Найти тему
Город Доброград

Двери кабинета директора всегда открыты

Оглавление

Лада Силина, директор школы «Мир».

В Доброграде я всего несколько недель, но уже поняла, что это мое место: природная среда вокруг, возможность наблюдать красоту каждый день, дышать свежим воздухом, пить чистую воду. Возможность прогуливаться от дома до школы и чувствовать эту красоту по дороге, ощущать свою связь с природой делает уникальный концепт экологичной школьной среды очень-очень близким.

С первых кирпичей

В смысле професионального опыта я счастливый человек. Мне удалось прожить множество ролей очень значимых как в школе, так и в системе высшего образования. Я начинала работу как учитель истории и обществознания, затем стала заместителем директора по учебно-методической работе, научной деятельности. Потом меня пригласили в качестве директора в московскую школу-новостройку, и на протяжении 8 лет вместе с командой педагогов, детей, родителей мы превратили ее в крупный образовательный московский комплекс.

Это был большой профессиональный путь от первых кирпичей строящегося здания школы на присоединенной к Москве территории до инновационного центра, транслирующего свои образовательные практики в области воспитания, социализации, деятельности команд ученического самоуправления. После реализации такого большого проекта меня пригласили в качестве заместителя директора по развитию в подмосковную школу, которая тоже являлась новостройкой. Это гимназия имени Евгения Максимовича Примакова, которая сегодня не просто школа, но целая система кампусов для организации различного рода научных, творческих и спортивных смен учеников.

Одновременно и научную работу я не забрасываю, потому что полагаю, что профессиональное развитие в современном мире находится на пересечении школьной жизни и вузовской системы. На протяжении нескольких лет я — доцент Института образования Высшей школы экономики, где вместе со своими коллегами веду авторский курс «Управление образовательными системами».

-2

Меня дважды выбирали депутатом муниципального собрания района Некрасовка города Москвы, сейчас я действующий депутат. Это еще одна профессиональная возможность взглянуть на образовательную политику с точки зрения самих жителей.

Вне алгоритмов

Мы вступили в новую эпоху, эпоху так называемой креативной, или инновационной, экономики. Наша привычная жизнь, производство, сфера услуг, система образования, социальные отношения сильно меняются. Другим становится мир профессий, отношение к тому, что означит реализовать себя, меняется отношение к навыкам, качествам и способностям, которыми должен обладать человек. Современный выпускник школы должен уметь работать вне алгоритмов. Алгоритмы, шаблоны — это то, что могут делать компьютерные программы.

Есть противоречия между алгоритмами традиционной школы любой страны мира и вызовами времени. Современная школа скроена по шаблону школы индустриальной эпохи, когда появилась классно-урочная система и выпускников в основном готовили для работы на промышленных производствах. Сегодня человек может достигать своего личностного успеха, даже не работая в группе, а работая индивидуально, удаленно, и это совершенно другие навыки и качества. Конечно, мы не должны отказываться от таких функций школы, как социализация, обучение взаимодействию, коммуникации. Всё это очень важно в современном мире. Но разрыв все-таки существует. Старая школа — это школа одних и тех же алгоритмов, одной-единственной программы, одного расписания для всех. Школа новая — это школа множества возможностей для детей, где ребята учатся выбирать то, что подходит именно им, подходит семье. И самая главная в этом смысле проблема — создание условий, для того чтобы такие возможности реализовались.

В старой школе могло быть неуютно тем, кто хотел выйти за рамки шаблонов, за рамки установленных границ, проявить себя несколько иначе, чем требовала стандартная школьная программа. И в этом плане современной школа — это нечто большее, это центр комьюнити, как мы говорим. Центр социума, культурный центр, который несет в себе некий культурный код, транслируя его на территорию, где находится здание школы, где живут, работают педагоги, носители культурного кода. И в этом, на мой взгляд, заключается ее главное предназначение. Инструменты, которые мы в школе используем, могут быть самыми разными, и я, кстати, не являюсь сторонником исключительно цифровых инструментов. Потому что человек всегда, во все эпохи все-таки остается человеком. Существом творческим, созидающим, умеющим работать вне алгоритмов. Ни одна компьютерная программа не заменит современного учителя, живого человека.

Концепция школы «Мир», да и концепция современной школы любой страны, связана с тем, что учитель — не единственный носитель информации. Ключевым носителем информации становится Интернет. Поэтому задача учителя — не трансляция знаний, как это было раньше. Задача учителя — научить учиться, создать условия для того, чтобы ребенок заинтересовался в учении. И, соответственно, учитель больше выступает в роли поддерживающего участника образовательной деятельности. Мы используем для этого слова из сферы бизнеса — «модератор», «фасилитатор» учебных процессов, учебной активности.

