По многочисленным просьбам публикую необходимый минимум терминов, аббревиатур и сокращений, которые повсеместно используются маркетологами и digital-специалистами. Ознакомившись с ними вам будет гораздо проще понять, о чем идет речь в диалоге специалистов по маркетингу или профессиональной статье.
B2B (Business to Business) ‑ предоставление услуг для бизнеса, т.е. коммерческие взаимоотношения между двумя организациями.
B2C (Business to Consumer) ‑ бизнес-модель, подразумевающая работу с клиентом напрямую, т.е. когда товар/услуга сразу предоставляется конечному потребителю.
CTA (Call to Action) — некий элемент (кнопка, текст, изобаржение, js-код и т.д.) призывающий к действию (нажатию, переходу, звонку и т.д.).
KPI (Key Performance Indicator) — ключевой показатель эффективности. Эту метрику используют для оценки эффективности любых действий, от работы сотрудника до аналитики проведенных рекламных кампаний.
MAP (Marketing Automation Platform) — инструмент для автоматизации и оптимизации маркетинговых процессов. Таким инструментом является, например любая CRM-система (amoCRM, RetailCRM и т.д.).
ROI (Return On Investment) ‑ показатель окупаемости инвестиций. Метрика, используемая для оценки эффективности вложенных в любую деятельность средств.
ROMI (Return on Marketing Investment) — то же самое, что ROI — но оцениваются только инвестиции в маркетинг.
Call Tracking — инструмент для учета оффлайн-коммуникаций при проведении рекламных кампаний. Самый яркий пример — сбор статистики по пользователям, которые звонят не из интернет-рекламы, а например по номеру на листовке. В таком случае используется подменный номер, который учитывается сервисом колл-трекинга, например Mango Telecom. В таком случае данные об успешной оффлайн-коммуникации попадут в CRM систему и будут учтены в статистике.
CPA (Cost per Action) — модель, при которой производится оплата за целевое действие. Пример: оплата вебмастеру за клиента, который положил товар в корзину и оплатил его.
CPC (Cost Per Click) — модель, при которой оплата производится за клик (нажатие). Пример: оплата за пользователя, который нажал на объявление в контекстной рекламе Яндекс. Директ.
CPL (Cost Per Lead: цена за лид)‑расходы, связанные с созданием потенциальной выгоды, включая потраченные рекламные деньги, создание залога, плату за веб-хостинг и различные другие расходы которые тратяться на привлечение одного потенциального клиента.
Lead (лид) — это пользователь, совершивший любое конверсионное действие или имеющий потенциал к нему.
CPM (Cost Per Mille) — модель, при которой оплата производится за 1000 действий или пользователей.
CR (Conversion Rate) — показатель конверсии, который выражается как соотношение количества посетителей совершивших конверсионное действие к общему количеству посетителей.
CRO (Conversion Rate Optimization) — показатель стоимости совершенной конверсии.
CPC (Cost Per Click) — стоимость клика по рекламному объявлению.
CTR (Click Through Rate) — показатель конверсий по кликам. Выражается в соотношении количества кликов по объявлению к количеству его показов.
E-Сommerce — электронная коммерция. Термин употребляется в широком смысле, но всегда означает коммерческую составляющую.
GTM (Google tag manager) — сервис для управления тегами и метками от Google.
LTV (Life time value) ‑ прибыль, которую вы получите от одного клиента на протяжение всего времени работы с ним.
PPC (Pay Per Click) — модель, при которой вы платите за каждый клик, совершенный пользователем.
Page Rank — алгоритм, который Google использует для оценки индекса ранжирования страниц сайта при его индексации поисковой системой.
UTM ‑ метка, которая помогает подгружать информацию в CRM систему о источнике трафика. Может быть выражена в формате ссылки и использована на любом ресурсе.
SM (Social Media) ‑ Социальные сети и медиа-сервисы.
SMM (Social Media Marketing) — дословно: «маркетинг в социальных сетях». Инструменты и действия в SM с целью привлечения внимания нужной целевой аудитории.
SEO (Search Engine Optimization) — комплекс мероприятий, направленный на продвижение сайта в поисковых системах.
SERM (SearchEngineReputationManagement) — это разновидность репутационного маркетинга, применяемая к результатам поисковой выдачи.
CMS (Content Management System) ‑ совокупность систем и инструментов для обеспечения работы сайта.
Я специально не публиковал более узконаправленные термины, поэтому если вы захотите увидеть статью с более широким списком сокращений и используемых аббревиатур — напишите в комментариях и я обязательно напишу такую статью.