Есть устойчивое мнение, что выдающаяся актриса, символ мрачного криминального жанра Джин Тирни была впервые явлена общественности в прославленном триллере 1944 года «Лора». Это категорически не так, ибо талант актрисы был открыт даровитым режиссером, одним из создателей нуара Йозефом Штернбергом во время работы над лентой «Жестокий Шанхай» (1941).
Начнем с того, что именно с этого проекта пошла мода на «экзотический нуар», сохраняющаяся по сей день. Мы недавно рассказывали вам про сериал «Серангун Роуд» (2013). Во-вторых, фильм оказал большое влияние на мировую культуру, хотя его и нельзя назвать самой известной кинокартиной тех лет. Например, именно под воздействием «Жестокого Шанхая» в 1956 году Фридрих Дерренматт создает свою известную пьесу «Визит старой дамы».
Однако нас в данном материале должно интересовать то обстоятельство, что собственно происходящее на экране оказывается не столь важно, как «скрытое за оным». Мы даже не про «голливудскую цензуру» (т.н. «кодекс Хайеса»), которая заставила существенно изменить сюжет, перенеся действия фильма в относительно «невинное» шанхайское казино.
Мы подразумеваем сценический образ трех женских персонажей фильма, через которых Штернберг затеял очень хитрую игру. Дабы понять его умысел, напомним пару обстоятельств его творческой биографии. Именно Штернберг открывает мировому кино Марлен Дитрих, создавая в период с 1930 по 1935 году «великую шестерку» - шесть фильмов, которые принесли Дитрих славу «великой актрисы» (от «Голубого ангела» до «Дьявол – это женщина»)
Однако новоявленная звезда повела себя нехорошо и «кинула» (просите за словечко) режиссера, мол, я сама по себе величина и смогу обойтись без «первооткрывателей». Штернберг решил наглядно продемонстрировать, что «талант» Марлен Дитрих – это лишь режиссерские решения, связанные с самыми простыми навыками, освещением, а потому «подобных звезд» можно создавать великое множество. И для чистоты эксперимента использовал мотив «Шанхайского экспресса» (1932)
Какова была пред-инстинктная Шэрон Стоун
Он взял отдельные из образов Дитрих и распределил их между тремя героинями: Викторий по прозвищу «Поппи», приблудной хористкой Дикси Помрой и весьма коварной «Мамашей» Джин Слинг. Получилось не только не хуже, но много лучше. Настолько лучше, что Дитрих отказались брать в «Лору», а пригласили на главную роль безгранично талантливую и обворожительную Джин Тирни.
Безусловно, она – не только дочка детектива Касла
А вот Дитрих впредь предпочитали в фильмы без лишней на то надобности не приглашать, ибо по мнению большей части режиссеров она не умела толком ни играть, ни петь. Погодите-погодите - воскликнет иной читатель – нам по ТВ говорят, что она была и «иконой стиля», и «грандиозной», и т.п... Увы-увы… только в отношении короткого периода – 1930-1935 годы. И это не её самой заслуга.