в очередной раз это доказывает.

17 февраля 1967

В конце января, во время съемок промо-ролика для сингла "Strawberry Fields Forever", Джон купил в одном антикварном магазине афишу циркового представления с участием некоего мистера Кайта. Загадочный циркач вдохновил его, как и образ цирка викторианской эпохи в целом. И вскоре Джон решил создать собственное шоу, только в звуковом пространстве - с соответствующими музыкальными переливами и фейерверками.

-13

И хоть он признается, что помещает песню на пластинку лишь с целью заполнить пространство, получается завораживающе. Впрочем, основную работу по созданию атмосферы в "Being For The Benefit Of Mr. Kite!" проделывает Ринго, своими барабанами придавая песне нереальный грув.

***

21 февраля 1967

Тем временем Pink Floyd тоже приступают к работе.

На момент записи у Сида готово достаточно новых песен, но и он решает сначала сыграть одну из своих ранних композиций. Стихи Сида загадочны и образны, но в то же время по-детски чисты, откровенны и непосредственны. В "Matilda Mother" поется о матери, читающей своему ребенку сказки на ночь: о далеких странах, фантастических королях и "туманных всадниках".

Уникальный композиторский подход виден и в самой музыке: постоянной смене мелодий, нетипичных гармониях. Мелодии меняются даже от дубля к дублю. Для Сида песня - это не что-то статичное, а постоянно развивающийся живой организм. Поэтому продюсер и остальные участники группы стараются записывать композиции как можно быстрее, а в случае чего прибегать к монтажу. Благо, пока у них все складывается удачно, и "Мать Матильду" удается записать за один день.

-14

23 февраля 1967

Еще позавчера из соседней студии №2, где трудились The Beatles, доносились чарующие волшебные звуки. Впоследствии, когда Pink Floyd прослушают готового "Сержанта Пеппера", они поймут, что в тот день доводился до ума пятый трек "Fixing A Hole". Но без спроса нагрянуть к таким гигантам рока было бы тогда крайней степенью неуважения. В самый первый день студийной записи битлы - а точнее Пол, Джордж и Ринго - сами пришли в их небольшую студию №3, чтобы поддержать перспективных новичков и благословить их на работу. Но в основном творческие процессы обеих групп продолжали идти параллельно друг другу, не пересекаясь.

-15

Сегодня The Beatles приступили к записи еще одной веселой песни Пола под названием "Lovely Rita", повествующей о женщине-полицейском, как-то выписавшей музыканту штраф за парковку. Однако Pink Floyd повезло: их продюсер Норман Смит долгое время работал с битлами. Он-то и решил устроить полноценное знакомство групп, пригласив Pink Floyd на открытую сессию в студию к The Beatles.

Интригующая встреча состоится почти через месяц, 21 марта 1967-го, в последний день работы над "Милой Ритой", так что финальные штрихи в этот трек битлы будут вносить под надзором Сида, Роджера, Ричарда и Ника. Четверо молодых ребят будут с интересом следить за профессиональными и отточенными за годы студийной и концертной деятельности действиями "ливерпульской четверки", но все еще чувствовать небольшое смущение. Хотя в целом встреча пройдет хорошо и музыканты быстро найдут общий язык. А Джордж впоследствии даже одолжит их фотографу свою оптическую линзу, на которую позже будет снята знаменитая фотография для обложки "Свирельщика".

-16

27 февраля 1967

Безусловно, The Beatles профессионалы и мастера своего дела. Но они сочиняют и записывают песни. Пусть гениальные, но песни: куплет, припев, еще один куплет, припев... Pink Floyd же, в частности Сиду, всегда хотелось выйти за пределы всяческих рамок, выплеснуть поток своего полубезумного сознания. Так группа пришла к записи "Interstellar Overdrive" ("Межзвездной перегрузки"), композиции, родившийся в результате концертной импровизации прошлой осенью.

-17

Начинаясь с запоминающегося гитарного риффа, она довольно быстро утрачивает последние остатки песенной структуры и уводит слушателя в совсем другую сторону. На протяжении большей части композиции слышны какие-то потусторонние звуки, скрежеты и странные шумы. С первой до последней секунды не произносится ни слова. Впрочем, слушателю это уже особо и не нужно, ведь к тому времени он пребывает где-то далеко в космосе.

Грандиозный инструментальный эпик, почти десятиминутная "Interstellar Overdrive" будет записываться Pink Floyd еще долго. Пока же группа переключается на более "земную" и доступную "Chapter 24". Хотя доступную как сказать... Сид пишет стихи "Chapter 24" под впечатлением от соответствующей главы китайской философской "Книги Перемен", полной различных метафор и туманных изречений.

1 марта 1967

Однако по части психоделии The Beatles могут легко дать фору Pink Floyd, а лично Джон по части причудливых образов и стихов способен перещеголять самого Сида. В его песне "Lucy In The Sky With Diamonds" есть все: мандариновые деревья и мармеладные небеса, целлофановые цветы и зефирные пироги и, конечно же, сама Люси в небе с алмазами. Кислотная аранжировка и искаженный высокий вокал окончательно дают понять, кто здесь главный любитель измененного состояния сознания.

Наглядная иллюстрация того, что означает "Люси в небе с алмазами", выполненная сыном Джона - Джулианом
Наглядная иллюстрация того, что означает "Люси в небе с алмазами", выполненная сыном Джона - Джулианом

Возможно, секрет обоих музыкантов заключается как раз в том, что в качестве топлива для своего творчества они используют одни и те же вещества. Хотя логичней всего предположить, что оба просто талантливы и обладают крайне богатым воображением.

***

9 марта 1967

"Становится лучше" - так во время тура 1964 года говорил о своей игре в The Beatles барабанщик Джимми Николь, временно пришедший на замену заболевшему Ринго, которому также в свою очередь становилось лучше.

Пол с улыбкой вспоминает эту фразу и строит вокруг нее и пары рубленых аккордов песню "Getting Better". Неизменно позитивную и жизнеутверждающую. Как и ее герой, Пол постоянно становится лучше. Во всяком случае, он на это надеется.

15 марта 1967

Тема духовного роста интересует и Джорджа. Только ее он видит в философско-религиозном свете и охватывает она у него все человечество.

-19

Джордж играет на ситаре и изучает индийскую культуру уже два года. Но восточные учения едва вяжутся с его западным образом жизни рок-звезды. Джордж пытается найти во всем этом компромисс, однако понимает: деньги, как бы он их ни любил, и вообще все материальное - иллюзорно, а человеческое эго мешает людям по-настоящему сблизиться. Это он и старается донести в своей песне "Within You Without You" ("В Тебе и Вне Тебя").

Тем не менее ее он записывает без помощи друзей по группе. При том что в записи, помимо него, участвуют около 16 человек: 4 индийских музыканта играют на таблах и танпурах, а 11 английских на скрипках и виолончелях (на индийский манер).

Позже "Within You Without You" доверят открывать вторую сторону пластинки. Поместить индийскую рагу в самое сердце поп-альбома довольно рисково. Но The Beatles готовы пойти на такой эксперимент, тем более прошлогодний опыт Джорджа с "Love You To" показал, что интерес к индийской музыке у слушателей растет.

16 марта 1967

Pink Floyd по-прежнему не могут обуздать "Interstellar Overdrive" и теперь записывают ее укороченную версию. Зато "Flayming" удается с первого дубля. Все-таки, несмотря на пристрастие группы к длинными импровизациям, Сиду больше по душе малая форма. К тому же коротенькая "Flayming" посвящена его любимой теме детства.

17 марта 1967

Для 60-х побег молодых парней и девушек-хиппи из дома - явление обычное. Как раз об одной из таких представительниц подрастающего поколения поется в "She's Leaving Home". Прочитав об этом заметку в газете и вспомнив аналогичный случай из жизни, Пол сочиняет душераздирающую историю о девушке, выбравшей свободу вместо благополучия и уюта и покинувшей родительский дом на восходе солнца. Драматизм ситуации подчеркивается богатой оркестровкой и плавными возвышенными вокальными гармониями.

19 марта 1967

Пока Пол затрагивает социальные проблемы и черпает вдохновение из реальности, Сид всячески от нее бежит. Гномы, живущие в своем сказочном мирке, - вот, что его по-настоящему интересует!

20 марта 1967

Говорить о насущном куда лучше получается у второго автора Pink Floyd - Роджера. Но ему нужно дать время. "Take Up Thy Stethoscope and Walk" ("Возьми стетоскоп свой и иди") - его первая работа для коллектива, еще сырая и немного странная, а потому не выдерживающая ни малейшей конкуренции с десятью песнями Сида.

21 марта 1967

Pink Floyd остались под большим впечатлением от встречи с The Beatles. Но больше всего их поразило то, как парни работают с различными звуковыми эффектами и вокальными наложениями.

-20

Вернувшись к себе в студию поздно вечером, музыканты продолжают запись инструментала со странным названием "Pow R. Toc H." и решают добавить в него еще больше звуков и шумов, как в конце битловской "Lovely Rita". Из нее же в композицию перетекают воздушные клавишные, и в итоге "Pow R. Toc H." превращается в вереницу музыкальных обрывков, восклицаний, стуков, щелчков, шепотов и криков.

Вновь основное участие в работе над треком принимает басист Роджер, но...

22 марта 1967

...но о чем может идти речь, когда Сид пишет экзистенциальную "The Scarecrow", уподобляя себя одиноко стоящему в поле безвольному пугало?

***

29 марта 1967

В этот день работа над альбомом начинается дома у Пола.

На каждой пластинке музыканты традиционно оставляют одну песню для Ринго, чаше всего детскую и ироничную, идеально подходящую его забавному голосу. В этот раз ее, правда, приходится сочинять прямо перед записью.

-21

Процесс идет медленно и туго. Джон и Пол все никак не могут подобрать нужные слова. Они перебирают десятки вариантов, бракуют их и от безысходности то и дело принимаются играть старые песни. В конце концов на помощь приходят жена Джона - Синтия и биограф группы - Хантер Дэвис, после чего дело сдвигается с мертвой точки. К вечеру песня готова. С пылу с жару она передается барабанщику, и Билли Ширз обретает свой голос. "With a Little Help From My Friends" ("С небольшой помощью моих друзей") - в случае с Ринго это попадание в точку.

А на следующий день тема дружбы получает еще и визуальное воплощение. Одной большой компанией битлы фотографируются для обложки - в окружении старых версий самих себя и более чем пятидесяти "друзей".

-22

1 апреля 1967

Впрочем, концептуальный альбом - это сильно сказано. На самом деле песни "Сержанта" никак не связаны между собой. И Пол прекрасно это понимает. Поэтому, чтобы хоть как-то объединить их в единое целое, продюсер Джордж Мартин подсказывает ему убрать промежутки между двумя первыми и двумя последними треками, а заодно добавить репризу основной темы, которая бы одновременно стала прощанием "Оркестра Клуба Одиноких Сердец" с публикой.

И это срабатывает. В результате "Сержант Пеппер", несмотря на то, что не имеет какой-либо единой тематики, воспринимается как единое музыкальное высказывание.

Надеемся, вам понравилось шоу?

***

11 апреля 1967

Наконец-то "Interstellar Overdrive" записана! Однако тема космоса не отпускает Сида. На этот раз он погружает слушателя не в психоделический трип, а в настоящее космическое путешествие с перечислением планет, спутников и галактик. Это чудесное действо он называет "Астральным пением" ("An Astral Chant"). Но потом название приходится сменить. "Astronomy Dominé" ("Астрономия Господня") - тоже подходит, отсылая к грегорианским хоралам прошлых веков.

12 апреля 1967

Сэм - любимый сиамский кот Сида, живущий у него дома (хотя посвященная ему песня почему-то называется "Перси - ловец крыс"). Как и у многих других треков, это название позже будет заменено другим, но вместе с ним Сид припишет своему питомцу демоническую сущность, и Сэм станет Люцифером ("Lucifer Sam").

Аранжировка также получится загадочной: нисходящий звук электрогитары, смычковый бас, накатывающий волнами зловещий орган...

21 мая 1967

Сид и сам постепенно склоняется к своему темному началу. Рассказ о велосипеде и прочих вещичках "Bike" - последняя песня, записанная для альбома, и последняя песня на самом альбоме.

Эксперименты Сида с галлюциногенами начинают выходить из под контроля. С приближением лета он выглядит все более ослабленным и чувствует, что долго так не протянет.

-23

***

"Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" увидел свет 1 июня 1967 года. Лето любви еще толком не успело вступить в свои права, а на людей уже обрушилось одно из его первых открытий. Торжественный, грандиозный и по-хорошему пафосный, этот альбом-праздник был идеален и прекрасен во всем - может быть, даже слишком прекрасен. Так, что напоминал творение Аполлона. Недаром в начале "She's Leaving Home" будто бы слышна лира (на самом деле арфа) - верный спутник древнегреческого бога света и искусств.

-24

***

"The Piper at the Gates of Dawn" вышел 5 августа 1967-го. И в противовес "Сержанту" это был удар под дых всему привычному и прекрасному, "нокаут", как выразился сам Пол Маккартни. До этого так не играл, не пел и не сочинял никто. По своему характеру он являлся не возвышенным и божественным, а наоборот, инфернальным и потусторонним. В его звучании ощущалось некое природное, стихийное начало. И у этого такж имелся свой символ, пусть и не в музыке, а в названии, которое Сид Барретт выбрал, может, и интуитивно, но далеко не просто так.

-25

Свирель, на которой играет некто в заголовке альбома, - один из древнейших музыкальных инструментов, испокон веков олицетворявший первобытную природную силу. У древних греков он противопоставлялся аполлоновой лире, связанной с гармонией и разумом. Лидер Pink Floyd же, как уже было сказано, взял название "The Piper at the Gates of Dawn" из своей любимой детской книги "Ветер в ивах". А в ней играл на свирели не кто иной, как Пан - аркадийское божество плодородия и дикой природы, прообраз Диониса.

Великий Ницше писал, что любая культура должна поддерживать равновесие между аполлоническим и дионисийским началами. И во время Лета любви этот баланс между "Сержантом Пеппером" с одной стороны и "Свирельщиком у ворот зари" с другой был сохранен.

***

В 2003 году "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" был признан журналом Rolling Stone лучшим альбомом всех времен. Через некоторое время он уже был назван альбомом, который стоит выкинуть, и был заметно понижен в рейтинге. В результате мнения насчет "Сержанта" разделились: кто-то считает его произведением искусства и лучшим альбомом The Beatles, а кто-то претенциозной чепухой и переоцененным продуктом маркетинга. Но по большому счету все это не столь важно. Ведь "Сержант Пеппер" - поистине уникальный альбом, который стоит в дискографии группы особняком и является своего рода манифестом, показывающим максимум ее студийных возможностей.

***

Похожая ситуация обстоит и со "Свирельщиком". Те, кто слушает классический Pink Floyd с Дэвидом Гилмором, воспринимают "The Piper at the Gates of Dawn" причудливым бредом, первым блином, который, как известно, всегда комом. Те же, кто слушает группу с самого начала, считают пластинку непревзойденным шедевром, в сравнении с которым все остальные работы Pink Floyd выглядят прилизанной предсказуемой попсой. Оба эти взгляда можно понять. Но все же что-то с ними не так... В первом случае осознать этот альбом мешает ограниченность, а во втором принять всю остальную музыку группы - снобизм. Так как и "The Piper..." - тоже совершенно отдельное явление в творчестве Pink Floyd, созданное совсем не той группой, что подарила миру "The Dark Side of the Moon", "Wish You Were Here", "Animals" и "The Wall".

***

Тем не менее оба альбома уже все всем доказали. И пусть Лето любви давно прошло, а Безумный бриллиант был опален своим сиянием практически сразу после выхода собственного детища - теперь это не имеет никакого значения. Ведь каждая из пластинок давно превратилась в нечто большее, чем продукт своего времени.

И как бы намекают на вечность "Сержанта" и "Свирельщика" зацикленные звуковые фрагменты в самом конце обоих. Яркие, странные, психоделичные, но гипнотические. Такие же, как и сами альбомы.

  • Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом

Читайте также: