Автор не претендует на экспертность и статья носит скорее развлекателньный характер. Если вы хотите получить обширные знания по этой тематике, читайте больше профессиональной литаературы. В конце статьи будет ссылка на книгу.
На соревнованиях по фехтованию обычно мало зрителей (а сами фехтовальщики шутят, что и зрители - сами фехтовальщики). У спорта действительно все так себе со зрелищностью, потому что лучший удар - короткий и быстрый, лучшая защита - шаг назад, показатель мастерства - попасть по противнику так, чтобы он не успел выполнить противодействие. Иными словами, нормальному человеку (под нормальными людьми я понимаю зрителей кино) в соревновательном фехтовании ничего не понятно. 1-2-3 секунды, один боец радуется попаданию, второй отходит назад.
Отсюда проблема. В любых фильмах, где автор с уважением относится к фехтовальной традиции в самих поединках не на что смотреть. В фильмах Акиры Куросавы мы смотрим на спокойные лица самураев (профессионал на то и профессионал чтобы не орать и не гримасничать - дыхание собьешь, быстрее устанешь) - шаг, второй - один успел, второй - нет. Саспенс перед боем - 10 секунд, бой - 2 секунды.
Чуть более красочны дуэли в фильме Риддли Скотта "Дуэлянты", но проблема та же - не очень понятно нормальным людям, быстро, неожиданно.
Фактически, все фехтование, что мы видим в театре и кино (да и в боевых искусствах) это хореография. Сценическое фехтование в Европе зародилось еще до театра, так как в показательных состязаниях фехтовальщиков (не путать с турнирами приличных людей) акцент делался на шоу. С развитием театра, сценическое фехтование развилось в отдельную дисциплину актерской игры, само действо в рамках артистического или театрального фехтования драматично, разнообразно и, разумеется, затянуто. "Шпаги звон как звон бокалов" - это оттуда. Многочисленные звонкие удары клинка в клинок - часть хореографии сценического фехтования, красивое зрелище на радость публике. Что в спортивном фехтовании, что в HEMA, где работают адаптированными копиями рапир 16-18 веков удар оружия в оружие не обязателен и уж если речь идет о колющем оружии, чаще можно услышать характерный скрежет перехвата клинка.
Что не так с хореографией? С ней все прекрасно! Поймите правильно, люди, создававшие фехтовальные сцены в тех же Звездных Войнах - величайшие мастера своего дела, поэтому, к примеру, ребята, дерущиеся сегодя на световых мечах могут быть отличными мастерами (хореографии), давать учениками отличную школу и адекватное физическое развитие и в конце концов делать улетное шоу.
Печально видеть сцены, где автор демонстрирует пренебрежение и к фехтованию и к хореографии. Омерзительна сцена дуэли на японских мечах в сериале Westworld. Фокус на перекошенных лицах, тупой киношный троп с полуклинчем людей, упершихся основаниями мечей, затянутое действо. К сожалению, таких примеров в современном кино много, ведь авторы (не без оснований) считают публику безграмотной а проблему зрелищности решают банальным ускорением кадра (сериал "Ведьмак") спецэффектами (все сцены метания ножей в кино с конца 80-х), гипертрофированными деталями или "сверхсилой" героев.
Итого, фехтовальщики могут (как и любые другие профессионалы от программистов до врачей) смотреть кино и удивлятся тому, какую клюкву делают из их ремесла на потеху публике. Если вам действительно интересно, как обстоят дела, то вместо того чтобы пересматривать "Игру престолов" (где не все гладко и с фехтованием и с хореографией), советую найти фехтовальную школу или клуб HEMA и сходить таки на тренировку.
#историческое фехтование #фехтование
#Оружие
#Кино