В конце семидесятых сценарист Валентин Азерников, автор сценария комедии «По семейным обстоятельствам» (1977), написал историю про героя-пройдоху, который умеет решать все вопросы, будь то продвижение по карьерной лестнице или добывание дефицитных товаров. Сценарий назывался «Профессионал жизни», что вполне отражало суть героя. Азерников давно хотел поработать с режиссёром Аллой Суриковой, и предложил сценарий ей. Валентина, который уже имел репутацию драматурга лирико-комедийного, подкупал мягкий женский юмор Суриковой, которая тогда ещё начинала осваивать кино. Режиссёру сценарий понравился и она согласилась снимать фильм, но
цензоры сочли, что главный слишком уж вызывающ, а в целом история Валентина Азерникова чрезмерно сатирична. На несколько лет она отправилась в дальние ящики столов чиновников
и только в 1984 году Алла Сурикова смогла всё-таки вернуться к пьесе.
Когда всё было готово к съёмкам, на Валентина Азерникова и Аллу Сурикову обрушилась удручающая новость:
почти одновременно вышли две картины с похожим сюжетом. Это были «Блондинка за углом» (1984) и «Прохиндиада, или Бег на месте» (1984), которые тоже повествовали о типичных советских профессионалах жизни. И сценарист, а режиссёр были всерьёз разочарованы, но нашли выход. Они решили сосредоточиться на комедийной составляющей. И «Блондинка за углом», и «Прохиндиада» были всё-таки социально-сатирическими,
Алла Сурикова не захотела повторять эти фильмы и копировать их, поэтому задумала настоящую комедию. А для этого нужен был истинный комик в центре,
на котором бы всё и держалось.
Выбор пал на Геннадия Хазанова, невероятно популярного эстрадного артиста, имя которого знали все. У Хазанова кинематографического опыта не было, но его имя в титрах точно помогло бы фильму. С этим предложением Алла Сурикова отправилась к директору «Мосфильма» Николаю Сизову. Тот утверждать Хазанова отказался.
Всё дело было в национальности актёра. Хитроумный пройдоха, знающий все ходы и выходы и умеющий безупречно обставить любое дело, с еврейскими корнями был бы фигурой слишком уж очевидной и типической, что зрители могли бы воспринять неоднозначно.
По той же причине Сизов отверг «запасной вариант» режиссёра — актёра Леонида Ярмольника.
Но Алла Сурикова проявила настойчивость.
Ей очень уж хотелось снимать Хазанова, так что по её просьбе подобрали грим и костюм для артиста, чтобы национальные особенности не бросались в глаза.
Николай Сизов хоть и со скрипом, но всё-таки дал согласие.
Но тут неожиданно начал колебаться сам Геннадий Хазанов. Он попросил разрешения доработать сценарий вместе с автором своих эстрадных миниатюр. Через месяц Азерников и Сурикова получили его версию пьесы. И это была куда более смешная история, однако походила она на набор комедийных номеров, а не на фильм с единым сюжетом. И это совсем не устроили режиссёра. Компромисса найти не удалось:
Хазанову не нравился оригинальный сценарий, Суриковой — новый.
Итогом стало снятие актёра с роли.
Времени на подготовку больше не было, поэтому Сурикова бросилась к Виталию Соломину. Она пробовала его на главную роль в числе первых, но отказалась от Виталия из-за его романтичности и лиричности. Но сейчас требовалось срочно начинать работу, поэтому альтернатив уже не было. К счастью, Соломин быстро дал согласие.
Главную женскую роль оставили Вере Глаголевой. Изначально Алла Сурикова видела в роли юной актрисы Кати Елену Проклову, но
когда утвердили Хазанова, понадобилось найти исполнительницу хрупкую, невысокую, нежную и трогательную, которая оттенила бы центрального персонажа.
Так на пробах оказалась начинающая Вера Глаголева. Её, кстати, одобрил и сам Геннадий Хазанов. Когда на площадку пришёл Виталий Соломин, выяснилось, что и в паре с ним Вера Глаголева смотрится естественно. Правда,
при просмотре фильма голос актрисы кажется немного странным и непривычным. И это «вина» режиссёра.
Поскольку героиня была по сюжету актрисой, необходимо было, чтобы и голос у неё был поставленным, профессиональным, по-настоящему актёрским. Вера Глаголева, актёрского образования не имевшая и тогда только делавшая первые шаги в кино, такового не имела, поэтому по настоянию режиссёра озвучила её Анна Каменкова.
На второстепенные роли Алла Сурикова сумела заполучить целое созвездие: Ларису Удовиченко, Раису Рязанову, Елену Санаеву, Нину Маслову, Ролана Быкова, Николая Парфёнова, Армена Джигарханяна. В небольшой роли появилась Людмила Дмитриева, одна из самых недооценённых отечественных актрис, которая уже блеснула в комедийном детективе Аллы Суриковой «Ищите женщину» (1982) в роли застенчивой секретарши.
Смонтированный фильм получил название «Искренне Ваш...». Но восторгов чиновников он не вызвал, и
«Мосфильм» медлил с выпуском картины в прокат.
Спас творение Суриковой пришедший в 1985 году к власти Михаил Горбачёв. Ему на дачу, как водится, отослали копию ленты. Молодой генсек, нацеленный на полное обновление страны, познакомился с фильмом в компании супруги, и одобрил.
Чуть ли не на следующий день «Искренне Ваш...» отправился в кинотеатры.
К сожалению, эта комедия Аллы Суриковой не входит в число её главных хитов. Скорее всего потому, что
в момент выхода сюжет уже слегка устарел: в 1985 году, когда ленту увидели зрители, уже началась перестройка, жизненный уклад начал быстро меняться, а людей интересовали уже другие проблемы.
Ну и, конечно же, эффектная и оборотистая «профессионалка жизни» Надя, та самая блондинка из фильма Владимира Бортко в исполнении Татьяны Догилевой, всё-таки волей-неволей затмила лиричного героя Виталия Соломина. Многие, как и опасалась Алла Сурикова, сочли, что
«Искренне Ваш...» — всего лишь калька с «Блондинки за углом» и «Прохиндиады»
и не заинтересовались фильмом. Тем не менее он нашёл свою аудиторию, пусть не такую большую, как хотелось авторам, а сегодня у нас есть возможность увидеть не самые растиражированные роли советских артистов благодаря картине «Искренне Ваш...».
А вы стояли во многочасовых очередях за книгами, мебелью, одеждой? Мне, например, когда я была ещё совсем ребёнком, пришлось в восьмидесятых ночью отметиться в очереди за кухонным гарнитуром. До сих пор помню, как толкалась зимой в толпе взрослых дядь и тёть!
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: