Найти тему

ПСАЛОМ 61: УПОВАЙТЕ “ТОЛЬКО” НА БОГА

ПСАЛОМ-УВЕРЕННОСТЬ

Псалом 61, псалом-уверенность, посвящен теме доверия Богу. Вскользь затрагиваются и другие темы, но самая главная - это непоколебимая вера в Бога. Стихи с 5 по 8 представляют собой выразительное обращение к читателю уповать только на Бога. Стихи 2 и 3, почти идентичные стихам 6 и 7, говорят об исключительной природе веры. Другие стихи (4, 5, 10, 11) содержат описание нечестивых оппонентов автора, притесняющих его, а также предупреждения неправедным. Ключевое слово в этом псалме - “только” (евр. ак), с которого в еврейском тексте начинаются стихи 2, 3, 6, 7 и 8, а в стихе 10 оно идет вторым.

Подзаголовок адресует псалом начальнику хора “Идифумова”. Идифум (Идифун), вероятно известный также под именем Ефан (Ефам), был официальным музыкантом храма (1 Пар. 16:41; 25:1). Мы не знаем, имел ли Идифум непосредственное отношение к псалму, так как автором его назван Давид. Возможно, что он написал музыку, на мотив которой исполнялся этот псалом, или как-то по-особому исполнял его, или был тем, кому посвящался этот псалом.

Подзаголовок не проливает света на то, какое событие послужило поводом для написания этого псалма. Мы не знаем, когда и по какой причине он был написан. Возможно, что Давид сочинил его незадолго до попытки Авессалома захватить власть. Если это не так, то это тяжелое испытание в жизни Давида служит примером того, как можно применить псалом.

Представьте себе время непосредственно перед попыткой переворота, устроенной Авессаломом. По царству распространяются разные толки, слухи, перешептывания, дающие понять Давиду, что происходит. Царь видел, что нечистоплотные и лицемерные люди за кулисами разрабатывали план его свержения. У него были друзья, на которых он мог положиться, но даже они могли соблазниться заманчивыми обещаниями, которые раздавали многочисленные противники царя.

В такие трудные дни из праведного сердца, ведомого Святым Духом, и вырвалась эта песня о необходимости в любой ситуации полагаться только на Бога.

Что значит доверять Богу?

I. ДОВЕРЯТЬ - ТАК ДОВЕРЯТЬ (ст. 2, 3)

Во-первых, Давид утверждает, что доверие должно быть твердым и однозначным. Пять раз автор употребляет слово “только” в отношении веры в Бога. Еврейское слово, употребленное в тексте оригинала, несет смысл подтверждения, например “истинно”, “несомненно” или “именно так”. Его можно также перевести словом с ограничивающим значением, например “только” или “единственно”. Ограничивающее значение представляется более подходящим, и именно оно передается в большинстве переводов Писания.

«Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое. Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более» (ст. 2, 3).

Автор утверждает, что даже в самую тяжелую минуту он рассчитывает на помощь одного только Бога. Уверенно и терпеливо он ожидает избавления, которое, как он знает, Бог обязательно даст. Со спокойной душой он поверяет свои страхи и неуверенность Богу в убежденности, что Бог непременно позаботится о тех, кто уповает на Него.

Псалмопевец мог терпеливо ожидать помощи от Бога, зная, кто Он такой и как Он спасал его в прошлом. Давид описывает свои отношения с Богом в прошлом, используя три ключевых слова: “спасение”, “твердыня” и “убежище”.

“Спасение” может означать все что угодно, начиная с избавления от опасности и заканчивая привилегиями Божьего завета с Израилем. Метафора “твердыня” обычно означает силу, верность и неизменность Яхве. “Убежище”- это иначе крепость, огражденная стенами недоступная территория, обеспечивающая безопасность. Для псалмопевца Бог был, как скала, надежным основанием и защитой, его истинным источником силы и главной линией обороны. Только Господь давал эти преимущества, потому что только Он обладал способностью и верностью, чтобы сделать это.

Только сосредоточившись на Боге, Давид мог обрести покой души и мир духа, несмотря ни на какие беды. Он заявляет, что происходящее в его царстве не сможет сильно поколебать его. Он твердо знает, что может пострадать, но выживет. И помощь к нему придет только от Бога.

II. ДОВЕРИЕ НЕ ВИДИТ НЕСЧАСТИЙ (ст. 4, 5)

Во-вторых, Давид утверждает, что доверие не обращает внимания на несчастья. Как отшлифованный алмаз начинает сиять ярче, так вера благочестивого человека лучше проявляется под ударами испытаний.

Прервав провозглашение хвалы Господу в стихах 2 и 3, псалмопевец обращается к окружающим его врагам. Ему надо выразить свою надежду на Бога посреди бушующего моря.

«Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся. Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут» (ст. 4, 5).

Враги поставили себе цель уничтожить его, и их атаки стали непрерывны. Желая заменить Давида Авессаломом, они рассматривали Давида, как наклонившуюся стену, которая должна была вот-вот обрушиться. Они думали, что Давид упадет, как шаткая ограда, стоит только приложить небольшое усилие. “Если мы объединимся и хорошенько толкнем, то нам не составит труда спихнуть его с трона”, - рассуждали враги Давида. (В Синодальной Библии ст. 4 переведен так, что “наклонившейся стеной” и “пошатнувшейся оградой” названы враги Давида. Однако древнееврейский текст можно перевести и так, что “стена” и “ограда” будут относиться к Давиду; см. Современный Перевод. В подобных случаях решающим фактором при переводе служит контекст. Скорее всего, Давид говорил о себе и о том, как воспринимали Давида его враги).

Они были одержимы одной идеей - свергнуть Давида. Они не колебались в осуществлении своего единственного плана. Претворять его в жизнь они решили, в том числе, и с помощью обмана. Выдумывая ложь, они искажали смысл добрых слов, чтобы достичь своей злой цели. И даже в тех случаях, когда их уста говорили в глаза Давиду что-то хорошее, их сердца таили ненависть и зло по отношению к нему. В тексте оригинала стиха 5 завершается словом селах, что означает “подумай об этом”. Автор, насколько ему было известно, был на грани утраты своего состояния. Царство ускользало от него, но он не терял веры. И хотя враги преследовали его, как свора собак преследует маленькое животное, он продолжал уповать на Бога. Может быть, его вера и поколебалась, но не намного. Бог был его твердыней и убежищем, и Давид знал, что в Нем он будет в безопасности, и никакой реальный вред не может быть ему нанесен.

III. ДОВЕРИЕ - ЭТО АБСОЛЮТНАЯ ПРЕДАННОСТЬ (ст. 6-9)

В-третьих, Давид указывает, что доверие Богу означает абсолютную преданность Ему. Возвращаясь к теме полного доверия Богу, Давид велит своей душе успокоиться и не смущаться врагов и трудностей. Так, увещевая себя не терять веру, Давид может сохранить уверенность, выраженную в стихе 2, и рассеять любые страхи, роящиеся в голове. Он не будет чуть-чуть уповать на Бога; он полностью будет полагаться на Него.

«Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше; Бог нам прибежище» (ст. 6-9).

Стих 6 фактически повторяет стих 2. Какие внесены изменения? В стихе 2 Давид говорит, что душа его “успокаивается”, а здесь он приказывает своей душе “успокаиваться”. В стихе 2 Бог был его спасением; здесь же он надеется, что Бог станет его спасением.

Стих 7 также в целом совпадает со стихом 3. В стихе 3 Давид говорит, что он не поколеблется более; а в стихе 7 - что он не поколеблется вовсе. В обоих стихах Бог назван “твердыней”, “спасением” и “убежищем” (“прибежищем”) Давида. Приняв твердое решение не колебаться, Давид отныне будет целиком и полностью уповать на то, что только Господь избавит его. Он просто будет игнорировать все происки врага. Вверив себя Богу, он будет спокоен, безмятежен и победоносен!

Спасением и славой псалмопевца будет Бог. Он был Создателем всего того в Давиде, что снискало ему уважение и славу, и Он даст спасение, о котором тот просит.

