Книга Донны Тартт "Щегол" - это роман о силе искусства и о том, как один маленький шаг способен повернуть нашу жизнь совсем не туда, куда нам хотелось бы.
Это не просто роман, а настоящее эпическое повествование: фолиант, весом почти килограмм! 827 страниц превосходного текста. Конечно, в сумочке не поносишь, но для неспешного домашнего чтения осенними вечерами – самое то!
Несмотря на пугающий объём, роман читается на одном дыхании, ты буквально погружаешься с головой во всю эту историю. Редко бывает, чтобы книга с первых же строк пришлась по душе и не отпускала до самой последней страницы. Текст, написанный так тонко и гармонично, что хочется вчитываться в каждое предложение, не пропуская ни единого слова.
Краткая аннотация к книге гласит:
"13-летний Тео Декер чудом остался жив после взрыва, в котором погибла его мать. Брошенный отцом, без единой родной души на всём свете, он скитается по приёмным домам и чужим семьям – от Нью-Йорка до Лас-Вегаса, – и его единственным утешением, которое, впрочем, чуть не приводит к его гибели, становится украденный им из музея шедевр старого голландского мастера".
Прочитав это описание, можно подумать, что это смесь детектива с бульварным подростковым романом. На самом деле, это замечательная книга и её читателю предстоит пройти с главным героем трудный путь взросления, и не просто пройти, а прожить с ним этот путь: страшный теракт, эмоциональная травма после гибели мамы, страх быть уличённым в воровстве, встречи с разными людьми, сыгравшими разные роли в его судьбе... - и вот не слишком оригинальный в своей основе сюжет обрастает смыслами, сюжетными поворотами, описаниями и рассуждениями героев, которые в итоге создают полноценный глубокий роман.
Его герои - по-настоящему живые и яркие - обычные, типические персонажи, поднятые автором до уровня настоящих героев, интересных, убедительных, противоречивых.
Читая эту книгу, постоянно думала о том, какими беззащитными становятся дети, вдруг оставшиеся без родителей.
И какими беззащитными могут быть дети, живущие со своими родителями!
И о том, что каждая книга, которую мы читаем, прежде всего - о нас самих...
Слабоватой показалась детективная составляющая, порой не очень правдоподобная, а русско-украинская тема – так и вовсе как в низкопробных американских боевиках .
Ну, почему русские опять бандиты?!
И да, зачем в книге так много наркотиков и алкоголя?
Такое количество употребляемых веществ (детьми) вызывает ужас.
И про картину К. Фабрициуса "Щегол"
Которую Тео прихватил с собой из музея после взрыва.
Она очень простая, совсем маленькая (всего 33 на 23 см), но обладающая магнетической силой на зрителя и огромным влиянием на жизни героев книги. Она тоже герой романа.
Карел Фабрициус (1622—1654). Золотой век голландской живописи. Фабрициус учился в Амстердаме у Рембрандта. Но выработал собственную манеру письма.
Рембрандт писал светлое на тёмном, Фабрициус – тёмное на светлом.
"Щегол" — типичная для него картина. И это картина-обманка: такие были очень популярны в то время в Голландии – было модно поражать 3D-эффектом своих гостей, да и самим любоваться. Талантливых художников в Голландии 17 века было много и картины были в каждом доме.
Если внимательно присмотреться, то видно, что щегол изображён на цепи. В то время эти птички были популярными домашними питомцами, поскольку легко поддаются дрессировке.
Из Амстердама художник переехал в Делфт – город, в котором жил Вермеер. И по-видимому он учился у Вермеера, потому что стилистически его манера письма ближе к стилю Вермеера, чем Рембрандта.
В Делфте Фабрициус трагически погиб в октябре 1654, ему было тогда всего 32. Взорвался пороховой склад, в результате которого взлетела на воздух почти половина города Делфта. Фабрициус в это время работал в своей мастерской. Погиб он сам, и погибли все его картины. До нас дошло всего 10 его работ, в том числе и "Щегол".
Кстати, похищение - это художественный вымысел: картину из музея никогда никто не похищал. Много лет она находится в Гааге, в Королевской галерее Маурицхёйс, неподалёку от "Девушки с жемчужной серёжкой"...
Цитаты:
- Когда речь идёт о великом шедевре, тебя всякий раз потряхивает, как током от оголённого провода. И неважно, сколько раз ты хватаешься за этот провод, неважно, сколько там ещё человек хватались за него до тебя. Провод-то один и тот же. Свисает из высших сфер. И разряд в нём один и тот же.
- Когда тоскуешь по дому - просто взгляни на небо. Потому что, куда бы ты ни поехал, луна везде - одна и та же.
- Правду говорят, что каждая великая картина на самом деле - автопортрет.
- Я так хотел получить от тебя весточку, но рад, что ничего не получил, потому что, надеюсь, это означает, что тебе там хорошо и есть чем заняться.
- Первое правило реставратора. Не делай того, чего потом не сможешь исправить.
Фильм
"Щегол" в своём книжном воплощении хорош. Чего не скажешь о фильме: ему просто не хватило стандартного экранного времени. Думаю, из "Щегла" получился бы отличный сериал.
Резюме:
Эту книгу, конечно, нельзя назвать шедевром, но роман хорош, глубок и многогранен, и после его прочтения хочется познакомиться с другими книгами Донны Тартт.
А вы читали эту книгу?
Статьи по теме:
Абрахам Вергезе "Рассечение Стоуна"
Необыкновенная жизнь и необыкновенные книги Константина Паустовского
Навигация по каналу "Возраст счастью не помеха":
Все публикации канала по рубрикам
О моих книгах: