Говорят, что в Петербурге можно увидеть все! Я всегда думала, что это утверждение касается разных стилевых направлений в архитектуре, но что можно ТАК провалиться во времени я не ожидала...
Если быть точной, то мой рассказ касается не города, а Гатчинского района Ленобласти.
Вчера я ездила в гости к друзьям, купившим домик в деревне Остров, и проезжала совершенно удивительное место, которое неожиданно надолго затянуло меня в временную дыру!
Мне удалось вынырнуть оттуда только через несколько часов.
Сначала я все любопытно рассматривала из окон машины, но потом не выдержала и, оставив автомобиль у обочины, пошла рассматривать чудесные резные фасады старинных домов.
На некоторых из них я обнаружила такие даты, что не поверила глазам!
Да неужели?
Разве в нашем климате деревянные шедевры так долго живут?
Спросить было некого, потому что за все время своей прогулки по деревне Лампово я не встретила ни единого человека.
У меня было полное ощущение погружения в другую эпоху, и в какой-то момент я даже стала опасаться встретить призраков из петровских времен.
Конечно вернувшись домой, я первым делом села искать корни этого чуда.
Давно не встречала ничего подобного!
Все строения на северном берегу Финского залива, где проходят мои маршруты, относятся в лучшем случае к началу XX века.
А тут дома на пару веков старше. Что же это за удивительное место?
Первое, что сразу согрело душу, это факт рождения в деревне Лампово няни Пушкина- Арины Родионовны Яковлевой!
Первые упоминания о селении датируются аж началом XVII века, и конечно связаны с ингерманландцами.
Название Лампово возможно связано с финским словом "lampi"- лесное озерцо, а может быть и с русским словом "ламповка"- след копыта коня, наполненный водой.
Активное развитие деревни началось веком позже в петровские времена благодаря политике Петра I.
Ведь Император был одержим идеей не только строительства города, он мечтал о море и создании флота. И ему нужны были для строительства кораблей хорошие плотники. А где их взять?
Конечно на Севере! Плотники из Поморья, преимущественно из Архангельской губернии, переселялись поближе к граду Петра. Это они принесли сюда с собой уютные привычки резных фасадов домов и конечно свою старую веру.
Да, друзья! Деревня Лампово более трехсот лет хранит традиции старообрядчества, и община староверов живет здесь по своим законам, достаточно обособленно.
Впрочем эта обособленность не в силу ограничений веры, а исключительно из-за опасений утратить старые традиции и боязни профанации истории.
Ведь есть некоторые сведения в той же Википедии, которые не имеют достаточных оснований, но об этом позже.
Большинство домов в Лампово были зажиточными. Помимо плотницких специальностей, сельчане занимались извозом , а это было выгодно во все времена.
К 1867-1878 годам большинство дворов было выкуплено временнообязанными крестьянами.
К этому времени в деревне было более 100 дворов, община насчитывала 413 человек.
В деревне уже тогда была часовня с медными образами, как заведено в старообрядческих церквях. Правда часовню неоднократно разграбливали , ведь за 300 лет она пережила немало.
К концу XIX века в деревне построили Никольский храм, который существует и поныне.
Удивительно то, что в какой-то момент стареющая община ожила за счет появления молодых прихожан, которых позвал сюда голос крови.
Сейчас у общины молодой председатель Денис Ермолин.
Ему еще нет и сорока. Когда-то Денис приехал учиться в магистратуру филфака СПБГУ из республики Коми. Он вырос в Печоре, и всегда знал, что его предки были староверами.
Денис работает ученым секретарем в Кунсткамере, но все лето и выходные проводит с семьей в деревне Лампово.
Они живут в одном из исторических зданий XIX века в центре деревни- в доме стеклодува Адольфа Геринга, работавшего в прошлом веке на заводе в Дружной Горке!
Денис постепенно бережно приводит в порядок то, что было приобретено в плачевном состоянии.
В Лампово 54 здания имеют статус «Объект культурного наследия регионального значения», но на самом деле сохранилось из них не более 20 домов.
Ведь деревянные детали ветшают, нижние венцы подгнивают, а восстанавливать дома очень дорого.
Да и потом к сожалению, много домов погорело, ведь не всегда в Лампово жил культурный контингент жильцов, трепетно следующих сохранным обязательствам и понимающих истинное значение шедевров деревянного зодчества.
Многие дома переходили от поколения к поколению.
Но в конце XIX- начале ХХ веков молодежь уже не хотела жить в деревне. Продавая бабушкин дом, никто не задумывался о его дальнейшей судьбе. Поэтому многое оказалось безвозвратно утраченным.
Сейчас вместе с возрождением интереса к старой вере, растет заинтересованность в сохранении этой удивительной деревни.
Приход ожил. На праздники в церкви собирается по 50-60 человек из Лампово и окрестных деревень.
Проповедует в церкви Денис, а в его отсутствие чернец Василий, крещеный 6 лет назад в старой вере и получивший благословение в Сибири от староверов на ведение церковных служб.
Он же реставрирует старинные книги и иконы. Василию около 30 лет. Он не собирается оставаться в деревне надолго- мечтает построить свой скит в Карелии и жить там отшельником.
В деревне есть еще несколько энтузиастов, которые занимаются изучением ее истории и передают накопленные знания молодежи.
Они собирают по крупицам предметы старого быта, планируя со временем открыть в Лампово музей.
И знаете, я верю, что у них появятся преемники! Перемены последних лет в обществе сделали из нас интровертов.
Такое ощущение, что развитие идет, образно говоря, не вширь, а вглубь. Я знаю очень многих молодых людей, которые мечтают жить обособленно, занимаясь разгадками тайн истории и летописью старины.
Люди словно чувствуют, что истинные духовные силы нужно искать в подсознании, обогащая его опытом прошлых поколений.
Никто не строит скиты без позыва своих прежних воплощений и связанных с ними духовных потребностей.
Я обещала рассказать вам еще о печальной странице в истории Лампово и возможной профанации.
А связана эта страница с годами оккупации 1941-1943 годов. В это время в деревне находился штаб Абвера. Вот в этом доме.
Хозяев выгнали , потом отправили в концлагерь.
На базе 18 армии Абвера из советских военнопленных из местных концлагерей был сформирован отряд коллаборационистов.
К Рождеству 1941 года в Лампово было уже 200 человек таких наместников…
Это черная тень предательства и по сей день лежит на репутации общины…
Но если задуматься, в это время местные мужчины были призваны в армию. В деревне были в основном женщины, да и их было мало. Большинство угнали в Германию, Литву.
Согласно статистике, в деревне к 1941 году было не более 200 дворов. Более того, обвинения ламповцев в предательстве основаны на книге некоего немецкого офицера Карова русского происхождения.
В этой книге он пишет,что вербовались военнопленные и местные жители с захваченных территорий.
А это и Гатчина, и Сиверская и еще несколько окрестных деревень.
Лампово не повезло уже в том, что именно там разместили школу немецких разведчиков...
Местные старики массовый коллаборационизм отрицают- сроки после войны получили только местная переводчица, которую заставили работать в штабе, да пара девушек, ходивших на танцы с немцами. А в истории теперь этот эпизод выглядит массовым предательством.
Ныне потомки ламповцев пытаются реабилитировать имена своих родственников, участников войны. Собраны списки воевавших сельчан, но пока этого недостаточно.
Я не могу никак комментировать этот эпизод. Сейчас многие ламповские документы военных лет утрачены.
История пересматривается, но это могут объективно делать только люди с холодным умом, в сердце которых не осталось обид и боли утраты близких.
Готовы ли жители города, пережившего ужасы блокады и оккупации пригородов, прощать потенциальных виновных?
Я не знаю однозначного ответа на этот вопрос.
Ведь самым страшным в годы войны было получить не похоронку, а известие о «пропавшем без вести».
Мне очень жаль, что такая страница была в истории этой маленькой деревни, где чтут традиции предков и берегут то, что не сумело разрушить беспощадное время.
Спасибо за внимание и доброжелательность, уважаемые читатели!
Подписывайтесь на мой канал, и я расскажу вам еще немало интересного про Петербург и людей, чьи имена так или иначе связаны с городом.