Забыли или не поняли — эти и другие отговорки преподаватели слышат практически каждый раз, собирая домашнее задание на проверку. На деле же многие ученики даже не пытаются выполнить заданную на дом работу. Почему так происходит и что можно с этим сделать?
Рассказываем о нескольких приемах, которые замотивируют учеников.
Три уровня домашних заданий
Уровень знаний, темп выполнения упражнений и предпочтения у многих отличаются. Задавая всем одно и то же, мы неизбежно сталкиваемся с тем, что одним ученикам д/з кажется скучным и легким, а другим — непонятным и сложным. Попробуйте разделить домашние задания на три уровня.
Обязательный минимум: задания, посильные каждому ученику. Это упражнения, которые один в один повторяют то, что успели разобрать в классе, несложные тексты для прочтения (параграф учебника) или короткие стихотворения для заучивания. Главное — чтобы было понятно, что и как делать, а для выполнения не нужно было искать информацию в дополнительных источниках. Так вы поможете ученикам поверить в свои силы и не откладывать д/з.
Тренировочный: более сложные задачи для тех, кто отлично понял тему на уроке и готов углубиться в материал и дома. Такое задание не должно быть обязательным для всех. Стимулируйте выполнять его тех, кто заинтересован в развитии, и поощряйте, например, дополнительной оценкой или освобождением от заданий предыдущего уровня.
Творческий: плакаты с опорными схемами, кроссворды, комиксы и любые другие творческие задания. Этот уровень можно предлагать ученикам для закрепления пройденного в конце изучения темы или раздела — пусть это станет регулярной и важной практикой.
Важно предоставить ученикам свободу выбора и самовыражения: пусть они сами решат, в какой форме выполнить это задание.
Задание массивом
Позвольте ученикам самостоятельно выбирать, что именно они хотели бы сделать дома. Задайте на дом десять задач, обозначьте обязательный минимум (например, нужно решить не меньше 3), и пусть каждый ученик сам решит, какие задания он понесет на проверку. Таким же образом можно предлагать читать тексты (стихотворения, параграфы, статьи) или отвечать на вопросы по теме.
Такой прием позволит ученикам не только расширить кругозор, изучая большой выбор заданий, но и определить свой уровень — какие задачи по силам, а какие пока непонятны.
Творческие домашние задания
Когда мы даем на дом необязательное творческое задание вместе с другими задачами на закрепление пройденного, мы только предлагаем, но не настаиваем на его выполнении. Однако обязательно проговариваем ученикам, что творческий подход — важный элемент изучения предмета, и поощряем выполнение отметками.
Предложите ученикам самим представить себя в роли учителя. Как бы они сами подали пройденную тему? Через опыты или, может, в форме сказки? Что могло бы помочь разобраться и сделать теорию понятнее? В зависимости от ответов предложите задание для выполнения. Например, если подаче материала не хватило игровой формы, предложите придумать дома кроссворды или головоломки, которые раскрывали бы тему урока.
После проверки предложите ученикам обменяться наработками друг с другом: так можно будет повторить пройденное. Кроме того, подобные задания можно использовать в будущем при работе с другими классами.
_______________________________________________________________________________________
- Для того, чтобы лучше оценить ситуацию с изучением темы и д/з, предложите ученикам регулярно давать обратную связь. Пусть они оценивают заданное на дом: отметят в тетради или расскажут устно, какие задачи решились легко, какие — с трудом или чьей-то помощью, а что оказалось совсем непонятным.
- Обсудить выполнение домашних заданий можно и на классном часе — для этого воспользуйтесь сравнением, которым Симон Соловейчик описывал ситуацию с д/з в книге «Учение с увлечением». Ученик, который заставляет себя сесть за домашнюю работу, направляет силу воли не на работу, а на себя. Вся энергия уходит на уговоры и убеждения — то же самое, к слову, происходит и с прокрастинаторами.
Вместо того, чтобы думать о том, что д/з надо сделать, нужно подумать о том, что надо сделать — то есть направить силы на задание, а не на себя. И начать с самого малого: например, просто прочитать условие задания или один параграф учебника. Ну, а дальше довериться декомпозиции задач и технике Помодоро, которые помогают незаметно для себя выполнить то, что казалось непосильным.
_______________________________________________________________________________________
Заглядывайте в блог нашего сообщества преподавателей английского Skyteach — у нас не только готовые уроки, но и материалы по общей методике!