18,2K подписчиков

Первая в мире лодка с литиевыми батареями. Тип "Сорю" Япония.

845 прочитали

Лодка является развитием предыдущей лодки тип. "Оясио". Все лодки этого проекта оснащены воздухонезависимыми двигателями стирлинга. Самые последние оснащаются литиевыми батареями вместо кислотных. Всего построено 12 лодок, все в строю.

Фото с сайта "static.life.ru"
Фото с сайта "static.life.ru"

Основные ТТХ:

  • Скорость надводная - 13 узлов. (23км)
  • Скорость подводная 20 узлов. (37 км)
  • Глубина погружения - 275м.
  • Автономность плавания - 45 суток.
  • Экипаж 65 человек.
  • Дальность хода в подводном положении - 6300миль на 6,5 узлах.
  • Водоизмещение - надводное2900т./подводное 4200т.
  • Длина - 84,0 м.
  • Ширина - 9,1 м.
  • Осадка - 8,5 м.

Корпус.

Спуск на воду лодки. Источник https://www.abc.net.au/news/image/10365868-16x9-2150x1210.jpg
Спуск на воду лодки. Источник https://www.abc.net.au/news/image/10365868-16x9-2150x1210.jpg

Корпус чуть увеличен в размерах по сравнению с предшественником. Хвостовое оперение выполнено под углом в 45 градусов, видимо это связано с гидродинамикой. Позволю себе предположить что такое расположение связанно с тем что под водой лодка может управляться и по курсу и по глубине при помощи всех 4-х рулей. За счет этого площадь самих рулей уменьшается и это влияет на гидродинамическое сопротивление, т.е. на шумность ПЛ. Но дает определенные сложности в системе управления. Если кто знает зачем делают рули напишите в комментах, очень интересно.

На корпусе, как и на предшественнике, расположено огромное количество гидроакустических антенн. Имеется носовая антенна ГАК, есть и буксируемая. На корпусе резиновое гидроакустическое покрытие.

Энергетическая установка.

Схема внутренних помещений лодки Тип Сорю. Источник https://new.topru.org/wp-content/uploads/2021/04/6ed21a1.png
Схема внутренних помещений лодки Тип Сорю. Источник https://new.topru.org/wp-content/uploads/2021/04/6ed21a1.png

Энергетическая установка данного типа лодок это самая интересная часть. Состоит она из двух дизель генераторов Kawasaki 12V25/25SB
мощностью 3 900 л.с. Электромотор мощностью 8000л.с. Но самое интересное не это, самой главной особенностью этих лодок является то что на всех кроме последних двух стоят двигатели стирлинга Kawasaki Kockums V4-275R, мощностью 75 КВт каждый. (это примерно 120 л.с. х4 и имеем на борту их 4 штуки. На фото показано как он выглядит и разрез, можно немного рассмотреть устройство двигателя. На последних двух субмаринах серии решили оказаться от двигателей стирлинга. Заменой им стала литий-ионная батарея, данный тип батарей никогда на ПЛ не применялся, далее расскажу почему.

Предположительно именно так выглядит японский двигатель стирлинга. Kawasaki Kockums V4-275R,  Источник "https://sites.wrk.ru"
Предположительно именно так выглядит японский двигатель стирлинга. Kawasaki Kockums V4-275R, Источник "https://sites.wrk.ru"

Двигатели стирлинга это один из видов тепловых двигателей. Особенностью является то что это двигатель внешнего сгорания и тепло подводится из вне. На японских ПЛ заморачиваться не стали и тепло получают путем сжигания обычного ДТ. Вы спросите как его жечь под водой? Для этого на лодке есть огромный бак со сжиженным кислородом, на схеме примерно видно, что он занимает почти целый отсек. Куда девается выхлоп от сжигания ДТ я не нашел нигде. Наличие такой емкости с жидким кислородом несет такую же опасность, как и наличие реактора на борту, исключение наверно только то что не будет ядерного загрязнения, в случае аварии. Наличие такой установки позволяет лодке не всплывать примерно 14 суток. Но чисто на двигателях стирлинга она с большой скоростью двигаться не сможет. Для этого нужна аккумуляторная батарея. А стирлинги судья по всему подзаряжают батареи под водой.

