Доброго дня, друзья!
Моя прошлая статья про оффер предназначалась соискателям. Сегодня я предлагаю взглянуть на эту тему со стороны HR. Но о том, как должен выглядеть хороший оффер, стоит почитать и кандидатам: это позволит им составить мнение о работодателе в решающий момент.
Понятие job offer пришло из англоязычных стран. Оно подразумевает приглашение на работу, которое руководство компании делает по итогу прошедших собеседований. Джоб оффер присылают тем, в ком организация действительно заинтересована. Особенно это касается редких специалистов, коих легко могут переманить конкуренты.
Поэтому джоб оффер должен выглядеть вкусно, выигрышно на фоне аналогов, чтобы соискатель, получив его, не раздумывал. А если оффер будет написан неграмотно, некачественно, грубо, это может заставить кандидата засомневаться в правильности своего решения.
Что входит в job offer
Что должно быть в оффере на работу:
- должность;
- перечень обязанностей;
- информация о зарплате — размер, схема оплаты, начисления премий/бонусов;
- график работы (по-хорошему, помимо данных о часах и днях, сюда включают информацию об отпуске);
- бенефиты;
- желаемая дата выхода;
- данные о непосредственном руководителе;
- прочие важные особенности рабочего процесса в конкретной организации.
Как выглядит оффер на работу: документ набирают на фирменном бланке с реквизитами компании. К соискателю обращается либо руководитель фирмы (как минимум, письменно), либо HR.
Offer начинается с уважительного приветствия, далее следует собственно приглашение трудиться под началом такого-то, перечисление должностных обязанностей и остальные условия. Завершают документ словами «Надеемся на сотрудничество с вами» или другой подобной фразой. В идеале ставят дедлайн по ответу: «ожидаем вашего ответа в течение…». Шаблон оффера на работу легко найти в интернете, но помните, что от вас ожидают большего.
Хороший оффер
Крутые кандидаты при выборе предложений давно смотрят не только на зарплату. Им могут быть интересны рабочий график, коллектив, страховка, медобслуживание и иные «плюшки». Оффера в том виде, который описан выше, для них может оказаться недостаточно. Важно и то, с какой скоростью ответили из отдела кадров, насколько грамотно и оригинально написано письмо, в каком ключе происходит общение.
Эти пункты важны и для обычных соискателей, но многие не обращают на них внимание: часто перевешивает зарплата либо удобное местоположение. Талантливым спецам сухие офферы присылают десятками — и поэтому работодатель или HR должен суметь «продать» вакансию, чтобы она не затерялась среди прочих.
- Тон и креатив. Дружелюбный, дерзкий, веселый, серьезный — тон оффера должен соответствовать образу компании. В приглашение можно вплести короткий рассказ о коллективе или истории предприятия. Например:
«...мы трудимся на благо … уже более 15 лет. Сегодня мы поняли, что в нашей отлаженной, но немного закрепощенной системе не хватает креативного директора. Вы — лучший кандидат на эту роль». Кандидат понимает, что его приглашают работать на предприятие с приличным стажем, узнает, какую основную проблему ему предстоит решить, осознает, что его выбрали из многих (мелочь, а приятно).
- Оформление. Красочное или выдержанное оформление всегда лучше безликого документа с черными буквами на белом фоне. Даже серебристая полоска сбоку и то будет выглядеть лучше, чем полупустой бланк оффера на работу.
- Если того позволяет корпоративная культура, можно к офферу прикрепить мини-презентацию с фото будущих коллег, рабочего места, офиса, профессиональных моментов. Так человек сможет визуально представить, в какой атмосфере ему предстоит трудиться. И как знать — может, он в нее влюбится с первого взгляда.
- Многие HR, считая, что знают, как должен выглядеть оффер на работу, ошибаются в главном — составляют текст, забывая о выгодах кандидата. А ведь эту сторону нужно расписать подробно, с мельчайшими деталями, начиная от бесплатных обедов и заканчивая суперудобным графиком.
- Обязательно персонализируем письмо. ИО кандидата или имя, в зависимости от ситуации, следует упомянуть не только в теме и начале письма, но и в середине, и в конце. Старая рекламная уловка работает безотказно: человек теплее воспринимает вещи, обращенные непосредственно к нему.
- Пишем, до какого срока предложение будет актуально. Это заставит кандидата поторопиться с ответом.
Плохой оффер: ошибки при составлении
- Слишком затянутое вступление или сам оффер. Не можете уложиться в один лист — посвятите подробному рассказу о компании отдельную презентацию. В job offer должен быть лишь толстый намек на крутизну предприятия.
- Непроработанная форма оффера на работу (отсутствие печатей, реквизитов фирмы, приятного дизайна).
- Мало конкретики. У нас вы сможете получить все, о чем мечтали, туманные карьерные обещания, зарплата от 20 до 200 тысяч — все это не про хороший оффер.
- Много сложных терминов. Даже талантливым и умным приятнее читать письмо, написанное простым человеческим языком.
- Доверие. Не перехвалите фирму и соискателя. Это неизбежно скажется на общем впечатлении — вы заработаете репутацию льстеца и лжеца.
- Сухость тона. Используйте элементы сторителлинга, непривычные для сухого официального документа слова — и получите нужное внимание.
Злой оффер: рискованные ситуации
Можно ли отозвать оффер на работу? Можно, и в 98% случаев вам ничего не будет, как HR. Но!
- Отзывая job offer, вы добавляете минус в карму организации и минус к своей репутации.
- Документ не несет юрсилы, но в суде может стать аргументом в пользу того, что фирма собиралась взять истца на работу. И если истец умудрится доказать, что отказ в трудоустройстве после подачи оффера был необоснованным, у компании будут проблемы.
- В последнее время участились случаи судебных разбирательств по этому поводу.
- И моральная сторона: неприятно думать, что человек мог серьезно испортить себе жизнь, запланировав увольнение или переезд в другой город.
Если вы создали подобное приглашение в порядке перевода от стороннего работодателя (к примеру, в госструктурах), это не оффер! Отозвать такой документ нельзя!
При отзыве можно перевести ситуацию на то, что вакансию закрыли внутренним переводом или отпала необходимость. Ответ следует отправить в письменной форме (если дойдет до суда, у вас будет что сказать). Ну и постарайтесь не конфликтовать, будьте вежливы и тактичны.
Если кандидат продвинутый, он запросит у вас обоснование отказа. Ответить на письмо нужно в течение недели, иначе велики риски дойти до суда.
С вами был Антон Дурнецов, руководитель крупной российской HR-компании, уже несколько лет как вышедшей на международный уровень поиска кандидатов. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал — впереди много интересных тем, касающихся Трудового Кодекса! :)