Найти тему
Зоя Belaya

Шемякинской памятник Петру I спустя десятилетия по-прежнему хочется переместить из Петропавловской крепости

Мне всего-навсего надо было пересечь площадь у собора и двигаться далее своим маршрутом, но глаз зацепился. Сразу вспомнила дискуссии по поводу памятника Петру I на территории Петропавловской крепости.

Родители очень бурно обсуждали сей шедевр и в выражениях особо не стеснялись. Отец был фанатом Петра и близко к сердцу принял новое изваяние и почему-то сравнивал его с Медным всадником.

Памятник Петру Великому на территории Петропавловской крепости
Памятник Петру Великому на территории Петропавловской крепости

Ему не нравились пропорции, хотя автор памятника утверждал, что это обычный прием, который должен передать публике масштабность личности. Стало быть, пропорции увеличены в 1,5 раза, намерено.

Для меня малосущественно, что скульптура отливалась в Штатах и ее копия хранится в каком-то далеком и неизвестном мне городе Клаверан. Непонятно чем руководствовались власти города, когда установили памятник основателю города рядом с великокняжеской ycыnaльnuцeй.

Петр I . Скульптор Михаил Шемякин. 1991 год
Петр I . Скульптор Михаил Шемякин. 1991 год

Ограждения сначала не было, оно появилось позднее, так как турпотоки отсидели все царские колени.

Не поспоришь – будничность памятнику чужда. Где-то прочитала, что образ царя соответствует канонам русской иконописи. За основу Михаил Шемякин взял nocmepтnyю маску Петра K. Растрелли и его советчиком в работе над образом царя был ни кто иной, как Владимир Высоцкий.

Миновав зайца на скамейки, где с приходом сентября закончились очереди для фотосессии, я остановилась у здания Гауптвахты и увидела пальцы и голову Петра. Сходство с тараканом меня поразило.

Стала слушать гида, женщину немолодую со своим взглядом на петровский период и перестройку одновременно: «За время реформ Петра население России сократилось на 20%...».

-3

И снова я смотрю на тонкие пальцы, которые истерты туристами и ботфорты… «Посмотри, кто у чьих ботфорт, в конце концов, согнет свои колени».

Целостно памятник так и не увидела, а вот лицо, пальцы, ботфорты увидела иначе.

-4

Никогда не воспринимала этот памятник серьезно и как сатиру тоже, а как шедевр современного искусства и подавно. Все время чувствую спиной, что рядом в соборе nokouтcя Петр Великий. Не знаю чего добивался М. Шемякин, возможно, просто хотел увековечить свое имя в истории, но мысли художника мне недоступны. Был 91-й год и все жаждали перемен.

Площадь перед собором.  30 лет назад Ленинград стал Санкт-Петербургом
Площадь перед собором. 30 лет назад Ленинград стал Санкт-Петербургом

Вспомнилась работа Шемякина на Болотной площади «Памятник порокам», в которой увидела подражание «Капричос» Гойи. Дальше ассоциативный ряд привел меня к витринам Елисеевского гастронома, тоже не лучше и едва ли уместно.

Витрина Елисеевского магазина со стороны Невского проспекта
Витрина Елисеевского магазина со стороны Невского проспекта

Желание переместить фигуру по-прежнему осталось. И обида какая-то детская шевельнулась и вновь отступила.

Спасибо, что прочитали!