Двигатели стирлинга имеют ряд недостатков и преимуществ:

Достоинства:

  1. Простота конструкции
  2. Малая шумность
  3. Большой ресурс.

Недостатки:

  1. Опасность хранения жидкого кислорода в стесненных условиях ДПЛ.
  2. Низкий КПД.
  3. Низкая скорость под водой.

На последних двух субмаринах батарея была заменена на литиевую. Это с одной стороны хорошо. Литиевая батарея меньше, энергии в ней больше. Заряжается быстрее. По данным с открытых источников лодка с такими батареями может не всплывать в течении тех же 14 суток, а потом заряжать батареи находясь на перископной глубине и запустив дизель под водой при помощи РДП. ( в простонародье "Шноркель")

У литиевых батарей есть несколько особенностей, которые делают их крайне опасными на ПЛ. Первая это возможность взрыва от перегрева, механических повреждений, неправильной зарядки. Второе Горят литиевые батареи так что лодка превратиться в доменную печь, если это случится. В австралии 4 дня не могли потушить загоревшийся блок их чудо батареи. Пока весь не выгорел потушить не смогли. И не будем забывать что это боевой корабль, и повреждения могут быть запросто.

Я надеюсь что японцы смогли решить эти важные проблемы. Без этого эксплуатация литиевых батарей очень опасна.

Вооружение.

Лодка вооружена торпедными аппаратами 533мм. их -6шт. Боекомплект 30 торпед. Либо частично могут быть заменены на антикварные Гарпуны или донные мины.

Боекомплект из торпед Тип 89. Ее длинна 6250 диаметр 533мм. Их 30 штук, в лодке такого малого водоизмещения. Не каждая атомная может брать столько торпед.

Заключение.

В заключении хотелось бы сказать то что меня смутило в данном проекте:

  1. Количество экипажа. - Сверх высокотехнологичные японцы и экипаж 65 человек. Где же роботы и крутая автоматика? На Старинной варшавянке 57 человек. Учитывая то что автоматики там в разы меньше ибо лодка 70-х годов. Я не понимаю где они там размещаются учитывая огромный запас торпед и кислородный бак занимающий целый отсек.
  2. Отказ от ВНЭУ в пользу литиевых батарей. Все так хвалили японцев что они то весь Тихоокеанский флот перекрошат на этих лодках На них ВНЭУ и все дела. А варшавянка это фу фу фу. Но сами японцы снимают стирлинги с лодок и меняют на более крутую батарею, но при этом на японских лодках РДП это ноу-хау, а на варшавянке грохот на весь океан. Хотя сама батарея опасная штука, кислотные тоже не являются эталоном безопасности. Смущает сам факт отказ от так сильно распаренных стирлингов.
  3. Крайне низкая шумность. Мне непонятно откуда у японцев технологии снижения шума ПЛ. США и СССР положили на разработку этих технологий годы времени и огромные суммы денег. А в японии самые бесшумные лодки появились как по волшебству. Я не думаю что США или тем более Россия продала и ли поделилась технологиями. Скорее всего это просто блеф, и ничего выдающегося там нет. Обычная дизельная лодка.
  4. Нет ни слова о регенерации. На Русских дизельных пл регенерация осуществляется за счет очень опасной химии. Как у них непонятно и какой запас ее на борту тоже непонятно. Сколько можно находится под водой на элементах химической регенерации тоже неясно.

Эта лодка выделяется только своей необычной энергоустановкой. В остальном это обычная ДПЛ с крайне тяжелыми условиями обитаемости, хотя там японцы они люди привычные. И тягаться с многоцелевым атомным крейсером не сможет.

Если вам понравилось, то ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Пишите что думаете в комментарих Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.

Статьи по теме:

Лодки Тип. Оясио.