Храм НИКОЛА Большой Крест – это одна из самых известных потерь Москвы в 20 веке. Когда я решил познакомиться с местами разрушенных храмов Москвы, стремясь и самому просветиться, и постараться посодействовать сохранению о них памяти, одним из первых мест для осмотра стала улица Ильинка, где стоял этот чудесный храм. Вот моя авторская графическая реконструкция: как могла бы выглядеть современная Ильинка, если бы не этот трагический снос. При графической реконструкции использовались: старый вид храма: [2. Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 30, воспроизводится по книге «Святыни древней Москвы», МП «НИКОС», ПКП «КОНТРАСТ», Москва, 1993 г.]. Здесь и далее статье: источники в тексте при первом появлении указаны полностью. В последующем: кратко с нумерами ссылок. Современный вид места храма: фото автора.
А вот план улицы Ильинка на старой карте [6. План города Москвы с пригородами (издание т-ва А.С. Суворина - "НОВОЕ ВРЕМЯ"). Переиздано ПКО "Картография", 1999 г.], где обозначен храм Храм НИКОЛА Большой Крест.
Знакомство с историей храма по книге [1, П.Г. Паламарчук] навело меня на размышления о том, какая постройка была на этом месте до строительства каменного храма? В книге [1, П.Г. Паламарчук] дается краткий ответ на этот вопрос. Там сказано, что каменная церковь построена на средства архангелогородских купцов Филатьевых на месте ранее существовавшей деревянной церкви, уже именовавшейся Никола Большой Крест. Строительство началось в 1680 году и закончилось в 1688 году. Главный престол храма – УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Название «Никола Большой Крест» уже имел деревянный храм, стоявший на месте каменного храма. В храме находился большой деревянный крест «саженной высоты» [1, П.Г. Паламарчук]. Это сообщение из [1, П.Г. Паламарчук] наводит меня на следующие мысли.
Храм построили в конце 17 века, т.е. в период расцвета русского деревянного зодчества. Поскольку финансирование каменного храма осуществлял архангелогородский купец, можно предположить, что и предшествующий каменному деревянный храм был связан с градом Архангельском. Рядом, может и в подклете храма, видимо, располагались склады архангелогородских купцов. В пользу этого говорит и то, что деревянный храм имел главный престол Святого НИКОЛАЯ Чудотворца, который особенно почитался на Севере как помощник мореплавателей, поэтому Никольских храмов на Севере было особенно много. Об этом свидетельствует пословица: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы».
Интересно поразмышлять о том, как выглядел этот деревянный храм? Архангельск расположен в дельте Северной Двины. А на Северной Двине самыми популярными были шатровые храмы. Следовательно, деревянный храм – предшественник каменного вероятно был шатровым. Он мог выглядел примерно так:
К огромному сожалению, обоих храмов с этой фотографии уже не существует. Они сгорели в 1989 году. Обратите, пожалуйста внимание: храм РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ имеет очень древнюю форму – восьмерик идёт от земли, а на нем расположен шатер. Храм, стоящий на втором плане: АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА имеет более позднюю форму: восьмерик, держащий шатер, расположен на четверике. Оба этих храма были построены во второй половине 18 века. Т.е. почти через 100 лет после замены деревянного храма на каменный на Ильинке в Москве. Следовательно деревянный московский храм – предшественник каменного храма вероятнее всего имел вид, близкий к более древней форме храма Рождества Пресвятой Богородицы, расположенного на переднем плане на фото. Впрочем, храм на Ильинке мог быть и трёх шатровым, как например, собор в городе Кеми. Или даже пяти шатровым, как храм в селе Нёнокса. Обе фотографии в галерее ниже из Интернета. Хотя оба храма сохранились (что к сожалению очень не частое явление), но я не имел счастья их видеть в реальности, поэтому привожу именно дореволюционные фотографии, чтобы не ущемить чьи-то авторские права. Смотрите, пожалуйста, галерею.
Интересно, что храм на Ильинке еще в конце 17 века был переосвящен как УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, но в народе сохранял свое первоначальное название НИКОЛА Большой Крест.
Думается, этому способствовал стоявший в храме большой крест, о котором пишет [1, П.Г. Паламарчук]. В этой замечательной книге можно прочитать, что в деревянном храме находился большой деревянный крест «саженной высоты». Очевидно, что этот большой крест, который был перенесен и в новопостроенный каменный храм, производил на москвичей большой впечатление.
Этот большой крест, думаю, тоже говорит о том, что и деревянный храм был связан с архангелогородской землей. Действительно, именно на Севере ставили многочисленные большие кресты. Разумеется, большие кресты ставили и в других землях Святой Руси. Но именно на Севере, а точнее говоря в районе рек Мезени и Пинеги они были наиболее выразительными. Такие древние большие кресты сейчас проще всего увидеть в музее деревянного зодчества Малые Корелы под Архангельском. Можно их увидеть и в некоторых селах Архангельской области. Посмотрите изображения таких крестов в галерее.
Сообщение о «саженной высоте» требует некоторых комментариев. Саженей в Древней Руси было несколько [3. Б.А. Рыбаков «Архитектурная математика древнерусских зодчих». В сб. Б.А. Рыбаков «Из истории культуры древней Руси», МГУ, 1984 г.], [4. А.А. Пилецкий «Система размеров и их отношений в древнерусской архитектуре». В сб. Естественнонаучные знания в Древней Руси», М., «Наука», 1980 г.]. Автор этой заметки сгруппировал [5. В.А. Птицын «Воздвижение школьниками православных крестов». В сб. Деревянное зодчество, выпуск II М.-СПб., Издательский дом «Коло», 2011 г.] сведения Б.А. Рыбакова и А.А. Пилецкого в таблице древнерусской система мер длины. Ниже приводятся выдержки из этой таблицы:
Церковная (по А.А. Пилецкому): 186,4 см.
