Хотя китайские разработки оружия и опирались неизбежно на щедрые подарки "большого советского брата" до некоторых времен. да и затем чаще всего их копировали, в некоторых областях китайцам приходилось по необходимости идти своим путем, поскольку разработки оружия специального (читай - в первую очередь малошумного) раздавать направо и налево все-таки было не принято. Попытки китайцев создания своего комплекса малошумного оружия в 1960-е поэтому достаточно интересны - ибо за отсутствием опыта конструирования (да и металлургия с машиностроением тогда в Китае были... ну вы поняли) идти пришлось по принципу "я его слепила из того, что было".
Основа любого комплекса "патрон-оружие" - это патрон. Из имеющихся подходящих возможностей у китайцев на тот момент было только производство патрона 7,62х25 советского образца, в который как раз и уместилась пуля автоматного типа со стальным сердечником и полым носиком, оставив места в гильзе как раз под "урезанную" навеску пороха. Для патрона заявлялась способность пробития 2,5-миллиметрового листа стали на дистанции в 200 метров.
Под него и начали разработку пистолета-пулемета, принятого на вооружение в 1964 году и получившего ожидаемое название "Тип 64". Собственно, в комплексе китайского малошумного оружия тогда же появился и пистолет с интегрированным глушителем под той же маркировкой (вскоре смененный на модернизированный "Тип 67"), однако использовавший другой патрон, основанный на "браунинговском" .32 ACP.
А вот дальше началась та самая мешанина. Под патрон, недолго думая, китайцы скопировали двухрядный магазин советского ППС, используя его как в оригинальном варианте на 30 патронов, так и в укороченном до 20.
Ствольную коробку уже сварганили по раннему "калашниковскому" канону, фрезеруя ее из цельной заготовки. Цилиндрический свободный затвор опять-таки отсылает снова к ППС, хотя и имеет от него отличие - наличие сверху сквозного отверстия под направляющую возвратной пружины (она же в силу стрельбы с открытого затвора - боевая), которую "по-калашниковски" (и в данном случае совершенно бессмысленно) разместили выше оси ствола.
Органы управления пистолета-пулемета - визуально двусторонние, но на самом деле нет - если присмотреться к взаимному расположению осей. Установленный с правой стороны ствольной коробки "калашниковоподобный" флажок только закрывает прорезь под рукоять затвора, не давая грязи попасть внутрь, и не работает как предохранитель (поскольку повернуть его вверх после постановки затвора на боевой взвод нельзя - помешает рукоять затвора). Функцию переводчика огня выполняет флажок слева, сам же предохранитель - это флажок рядом со спусковым крючком а-ля СКС. Перед постановкой затвора на боевой взвод было необходимо "открыть" правый флажок, отвести затвор назад, ставя его на шептало, а затем для безопасности блокировать именно нажатие на спусковой крючок отдельным флажком.
Сам УСМ в силу стрельбы с открытого затвора - пулеметного типа, скопированный со старого чешского ZB-26.
Поскольку глушитель создавал при стрельбе ощутимый "подпор" пороховых газов, что для систем со свободным затвором особенно чувствительно, в патроннике пришлось нарезать канавки Ревелли. Темп огня чаще всего цитируется по американским источникам, по отчету испытаний SASL (Small Arms Systems Lab) трофейного "типа 64" в октябре 1971 года, но на стандартных, а не дозвуковых патронах 7,62х25: 1200-1300 выстрелов в минуту. Для "родных" дозвуковых патронов по китайским источникам нормальным был несколько меньший темп стрельбы - 1000 выстрелов в минуту.
Наружный кожух глушителя, на котором были установлены прицельные приспособления, выполнили быстросъемным, на частично срезанной резьбе квадратного профиля - для снятия он проворачивался на четверть оборота. выводя нитки резьбы из ответной муфты, также выполненной с частично срезанной в ответ резьбой.
В стволе со стороны дульного среза было выполнено 36 трехмиллиметровых газосбросных отверстий, набор втулок простейшей формы разделял внутренний объем глушителя перед стволом на отдельные камеры.
Втулки собирались на двух направляющих стержнях и вставлялись в кожух глушителя спереди при вывинченной передней крышке. Для удобства извлечения направляющие соединяла откидная петля, которую после отвинчивания крышки можно было отаести к центру и вытянуть за нее набор втулок. Последняя втулка из набора имела профрезерованные по секторам дуги отверстия с переходом ширины, запираясь на проточках направляющих поворотом и позволяя тем самым вынимать и устанавливать весь набор разом.
Возможность использования стандартных патронов 7,62х25 у пистолета-пулемета сохранялась, но, как уже сказано выше, это приводило к увеличению темпа стрельбы, повышенному разгару стального глушителя и ускорению износа механизма самого пистолета-пулемета. Именно поэтому (что утверждают сами китайцы) распространенной в НОАК практикой было использование пистолета-пулемета со снятым глушителем, хотя в этом случае для прицельной стрельбы он не годился в принципе: целик-то с мушкой оставались как раз на глушителе.
Нетрудно понять, что пистолет-пулемет вышел, мягко говоря, дороговатым в изготовлении, к тому же из-за использования стрельбы с открытого затвора неудовлетворительным по кучности. Поэтому начинаются работы по его замене, и как результат новые "глушеные" пистолеты-пулеметы делаются уже на основе стандартного "тип 85", куда более примитивного по конструкции и технологии изготовления.