Найти в Дзене

ПСАЛОМ 38: БОГ И СМЫСЛ ЖИЗНИ

Оглавление

ПСАЛОМ-ПЛАЧ

Псалом 38, который, по-видимому, можно считать продолжением псалма 37, это персональный плач человека по поводу сложных вопросов, которые ставит жизнь. Автор говорит об этих загадках не в философской дискуссии, а на основании своего личного опыта - смертельно опасной болезни в наказание за совершенный грех. Мы не знаем точно, когда и по какому поводу этот псалом был написан.

Подзаголовок называет автором Давида и посвящает псалом “начальнику хора, Идифуму”. Имя этого музыканта появляется также в подзаголовках к псалмам 61 и 76. Вместе с Еманом и Асафом он упоминается в Ветхом Завете в качестве одного из руководителей музыкальной части храма (1 Пар. 16:41; 25:1). Возможно, это тот человек, который в 1 Пар. 15:17 назван Ефаном.

Автор печалится по поводу мимолетности жизни, благоденствия неправедных, кажущейся бесцельности человеческого существования и, возможно, болезни, которая отнимает у него последние силы. Эти трудные мысли он встречает с верой в Бога. Переживая Божье наказание, он увидел истинный смысл жизни. Давайте пройдем по его стопам и, как и он, узнаем, каких действий хочет от нас Бог за время нашего пребывания на земле.

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ст. 2-7)

В начале псалма автор говорит сам с собой. Не зная, как быть и что сказать о постигших его трудностях, Давид в растерянности решает вовсе не раскрывать, что у него на уме, опасаясь, что враги превратно поймут и извратят его слова, ложно приписав их неблагодарности по отношению к Божьей благости. Он не хочет, чтобы противники истолковали сказанное им как свидетельство того, что он спорит с Богом.

«Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась. Воспламенилось сердце мое во мне, в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим» (ст. 2-4).

В его словах мы видим решение (ст. 2), исполнение этого решения (ст. 3) и то воздействие, которое оказало на него исполнение этого решения (ст. 4, 5).

Он решил “обуздывать” себя. Он не нарушил молчание, даже чтобы сказать о добром. Но молчание не помогло. Оно лишь усугубило скорбь и воспламенило решимость говорить, зажгло огонь желания быть услышанным. Эта ситуация заставляет нас вспомнить Иеремию, которого вынуждал говорить огонь в его костях (Иер. 20:9). Наконец, повинуясь внутреннему импульсу, он обращается к Богу с молитвой.

«Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой, как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий» (ст. 5, 6).

Ему не дает покоя один трудный вопрос, которым временами задаемся все мы: “В чем смысл моей жизни?” Возможно, то, что он видел вокруг себя, усиливало его сомнения, добавив еще такой вопрос: “Следует ли мне стремиться к богатству, как поступают все нечестивые вокруг?” Он хочет, чтобы Бог подсказал ему, как мудро распорядиться оставшимися днями, и помог лучше понять назначение жизни вообще. Он спрашивает себя: “Куда я иду?”, “Сколько у меня еще времени?” и “Какой во всем этом смысл?” Вопрос о смысле жизни так остро встал перед ним еще и вследствие личных переживаний. Страдания заставили его увидеть временный характер жизни.

Его молитва к Богу включает выражения, говорящие о быстротечности: “кончина моя”, “число дней моих” и “какой век мой”. И хотя этот важный вопрос адресован Богу, псалмопевец начинает сам отвечать на него. Формулируя вопрос, он начинает осознавать, как он должен быть разрешен.

Он понимает, что для Бога его жизнь - как “пядь” (“ладонь”; Современный Перевод), одна из самых маленьких мер длины в древнем Израиле (“толщина... в четыре перста”; Иер. 52:21). Автор может думать, что его жизнь - как пять километров, но в Божьих очах она всего четыре сантиметра. Жизнь человека мимолетна, как один вздох.

«Подлинно, человек ходит подобно призраку... собирает и не знает, кому достанется то» (ст. 7).

Размышления Давида о бренности жизни заставляют его прийти к выводу, что в этом мире нельзя ждать постоянства. Люди - даже богатые - быстро заканчивают свой век. Они не знают, кто будет пользоваться их богатством после их смерти. Когда псалмопевец понял, как быстротечна жизнь в этом мире, у него появился более ясный взгляд на жизненные трудности. Ценность и смысл, которого мы ищем, должны стоять над кратковременностью существования. Богатства и удовольствия заканчиваются вместе с жизнью, поэтому смысл ей должно придать нечто более долговечное.

II. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ст. 8-12)

Каково же тогда решение загадки нашего существования? Автору вдруг стало совершенно ясно, что цель жизни - не богатство, успех, победа, прекращение гонений или иные преходящие блага. Решение этого острого вопроса надо искать в основополагающей истине о жизни: стойкая надежда исходит от Самого Бога: “Надежда моя на Тебя”.

«...От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному. Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это» (ст. 8-10).

Понимание того, что Бог находится в центре жизни, заставляет псалмопевца забыть свои переживания по поводу кратковременности жизни и сосредоточиться на своих грехах. Если жизнь скоро закончится - если сутью и смыслом нашего существования в мире является Бог - тогда существенно важно разобраться с нашими грехами, чтобы они не препятствовали той цели, для которой Бог поместил нас сюда. Автор, верящий в Бога человек, осознает, что должен покаяться и исповедать свои грехи, тем самым избавившись от них. В противном случае даже глупец увидит, что он не следует тому, во что верит.

Давид снова замолкает, но теперь уже его молчание объясняется уверенностью в том, что Бог дал ему новое мышление и новое понимание. Он осознает, что Бог использовал страдания, чтобы заставить его новыми глазами посмотреть на быстротечность жизни. Он говорит, что получил удары от Бога. Под словом “удары” надо понимать посланное ему свыше наказание.

«Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей. Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек» (ст. 11, 12).

Псалмопевец взывает к Божьей милости. Он считает, что вынес урок из Божьего наказания. Оно было суровым; Божьи розги негодования нещадно били его. Он молит Бога отвести удары, считая, что, как и хотел Бог, они пошли ему на пользу.

Часто смертные позволяют мирским желаниям завладеть их сердцами и стать для них дорогими. Бог использует розги, чтобы разрушить наши непомерные мечты, как моль разрушает красивую одежду. Он с укором проникает в наши сердца и ликвидирует потаенные амбиции, противоречащие Его воле. Бог, которому дорого наше духовное благополучие, удаляет от нас суетные помыслы и устремления. Их крах может быть трагедией для человека, который лелеял их, но Божье наказание может вернуть его к единственной вечной основе нашего недолгого земного существования - к Богу. Поэтому Давид завершает эту часть псалма рефреном: “Так, суетен всякий человек!” - той же фразой, которой в стихе 6 начал свое размышление о смысле жизни.

III. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РЕШЕНИЯ (ст. 13, 14)

Давид прошел огромный духовный путь с того места, откуда начал его. В процессе познания он раскаялся, исполнился печали и стал многое понимать.

«Услышь, Господи, молитву мою, и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим. Ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои. Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться прежде нежели отойду, и не будет меня» (ст. 13, 14).

Жизнь быстротечна, и потому ее нельзя связывать только с недвижимостью, деньгами и окружающими нас людьми. Как узнал псалмопевец, наша жизнь нуждается в большем постоянстве. Давид приходит к выводу, что на земле он всего лишь гость - пришелец, чей дом с Богом. Чужестранец жил в Израиле по особому разрешению. Он получал от граждан защиту и определенные привилегии, но никогда не имел полного легального статуса (Втор. 24:17-22) со всеми правами гражданства. Давид был израильтянином и царем. Уж кто должен был чувствовать себя в Израиле, как дома, так это Давид. Однако он пришел к новому пониманию этого мира. Его опыт промыл ему глаза, чтобы он мог яснее видеть; он уже не ощущал себя владельцем. Он - пришелец, странник, в Боге обретающий силу и будущее.

Последняя его просьба к Богу - отвести от него Свою карающую руку, Свой гневный и строгий взгляд, чтобы Давид мог жить и умереть в мире с Богом. Прежде чем покинуть этот мир, он хочет укрепить свои отношения с Богом, жить в согласии с истинным смыслом жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какой у нас должен быть взгляд на жизнь? Писания и наши личные наблюдения говорят, что с одной стороны мы ограничены нашей смертностью, а с другой - Богом. Наша бренность подсказывает: “Здесь ты долго не пробудешь! Если ты станешь строить жизнь на богатстве, домах, недвижимости и друзьях, то потеряешь все!” Бог наставляет: “Ты придешь на встречу со Мной скорее, чем думаешь, оставив все свои материальные приобретения позади. Ты придешь ко мне духовным существом, совлекшись всего преходящего. Приготовься, возложи на Меня свою надежду и доверься Мне.”

Псалмопевец должен был пройти долиной печали, чтобы понять, для чего дается жизнь. Он был в смятении и растерянности, но затем все же познал истину. К концу своего путешествия он пришел обессиленным от боли и усталым от размышлений над своими вопросами, но зато с ясным пониманием того, чего от него хотел Бог. Если мы чему-то научимся на его опыте, то можем избежать подобного же путешествия через долину Божьего наказания.

Церковь Христа