Великая косая (по Б.А. Рыбакову): 249,46 см.
Царская (по А.А. Пилецкому): 197,4 см.
Народная (по А.А. Пилецкому): 176 см.
Простая, прямая (по Б.А. Рыбакову): 152,76 см.
В этом списке доли сантиметров выглядят несколько курьезно, учитывая неизбежные погрешности этих оценок. О причинах погрешностей смотрите несколько ниже. Из таблицы можно увидеть, что самая большая из саженей имеет размер 249,46 см. Крест такой высоты москвичи никак не могли бы называть «большим»: он не мог произвести должного впечатления. О том, что действительно большие кресты были значительно выше 249,46 см. свидетельствуют фотографии из приведенной галереи. Совершенно очевидно, что крест, производивший впечатление на москвичей, должен был быть огромным – равновеликим приведенным в галерее крестам. А такая высота значительно больше любой из саженей. В чем же дело?
Ответ содержится в [4. А.А. Пилецкий]: в одной и той же постройке (храме и палатах) использовались несколько видов саженей. Поскольку размеры этих саженей имели величины, отношения которых выражались иррациональными числами, соотношения частей зданий получались очень визуально выразительными. При постройке храмов в основном использовалась комбинация саженей: царские + церковные + простые прямые или народные. Такие размеры, например имеет и каменный шатровый храм ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА в Коломенском. Нижние ярусы его обмерены в народных саженях, средние в церковных, а верхние в царских. Напоминаю этот храм.
Очевидно, что и при определении размеров крестов древними мастерами использовались тоже разные сажени. Автору данной статьи довелось реконструировать один из вариантов размеров древних крестов [5. В.А. Птицын].
Доказательством верности этого проекта является то, что обмеренный мной крест патриарха Никона, стоящий ныне в храме СЕРГИЯ Радонежского в Крапивинском переулке в Москве, оказался практически этих же размеров.
Этот крест патриарха Никона делался в 17 веке, когда древнерусская система мер длины была еще в употреблении. Некоторое различие размеров (один, полтора сантиметра) совершенно не существенны. Во-первых, всегда существуют производственные погрешности. Во-вторых, размеры древних саженей были реконструированы [3. Б.А. Рыбаков, 4. А.А. Пилецкий] путем обмеров древних построек - древние мастера нигде не записали: такая-то сажень равна столько-то сантиметров, а такая-то столько-то. Поэтому реконструированные размеры тоже неизбежно имеют некоторую погрешность. Через некоторое время мне довелось еще в большей мере удостовериться в верности размеров проекта. На выставке «Русский Север» в Историческом музее Москвы был стенд о кресте патриарха Никола. На этом стенде было написано, что перед изготовлением креста патриарх Никон послал мастеров в Иерусалим, чтобы они замерили размеры подлинного креста, на котором был распят СПАСИТЕЛЬ и сделали бы свой крест по этим размерам.
Чтобы читатели не приняли меня за диванного эксперта, сообщу, что мне довелось с 1986 года выезжать на добровольческие работы по консервации деревянных храмов Севера, а также своими руками изготовить и установить по благословлению священноначалия несколько десятков больших православных деревянных крестов с резьбой в нескольких землях России. Об этом я еще постараюсь написать на этом канале. А здесь приведу фотографию одного из этих крестов, установленных на Севере на реке Пинеге.
Возвращаясь к каменному УСПЕНСКОМУ храму, построенному в 1680 – 1686 годах на Ильинке и читая [1. П.Г. Паламарчук] узнаем, что этот храм был в 1920-х годах отреставрирован. Следовательно, были сделаны профессиональные обмеры, и вся документация должна сохраниться. Иконостас этого храма сейчас находится в ТРОИЦКО СЕРГИЕВОЙ лавре в Сергиевом Посаде. В музее Коломенское хранятся детали его белокаменного убранства храма. Вот фотографии этих белокаменного декора, сделанные автором на одной из выставок в музее Коломенское. Вероятно, в запасниках музея хранятся ещё и другие детали храма.
Поэтому есть все материалы для научно обоснованного воссоздания этого шедевра русской архитектуры и православной святыни.
В Интернет нетрудно найти многочисленные фотографии этого уникального храма. Приведу некоторые из них, показавшиеся мне наиболее информативными. Обратите внимание, что на чертеже храм назван Никольским. Неужели в [1. П.Г. Паламарчук] ошибка или автор чертежа следовал народной традиции?
Хотелось бы узнать мнение читателей:
1. Целесообразно ли и возможно ли воссоздать сейчас храм НИКОЛА Большой Крест на Ильинке?
2. Или может быть для начала ограничиться установкой на его месте большого деревянного креста по образцу северных крестов?
3. Если один из пунктов 1 или 2 целесообразен, то как добиться их воплощения в жизнь?
Сразу оговорюсь, что этой статьей автор не набивается в изготовители этого креста. Для этого нашлись бы гораздо более лучшие мастера. Например, из мастерской при Соловецком монастыре.
Хотелось бы узнать и другие мнения об этой статье. Спасибо тем, кто дочитал её до конца.
Если Вы хотите что-то сообщить автору помимо комментариев к статье, можете воспользоваться приводимой формой обратной связи: