Найти тему
Everything about this world

Бизнес империя польского бомбардира Роберта Левандовски

Оглавление

Идеальный пример того, как спортсмен должен распоряжаться деньгами.

Лидер «Баварии» Роберт Левандовски давно стал одним из лучших нападающих мира. Выразительнее всего уровень его игры характеризуют два статистических факта: в 2015-м он забил 5 мячей всего за 9 минут (жертвой стал «Вольфсбург»), а этой осенью обогнал Криштиану Роналду в гонке бомбардиров европейского отбора на ЧМ-2021 (16 голов в 10 матчах, это рекорд).

Однако поляк впечатляет не только на поле – в последние два года он активно занимается инвестициями. Изучим его портфель.

Агентство маркетинговых коммуникаций

В июне Роберт открыл агентство Stor9_, которое уже занимается его имиджевыми правами и в ближайшем будущем будет раскручивать нескольких польских спортсменов. В обязанности агентства входит сотрудничество со СМИ и спонсорами, создание контента для всех социальных сетей и координация рекламных кампаний.

Одна из главных задач Stor9_ – усиление бренда Левандовского на международном рынке. В Польше Роберт давно достиг максимума: почти 83% жителей страны знают его в лицо, а пост про выход сборной на чемпионат мира собрал в фейсбуке около 200 тысяч лайков. В инстаграме у него 10,8 миллиона подписчиков, но для одного из лучших футболистов мира это явно не предел – именно поэтому над образом Левандовского будут колдовать сразу несколько маркетологов и специалистов по пиару. Подбором команды занималась генеральный директор Stor9_ Анна Зелиньска, которая раньше работала в польском офисе крупного маркетингового агентства Isobar и в том числе вела проекты adidas.

При помощи Зелиньской уже были подготовлены рекламные ролики с участием Левандовского для четырех крупных брендов – средств для бритья Gillette, напитка Coca Cola Zero, смартфонов Huawei и шампуня Head&Shoulders. «При выборе партнеров я обращаю внимание на две вещи: качество продукта или услуги (я не должен ассоциироваться с чем-то ненадежным) и связь со мной. Сумма контракта обсуждается только третьим пунктом».

В последнее время к солидному рекламному пакету Роберта все активнее добавляется образ жены Анны – в прошлом чемпионки мира по каратэ, а сейчас успешного фитнес-тренера. Она выпустила целый ряд книг о здоровом образе жизни, а не так давно создала компанию Foods by Ann, под брендом которой продается здоровая еда – с низким содержанием углеводов и без опасных химических добавок.

-2

Ожидается, что в перспективе вокруг образа счастливой семьи Роберта и Анны можно будет построить несколько масштабных рекламных кампаний. Тем более что у Анны Левандовской очень большая женская аудитория, интересующая рекламодателей – 1,4 миллиона фолловеров в фейсбуке (это больше, чем у форварда «Наполи» и сборной Польши Аркадиуша Милика – 1,1 млн человек) и 1,2 миллиона подписчиков в инстаграме.

-3

В начале октября стало известно, что Левандовски в партнерстве с крупным коммуникационным агентством Group One запускает еще и новую медиакомпанию RL Media (у агентства – 51% акций, у футболиста – 49%), которая будет заниматься масштабными медиапланами по продвижению отдельных спортсменов – в частности, теннисистки Агнешки Радванской.

«Я инвестирую в маркетинг по одной простой причине: мне это очень интересно, и я каждый день вижу, как важно заниматься этим направлением профессионально. До сих пор в Польше не было подобных проектов», – отметил Левандовски.

Инвестиции в интернете

«В начале карьеры я, как и многие поляки, думал, что лучше не признавать, что у тебя много денег. Как будто это что-то неприличное. Но в Западной Европе я столкнулся с другим образом мышления и другим отношением к деньгам. Я сразу понял, что моя зарплата – показатель тяжелой работы. Этим нельзя хвастаться, но этого нельзя стыдиться», – рассказывал Левандовски в интервью польской версии журнала Forbes.

-4

Именно благодаря изменившимся взглядам на жизнь Левандовски стал инвестировать в различные стартапы. Он присоединился к венчурному фонду Protos VC, который возглавляет его старый знакомый Цезарий Кухарский. «Я сам предложил Роберту заняться инвестициями, рассказал, что новые технологии и интернет-проекты – это очень перспективное направление. Роберту понравилась эта идея, мы встретились и быстро обо всем договорились», – рассказывал Кухарский.

Левандовски инвестировал в сайт Sporticos.com, где собран огромный объем статистической информации о футболе, а роботы автоматически перерабатывают его в простейшую инфографику (голевые серии, наглядное сравнение ударов в створ и так далее). Основатель Мачей Возняк задумался о создании сайта в 2015 году, когда польская «Легия» играла против бухарестской «Стяуа», а он никак не мог найти достаточное количество информации для того, чтобы сделать ставку в букмекерской конторе. «Я понял, что рынок нуждается в спортивной инфографике – так проще воспринимать массив информации и делать выводы», – отметил Возняк.

-5

Чуть раньше Левандовски инвестировал в платформу Lokalny Rolnik – грубо говоря, интернет-магазин, где жители пяти крупных городов (Варшавы, Кракова, Познани, Лодзя и Вроцлава) могут купить свежие продукты у местных фермеров. Сейчас проект сотрудничает с сотней крупных поставщиков, а его услугами стабильно пользуются около 30 тысяч человек. Интересно, что цены на овощи и фрукты у фермеров значительно выше, чем в супермаркетах, но на Lokalny Rolnik очень лояльная аудитория, потому что каждый покупатель видит лицо фермера и уверен в качестве продуктов. Для Левандовского это действительно выгодный бизнес: площадка забирает 15% от каждой покупки.

Похожая механика у другого проекта Левандовского – Wedding.pl. Как следует из названия, это свадебный сервис, в котором подобраны тысячи платьев, букетов и вариантов оформления свадьбы. Сайт удобен в использовании и экономит время, потому что в одном месте собраны практически все опции рынка.

Другой сайт, в который инвестировал Левандовский (Lavito), помогает девушкам сравнить стоимость услуг в разных салонах красоты и записаться в наиболее подходящее место.

-6

Приложение Kekemeke – это мобильная программа лояльности, которая позволяет пользователям накапливать баллы за посещение кафе и ресторанов, а потом обменивать купоны на призы, скидки или бесплатные блюда.

В 2015 году Левандовски также инвестировал в проект Mustache (интернет-магазин, в котором представлена одежда от польских дизайнеров и маленьких брендов) и Shoplo (платформа для создания собственного интернет-магазина, с готовыми шаблонами, системами оплаты и рекламными инструментами).

Сам Роберт объясняет выбора так: «Я инвестирую только в те проекты, за судьбой которых мне действительно интересно следить – для меня все это не просто бумаги и суммы на банковских счетах. Особенно приятно поддерживать польские разработки. Но я не собираюсь никого обманывать: на данном этапе для меня главное – это футбол, поэтому все проекты контролируют мои партнеры, которым я полностью доверяю. При этом я все равно никогда не инвестирую в те сферы, о которых сам совсем ничего не знаю».

Недвижимость

Роберта интересует не только запутанный мир маркетинга и рекламы – в 2015 году он купил долю акций компании LS Investments, которая занимается строительством в разных регионах Польши.

-7

Левандовски уже вложил деньги в возведение двух домов бизнес-класса в Варшаве. Это не имиджевая история, а серьезная инвестиция, за которой Роберт следит очень внимательно: в 2016 году он даже приехал на объект, чтобы оценить ход строительства, однако его быстро окружили жители района Охота, которые заранее узнали о приезде главного футболиста страны и очень хотели автографов.

В том же районе Варшавы на деньги Левандовски строится клиника спортивной медицины, которая будет работать как для профессионалов, так и для любителей. В Польше уверены, что Роберт впечатлился уровнем немецких клиник и попросил знакомых проследить за тем, чтобы в Варшаве было не хуже – оборудование привезут максимально качественное.

Еще Левандовски участвует в строительстве жилого комплекса под городом Лешно, где он начинал футбольную карьеру, и мечтает о собственном бизнес-центре в Варшаве. Средняя стоимость строительства каждого объекта LS Investments оценивается в 9 миллионов злотых (чуть более 2 миллионов евро).