Приветствую вас, друзья!
Многие интересуются, почему модуль Наука так долго строился, по какой причине его чуть не потеряли по пути к МКС?
Давайте разберемся.
Создание ФГБ "Заря" и дублера.
В девяностые годы наши промышленные предприятия выживали как могли. Кадры и заводы были, а денег не было. В это время NASA решила построить международную космическую станцию. У них деньги были, но не было опыта постройки таких сложных объектов. В СССР был опыт постройки станций Салют и МИР. К тому же стоимость постройки и запуска модуля в России была в 2 раза дешевле, чем в США у компании Локхид. Подрядчик NASA, компания Боинг заказала постройку первого модуля МКС у ГКНПЦ им. Хруничева. По контракту планировалось построить дублер корабля.
И в 1994 году началась работа по созданию нового космического корабля с названием функционально-грузовой блок (ФГБ). Позднее его назвали "Заря".
Строительство шло в самое сложное время перемен. Использовались многие детали и агрегаты ещё советского производства.
Почти одновременно с ФГБ, Центр Хруничева начал строительство дублёра, ФГБ-2, из собственных средств. На всякий случай.
Строительство успешно завершилось и ФГБ "Заря" 20 ноября 1998 года стартовал с Байконура с помощью ракеты Протон. Это был полностью автономный корабль с солнечными батареями и 2 собственными маршевыми двигателями для орбитальных маневров. С этого старта начался отсчет жизни международной космической станции. Через 16 дней к ФГБ пристыковался американский модуль Юнити с помощью манипулятора шатла «Индевор».
Для ФГБ-2 случай так и не наступил, он остался лежать на складе ГКНПЦ им. Хруничева.
Превращение ФГБ-2 в многофункциональный лабораторный модуль "Наука".
МКС развивалась и в российском сегменте стало тесно. Тогда вспомнили про ФГБ-2.
Наши космические организации 20 июля 2004 года выпустили документ «О порядке проведения работ по многоцелевому лабораторному модулю (МЛМ) с использованием задела по ФГБ-2». По техническому заданию МЛМ должен был обеспечить задачу развития российского сегмента МКС и проведение научных исследований. Запуск планировался в начале 2012 года.
Реконструкция завершилась в срок и модуль отправили в РКК "Энергия" для дооснащения и испытаний. Но дальше всё остановилось. При проверке в топливных магистралях обнаружили мелкий мусор. Модуль вернули в Центр Хруничева для замены трубопроводов, а заодно и других систем, морально устаревших.
От такой новости у людей опустились руки, кто-то предлагал завершить работы и отправить модуль на ВДНХ.
После формирования новой администрации Роскосмоса в 2018 году Дмитрий Рогозин решил рискнуть и продолжить работу с модулем. Слишком много сил и средств в него вложено. Работа пошла с новой силой.
Корпус остался от дублера "Зари". Маршевые двигатели, топливные баки и некоторые важные элементы заменить было невозможно. Вся остальная начинка стала современной.
Заменили устаревшую украинскую систему управления на российскую от РКК "Энергия".
В результате создана современная космическая лаборатория для удобной работы космонавтов.
После завершения работ на заводе летом 2020 года модуль отправили на Байконур для дооснащения и проведения испытаний. Из-за большого объёма работ старт перенесли с мая на июль 2021 года.
Приключения по пути к МКС.
Наконец 21 июля МЛМ "Наука" отправился в космос. Были проблемы с телеметрией в течение 30 секунд, но "Протон" отработал хорошо и вывел модуль на расчетную орбиту.
На этом трудности не закончились. Дорога модуля от старта до МКС заняла 8 суток. За это время корабль проявил свой норов. Были проблемы с одним из топливных клапанов, отсутствие сигнала от 3-х датчиков ориентации, ненадежная передача пакетов данных на наземный командный пункт, произошел сбой программы полет.
Эти трудности были ожидаемы. Была собрана дополнительно рабочая группа специалистов в помощь группе Центра управления полетами. К моменту стыковки с МКС все проблемы были устранены. Сама стыковка прошла в штатном режиме. С учетом прочности станции и резервов топлива скорость сближения была 8 см/сек.
После успешной стыковки все вздохнули с облегчением. Группа управления расслабилась и не отключила систему сближения и стыковки, чтобы "усыпить" модуль. Модуль наверно обиделся, что о нём забыли, и решил уйти от станции, включив один из двигателей ориентации и разверул станцию. Программу отключили. Станцию вернули к прежней ориентации двигателями модуля "Звезда" и корабля "Прогресс".
Вот теперь действительно всё. Дальше рутинная работа по разгрузке модуля, подключению кабелей и топливопроводов к МКС, проведение научных экспериментов.
Такая получилась трудная и долгая дорога к звёздам у МЛМ "Наука". Но мы справились.
Пока всё. Жду ваших комментариев, желательно в рамках приличий.
#наука #космос #происшествия #техника ссср #технологии