Найти в Дзене

Роман-протест Мопассана

Оглавление

Обзор книги (2009)

                                                   Обложка книги романа
Обложка книги романа

В романе "Милый друг" Мопассан пишет уже о своей современности - о времени буржуазно-демократической Третьей республики и не о провинциальной, а о столичной жизни. Действие романа протекает в основном в Париже 1880-х годов.

Резко и непримиримо прозвучал здесь протест Мопассана против характера деятельности и растущих империалистических вожделений правительства Третьей республики. Роман был напечатан в "Жиль Блас" с 8 апреля по 30 мая 1885 года и вышел отдельным изданием в том же году. Задуман он был, по-видимому, в 1883 году после появления в печати очерка "Мужчина-проститутка", и тогда же были опубликованы некоторые из эпизодов произведения, оформленные в виде новелл ("Могила", "Мститель", "Награждён!"), которые уже появились в печати.

Содержание своими словами

Главными героями произведения являются: журналист Жорж Дюруа, главный редактор и его друг Шарль Форестье, его жена Мадлена, её любовник премьер-министр Ларош-Матье, граф Водрек, проститука, любовница Жоржа, фельетонист Жак Риваль, Норбер де Варен, директор газеты Вальтер, его супруга, дочери Роза с Сюзанной, любовница Жоржа Клотильда де Марель, её дочь и старик муж.

Бедный Жорж, будучи рабочим при железной дороге, изнемогал от нищеты и мизерных денег, завидуя всем богачам. Вскоре он встретил друга Форестье, не узнавшего его. В прошлом главный герой был офицером и занимался грабежом. Журналист Шарль согласился ему помочь, пригласив поработать в редакцию "Французской жизни" своим помощником. Так Жорж стал репортёром, сначала взяв урок по написанию статей у Мадлены. Он был счастлив, когда вышла его первая заметка "Воспоминания африканского стрелка". После очередного холодного приёма Форестье герой уже не заходил к нему.

От радости получения зарплаты Жорж завязал связь с проституткой из театра, где однажды был вместе с Шарлем. Он влюбился в жену Форестье, которого мучил бронхит. На первом же вечере, ещё не являясь журналистом, Жорж познакомился со всеми сотрудниками газеты приятеля дома у Шарля. Журналист Сен-Потен объяснил ему, что статьи - это повтор друг друга.

Побывав у Марель, журналист стал любимцем её дочери, назвавшей его "Милым другом". Скоро Клотильда стала любовницей Жоржа сначала встречаясь в его арендованной квартире, а затем сняв и потом подарив ему квартиру на Константинопольской. Она по-правде очень искренне любила его. Когда главный герой вновь оказывался без средств, Марель помогала ему материально, незаметно пряча в его одежде монеты. Они виделись по ориентирам её записок. Парочка любила ходить по кабакам, но Дюруа это надоело. Когда они были в театре, то шлюха разозлилась, что Жорж даже не поздоровался с ней, а Клотильда в гневе убежала. Затем он признался в своих чувствах Мадлене, а она отказалась быть его любовницей, отправив к Вальтер, старухе, давно обожавшей журналиста. С проституткой Рошель главный герой успел помириться. Вскоре он посетил выставку картин дома у Вальтеров.

Старик Норбер рассказал ему про смерть и мимолётность человеческой жизни. Журналист из "Пера" Луи Лангремон написал обличение на Жоржа, изобразив якобы арест шлюхи старушки. Из-за такой лжи злости журналиста не было предела и в итоге по настоянию коллег он согласился на дуэль с оскорбителем его репутации. Дуэль закончилась ничьей. Он подружился с мужем Клотильды, вернувшимся из командировки. После состоявшейся дуэли Жорж стал фельетонистом.

Вскоре его вызвала находящаяся в Каннах Мадлена, так как Шарль умирал. Там Жорж уже после смерти приятеля предложил его вдове стать его супругой. Она согласилась, но не сразу и при условии держать пока их брак в секрете, предоставив ей полную свободу после свадьбы, не следить за ней и строго разделить между собой всё имущество с деньгами. Жорж согласился на эти условия. Они просто расписались без лишних торжеств. Данная весть очень удивила Клотильду, а все коллеги начали путать журналиста с Шарлем. Мадлена в итоге придумала ему звание барона Дю Руа де Кантель. После росписи они съездили к его родителям.

Мать Жоржа не понравилась Мадлене, потому что она считала её проституткой, а сыну на другой день отъезда пожелала не раскаиваться в дальнейшем в его поступке. Жена продолжала помогать журналисту писать статьи, а его гневали частые визиты Водрека, но более всего его приводило в ярость сравнение и упоминание с Форестье. Скоро он возобновил связь с Клотильдой, а её дочь Лорина обижалась негодованию журналиста и равнодушию к ней. Он предпочитал ухаживать за пожилой дамой Вальтер, посчитав её намного моложе по виду и неприступной супругой иудея. Она очень безумно любила его. Особенно присматривался главный герой к ней на вечере у журналиста Риваля. В результате ему удалось соблазнить её, но и эта интрига наскучила Жоржу. Он стал избегать её, а все любовные письма сжигать.

Из-за внедрения Англии в Марокко журналист по приказу Вальтера написал статью про Алжир, переделав свою первую заметку полностью. С пожилой женой Вальтера у него были свидания на Константинопольской. После очередной бурной ночи с журналистом госпожа Вальтер оставила у него на пуговицах рубашки свои волосы. Это взбесило до крайности догадавшуюся про его измены Клотильду.

Ларош стал министром и частым гостем Мадлены. Жоржу пришлось смириться с его "весом" в газете, которая подружилась со многими политиками. Скоро его пожилая любовница рассказала журналисту про предстоящую экспедицию и выгодных там делах на миллионы франков. Она предложила и ему ввязаться в это дело чтобы получить огромные деньги и с большим трудом уговорила. Он пообещал ей часто видеться, но прервать любовную связь, оставшись хорошими друзьями. Вскоре скончался Водрек и состояние в 1 миллион оставил Мадлене. Жорж понял тогда, что супруга была любовницей умершего и окончательно в ней разочаровался. Наследство графа они поделили поровну.

                               Иллюстрации Константина Рудакова к роману
Иллюстрации Константина Рудакова к роману

После покорения Алжира Вальтер разбогател на рудниках ровно на 40 миллионов франков и это очень не нравилось журналисту, который продолжал мечтать о подобном богатстве. Он пришел на выставку картин в квартиру к Вальтеру, где тот показывал всем знаменитую картину "Иисуса, шедшего по водам". Здесь жена хозяина снова начала приставать к главному герою, а он в свою очередь решил соблазнить и влюбить в себя её дочку Сюзанну и жениться на ней ради денег. Девушка пообещала ему, что не выйдет замуж никогда и ни за кого без его совета. Мадлена вручила ему награду от Лароша - орден Почетного легиона, но и это не смогло развеселить Жоржа. Вальтер дала ему деньги, вырученные с экспедиции.

После того, как журналист вместе с полицейскими застал свою супругу на квартире вместе с Ларошем, он подал на развод, а министра посоветовал Вальтеру уволить, написав на него всяческие обличения. Роза вышла замуж за графа Латун-Ивелера, а Сюзанне Жорж предложил сбежать с ним в случае отказа родителей на их брак. Она согласилась. Госпожа Вальтер пришла в ярость, узнав о любви к любовнику её дочери и побеге с ним. С тех пор ей стало плохо из-за нервного срыва и она молилась картине "Иисуса", и даже упала перед ней в обморок. До свадьбы дочери им пришлось смириться с её выбором и мадам Вальтер сильно постарела, не желая больше общаться с бывшим любовником.

Жорж свозил Сюзанну в родную деревню и сдерживал себя от соблазна, чему не могла поверить ревнивая Клотильда. Он даже избил её. Невеста же осталась невинной до свадьбы. На церемонии венчания главного героя присутствовали многие знаменитости, всего около 1000 человек.

Риваль рассказал жениху о том, что его бывшая жена нашла нового будущего перспективного журналиста, вернув себе прежнюю фамилию Форестье и сделав юношу своим любовником. Пожав руку Клотильде, журналист дал ей понять, что также сильно как и прежде любит только её одну.

Одним из лучших романов Мопассана заслуженно считается "Милый друг". В нём на фоне приключений главного героя раскрывается глубочайшая драма обыденной жизни, дано отображение социальной среды, определяющей характер персонажей произведения. В этом шедевре автор сумел показать в движении человеческую жизнь со всех её сторон, он даёт возможность пронаблюдать все тонкости поведения человека.

Образ главного героя

События в романе происходят на фоне знаменитых парижских бульваров, мира финансов и правительственных интриг. На подобном фоне ярко проявляются особенности характера главного героя - Дюруа. Автор создаёт его образ как ловкого мошенника и авантюриста, который для достижения своих целей не гнушается использовать порой откровенно низкие приёмы. Но стоит ли однозначно осуждать его? Он вернулся в мирную жизнь после военных действий в Алжире, без средств к существованию, знакомств и связей, и самое главное, безо всяких перспектив. Его родители - почти нищие буржуа, которые влачат довольно жалкое существование далеко от Парижа. Единственный, на кого может рассчитывать главный герой - это на самого себя! И можно только позавидовать той решительности и напору, которые он проявляет в борьбе за своё место под солнцем. Воля случая свела его с людьми, открывшими журналисту мир закулисной жизни депутатов и министров Третьей республики, их лицемерие, лживость, духовную пустоту. Герой узнал, как с помощью продажной прессы создаётся общественное мнение, и истинную цену богатства и успеха. Так стоит ли осуждать того, кто решил пробивать себе дорогу в жизни теми же методами? Чем он хуже?

Безусловно, писатель критикует своего героя. Но с его помощью Мопассан с исключительно злым сарказмом сумел разоблачить всю общественную и политическую действительность своего времени. Особенно показательна в этом отношении финальная сцена романа - негодяй, обманщик, шантажист и развратник Дюруа женится на дочери финансового афериста Вальтера, создавшего себе несметное богатство с помощью биржевых махинаций. И венчающий молодую пару епископ торжественно провозглашает героя уважаемым человеком, за которым должен следовать народ и брать с него пример.

                                           Образы Жоржа и Мадлены
Образы Жоржа и Мадлены

На этот раз главным героем произведения в отличие от "Жизни" является персонаж отрицательный, Жорж Дюруа, сын провинциального кабатчика и бывший унтер-офицер колониальных войск в Алжире, привыкший грабить и угнетать арабов. Обладая такими навыками, он не медлит сделать себе карьеру и в Париже, но теперь его жертвами являются женщины, у которых он пользуется большим успехом и которых на все лады эксплуатирует и обирает. Типичный "мужчина-проститутка", невежественный, продажный, лживый, беспринципный, он пытается сделаться журналистом. Дело, однако, не идёт: он совершенно бездарен. Но ему удаётся заставить писать за себя свою жену.

Постепенно он и сам овладевает навыками газетной стряпни, а далее специализируется на писании в бульварной прессе трескучих статеек об "анемии национальной гордости". При помощи всякого рода грязных и подлых интриг, любых бесчестных поступков он, в конце концов, становится сильным, опасным и богатым человеком. Все знают, что это проходимец и негодяй, но он добился жизненного успеха - и буржуазное общество не может не склониться перед таким победителем...

По блеску скрытой иронии великолепны финальные страницы романа, посвященные описанию торжественной свадьбы барона Жоржа дю Руа (к этому времени он успел уже превратить себя в дворянина) с соблазнённой им дочерью миллионера Вальтера, газетного магната. Бракосочетание, на котором присутствуют все "сливки" великосветского общества, происходит в модной парижской церкви при участии самого епископа, торжественно призывающего благословение небес на голову и столь уважаемого парижского публициста...