-3

Прозрачный кабинет

Роль директора, так же как и всех участников — родителей, учителей, самих детей — меняется, становится более открытой. Это первое, что появляется в современной школе. В школе «индустриальной» кабинет директора всегда закрыт, ученику туда можно попасть, только если он провинился, а учителю — если директор специально пригласил его к себе. Современная школа — это школа прозрачная, открытая. Директор постоянно общается с педагогами, детьми, родителями и двери его кабинета всегда открыты, как в нашей школе «Мир».

Ко мне ребята приходят чаще всего с идеями по развитию школы, или если нужно обсудить взаимоотношения между собой. Например, наши школьники предложили проект устройства площадок для выгула собак. Другая группа выступила с инициативой, чтобы каждый класс мог высаживать цветы на каком-то участке и потом демонстрировать созданную клумбу в качестве своего проекта. Таких историй множество — это истории активной личностной позиции детей, и очень важно, чтобы двери школьных классов и пространств были для этих инициатив открыты. Это и есть те ребята, которые в дальнейшем пополнят ряды креативного класса в инновационной, как мы говорим, экономике.

Кроме реализации программ, общепринятых на территории нашей страны, мы в школе поддерживаем идею развития проектов, где бы ребенок мог проявить свои личностные качества и способности, а также наработать необходимые навыки. Например, это способности мыслить творчески, уметь сотрудничать и взаимодействать, делать осознанный выбор, принимать важные решения. Ребята могут организовывать выставки, вначале презентуя их в самой школе, а затем, при расширении города, появлении выставочного комплекса, показывать их там. Или могут организовать «Читательский клуб», что уже происходит в школе «Мир». Затем они могут стать организаторами поэтических клубов, например, в пространство города. К ним могут подключаться родители и педагоги.

Задача нашей административной команды поддержать инициативы детей и педагогов, обеспечить их необходимыми ресурсами и помочь сделать так, чтобы это не осталось только на бумаге.

-4

Школа после уроков

Когда мы с вами, взрослые, вспоминаем о своих школах, мы в основном вспоминаем об уроках. У кого-то было еще пионерское прошлое, какие-то турпоходы.

В нашей же школе ученики проводят полный день, с утра до вечера. После окончания уроков у ребят есть перерыв на обед и прогулку, после которых они продолжают занятия.

Школа — это не просто учебные кабинеты. Это зоны библиотек, коворкингов, зоны образовательных пространств, арт-студий, актового зала. Что могут здесь делать дети? Они могут общаться между собой — им нужно время просто для общения, т.к. сюда они приезжают из разных мест: кто-то живет в Доброграде, кто-то ездит из Коврова, кто-то из Владимира, и им нужно проживать свое детство, общаясь и взаимодействуя между собой. Это могут быть учебные внеакадемические практики — школьный театр, арт-студия, различного рода игры, квестовые истории. Это могут быть индивидуальные встречи с наставниками, тьюторами для обсуждений той или иной ситуации, где без помощи взрослого не обойтись. Это могут быть специальные часы самоактуализации, когда ребенок сам выбирает, чем заняться. Он может читать книгу сам или читать своему товарищу из младшего класса. Он может готовиться к фестивалю роботов или к какому-то другому образовательному событию.

-5

Да и сами классы в нашей школе отличаются от привычных. Обычно вы заходите в класс и видите парты, где дети сидят друг за другом, смотря в затылок другому и внимательно слушают учителя. А ведь эта система возникла еще в XVIII веке. Наши учителя используют другие форматы. Это обучение в группах, это квестовые технологии. Это технология творческих мастерских, когда дети работают над определенной темой и потом ее презентуют. Есть занятия в формате Open Space, когда педагоги могут поделиться своими проектами не только с ребятами и своими коллегами из других школ, но и с родителями, бабушками и дедушками.

Зачем нужен учитель

Сама формулировка «идеальный учитель» возникла как раз в традиционной школе. Что значит идеальный? Это значит, что есть некий шаблон, по которому мы мерим, что хорошо, а что плохо. Учитель в нашей школе — это тот, кто способен вступать в диалог, общаться, поддерживать ребенка. Человек, который знает интересы ребенка. Учитель, который увлечен не только программой по математике, но и имеет множество других интересов - например, занимается велоспортом и может заинтересовать этим ребенка, который знает кинематограф и может пробудить интерес к хорошему кино.

Это люди, которые могут быть наставниками ученика и в дальнейшей его жизни, а не только в школе. Мне повезло, у меня были такие учителя, с которыми я общаюсь до сих пор, и я надеюсь, что наши учителя школы «Мир» будут теми людьми, к которым наши ребята будут прислушиваться и после окончания школы.

Записала Марина Сагомонян