Взгляды прозаиков и критиков на роман

Нельзя не процитировать слова одного из биографов Мопассана, Жерара де Лаказ-Дютье, удостоверяющего типичность Жоржа Дюруа для всей истории Третьей республики: "Милый друг станет министром или президентом республики. Автор не говорит нам этого, но заставляет нас это предвидеть. У Милого друга хватит размаха, чтобы "воплощать душу народа" и управлять колесницей государства. В политике он будет на стороне сильных. Друзьями у него будут люди богатые, могущественные, почитаемые и благомыслящие. Милый друг - это предок многих поколений карьеристов, наследовавших друг другу после 1885 года, видеть, как маневрирует главный герой - значит, видеть, как маневрируют его сыновья и внуки. "Милый друг" - это символ гнилости современного общества".

Лев Толстой, говоря об этом романе, с одобрением отметил "негодование автора перед благоденствием и успехом грубого, чувственного животного, этой самой чувственностью делающего карьеру и достигающего высокого положения в свете, негодование и перед развращенностью всей той среды, в которой его герой достигает успеха". Мопассан, продолжает Толстой, как бы желает сказать: "погибло и погибает всё чистое и доброе в нашем обществе, потому что общество это развратно, безумно и ужасно".

Идейно-художественная ценность романа заключается не только в разоблачении Жоржа Дюруа. Он обрисовывает и ряд типичных сторон Третьей республики. Прежде всего - присущую ей атмосферу всеобщей и всесторонней продажности.

Жизнь французского буржуазного общества, парижской прессы и политических сфер предстаёт в романе в виде некоей универсальной проституции. Всё решительно продаётся и торгует собою. Читатель видит и обычную уличную проституцию (Рашель), и проституцию "дамы из общества" (госпожа Марель), и психологию мужчины-проститутки, воплощенную в альковных и журналистских авантюрах Жоржа Дюруа, и такого же мужчину в политической жизни (министр Ларош-Матье), и весь пёстрый мир газетной проституции (Вальтер, Форестье, Сен-Потен), и проституцию дворянской аристократии (женихи Розы и Сюзанны). И тут ясно, что название продажной газеты Вальтера "Французская жизнь" является символичным.

Немалое место в романе занимает изображение "танжерской" экспедиции - колониальной войны за захват Францией Марокко. Такой войны в ту пору не происходило, хотя "интерес" Франции к Марокко пробудился уже в середине 19 века. Оккупация Марокко Францией (совместно с Испанией) произошла лишь после первой мировой войны. Показывая свою современность в "Милом друге", Мопассан немного её опережает, создавая некое предвидение грядущих действий французской империалистической политики. Поступая так, он следовал примеру Тургенева, который, как он пишет, сумел "заметить пробивающиеся ростки русской революции ещё задолго до того, как это явление вышло на поверхность. Это новое состояние умов он запечатлел в знаменитой книге "Отцы и дети".

Другие эпизоды романа тоже обладали в 1885 году не менее острой политической злободневностью. В образе министра Ларош-Матье проявились черты деятельности 3 министров иностранных дел начала 1880-х - Бартелеми Сент-Илэра, Гамбетты и Шальмель-Лакура. Особенно Гамбетты, произносившего в Палате красноречивые речи, писавшиеся для него его любовницей, что не может не напомнить об отношениях Ларош-Матье с Мадленой Форестье, писавшей для него такие речи. Писатель отметил, что Ларош-Матье, а главное Вальтер - это гнусное олицетворение космополитического финансового капитала, осуществив танжерскую экспедицию ценою не только мавританских, но и французских жизней, нажили десятки миллионов.

"Говорили, - пишет Мопассан, - что два министра заработали на этом по двадцать миллионов и почти открыто называли имя Ларош-Матье. Что касается Вальтера, то весь Париж знал, что он убил двух зайцев: миллионов тридцать - сорок нажил на займе и от восьми до десяти миллионов на медных и железных рудниках, а также на огромных участках земли, купленных за бесценок еще до завоевания и перепроданных колониальным компаниям на другой день после французской оккупации. В каких-нибудь несколько дней он стал одним из властелинов мира, более могущественных, чем короли, одним из финансистов, перед которыми склоняются головы, немеют уста и которые выпускают на свет божий гнездящиеся в глубине человеческого сердца низость, пошлость и зависть".

          Иллюстрация к роману "Милый друг" художника Константина Рудакова
Иллюстрация к роману "Милый друг" художника Константина Рудакова

Смысл произведения

"Милый друг" - первая во французской литературе попытка создать антиимпериалистический роман. Но так как главною задачей писателя было обрисовать победоносный путь карьериста Дюруа с преимущественным использованием его альковных авантюр, такое построение романа несколько оттеснило на задний план тему танжерской экспедиции. Но и та и другая тема были разработаны с такою памфлетной непримиримостью, что данный роман - одно из самых замечательных выступлений французского критического реализма конца 19 века.

Это произведение, естественно, обострило ненависть к Мопассану со стороны всякого рода реакционных кругов. Журналисты в особенности подняли негодующий шум, тщетно пытаясь обвинить писателя в том, что он якобы оклеветал прессу и что нравы её вовсе не такие, как в продажной газете Вальтера. Иною была позиция социалистической критики: Поль Лафарг считал большой заслугой автора то, что он, "единственный из современных писателей, в романе "Милый друг" осмелился приподнять уголок завесы, скрывающей бесчестье и позор буржуазной прессы". А в 1887 году газета "Путь народа" принялась было перепечатывать весь роман писателя как "одного из мэтров современной литературы", но не успела довести дело до конца, так как уже вскоре прекратила своё существование. Рассмотренный роман позволяет видеть, с каким искусством и разнообразием пользовался Мопассан формой объективного повествования.

"Милый друг" написан в форме объективного повествования, что и "Жизнь", но до чего по-иному! Здесь уже нет подробной прежней описательности, здесь доминирует не "рассказ" о персонажах, а "показ" их. Действие тут отнюдь не так однообразно и неторопливо, как в "Жизни". Композиция произведения динамична, эпизоды-сцены быстро сменяют друг друга, место действия мгновенно меняется. Всё преисполнено движения, бурных, неожиданных событий, будь то "альковные" или другие, чаще всего грязные происшествия. Нет здесь и элегической тональности: её сменяет кипучая, напористая обличительность. И персонажи - обычно люди жизненного успеха, так не похожие на родителей Дюруа, простых крестьян, инстинктивно чувствующих враждебность к столичной жизни, - если не к своему сыну, изловчившемуся стать барином, то к его расфранченной жене.

В романе-памфлете, страстно и непримиримо бичующем свою современность, эта авторская "оценочность" даёт себя знать гораздо сильнее, и формы её проявления многообразней. В "Милом друге" действуют обычно отрицательные персонажи, поступки и речи которых внушают читателю омерзение. Явная или скрытая, описательная или композиционная ирония присутствуют в данном произведении на каждом шагу, помогая лучшему читательскому восприятию.

Иной раз свою "оценочность" автор влагает в уста персонажей, - например, в сцене, где Дюруа уничтожающе комментирует выезд великосветского общества в Булонский лес. Могучий критический реализм Мопассана позволил ему создать в своих романах правдивый образ горячо любимой им Франции со всеми её социальными противоречиями. Они мучили писателя, но найти выход из них он не мог.

Странно, что Жорж женился на Мадлене, изначально принимая её условия о полной свободе отношений в их будущем браке и потом развёлся по причине измен жены. Сам он в их совместной жизни тоже не отличался особой верностью.

Не будь жмотом! Поставь лайк!)