Подобно укрепленной скале и защищенному убежищу, Бог обеспечит и внутреннюю силу, и внешнюю охрану. Человеку, пребывающему под защитой Бога, не страшен никакой враг, даже если это сам дьявол или его бесы.

Давид принимает решение уповать на Бога во всех ситуациях, какими бы сложными они ни были. Опыт отношений с Богом научил его, что любой человек при любых обстоятельствах может уповать на Бога и не будет разочарован. Давид мог рекомендовать уповать на Бога любому.

Каким Бог был для Давида, таким Он будет и для других - Давид был в этом уверен. “Вот что вы можете сделать, - говорит он. - Расскажите о своих переживаниях Богу. Придите к Нему в покорности сердца. Изложите Ему свои желания, печали и заботы. Вы можете открыть Ему все, что у вас на сердце. Излейте Ему свою душу”. Нет такого страха, который бы Бог не мог успокоить, нет такой проблемы, которую бы Он не мог решить, нет такой опасности, от которой бы Он не мог нас защитить. Он - надежное убежище для всех в любое время и в любом месте.

Эта полнота в стихе 9 либо упоминается конкретно, либо подразумевается: “во всякое время”, “весь народ”, “все сердце”. Все люди могут довериться Богу и уповать на Него. Все люди могут уповать на Бога в любое время. Все люди могут приходить к Нему в любое время со всеми своими проблемами. Бог - это единственное во всех отношениях надежное убежище для нас.

IV. ДОВЕРИЕ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ (ст. 10, 11)

В-четвертых, упование на Бога нельзя сравнить с надеждой на что-то материальное. Не стоит даже и думать о том, чтобы возлагать свои надежды на человека, деньги или любое другое земное убежище. Тут автор переходит к конкретным наставлениям; он учит праведных и предупреждает нечестивых:

«Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они легче пустоты. Не надейтесь на грабительство, и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (ст. 10, 11).

Он говорит, что люди, независимо от их социального статуса, подобны пару: у них нет силы, нет постоянства и нет способности реально помочь другим. Опирающийся на них опирается на сломанную камышинку. Слишком часто нам приходится убеждаться в этой истине сквозь горькие слезы. Люди, занимающие высокое положение, - ложь и ложная надежда. Высокое социальное положение обещает много, но разочаровывает тех, кто к нему стремится. Если всех людей - от всех сословий, всех рангов и из всех сфер жизни - собрать вместе и попытаться взвесить их способность “действительно помочь”, они окажутся легче дуновения ветра! Ни в одном из них не найдется ни грамма вещества.

Богатства, нажитые нечестным путем, конечно же, не могут дать надежды. Не поможет и угнетение других. Человек, надеющийся на богатства или другие материальные средства, приобретенные насилием и разбоем, погибнет без Спасителя. Следовать нужно за правдой, а не за могуществом.

Возможно, Давид предупреждал последователей Авессалома. Они могли думать, что угнетение и грабеж приведут их к процветанию, так как надеялись все это использовать для свержения с престола Давида и возведения на его место Авессалома. Давид убеждает их вспомнить о том, что их надежда должна быть в Боге, а не в человеке или зле.

Даже честно заработанное богатство в конечном итоге никому не может помочь. Жаждать власти богатства - бесполезно. Земные богатства уйдут, оставив их владельца ни с чем. Честно заработано богатство или нет, оно не дает настоящей безопасности.

V. ДОВЕРИЕ СТРОИТСЯ НА ЛИЧНОСТИ БОГА (ст. 12, 13)

В-пятых, доверие Богу обуславливается тем, кто Он есть. Оно строится на Его личности. Мы верим в Него и покоряемся Ему по причине Его верности и Его божественных качеств.

«Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость; ибо Ты воздаешь каждому по делам его» (ст. 12, 13).

Две характерные черты Бога упоминаются в стихах 12 и 13 и еще одна подразумевается: сила, любовь и справедливость. Всемогущая сила Бога сильнее любой силы, какую человек может себе только представить, не говоря уже об обладании ею. Его милость превосходит самую высокую любовь человека. Она искрится благодатью, любовью и милосердием. Его справедливость, проявляющаяся в том, что Он судит любого исходя из его собственной жизни, является образцом справедливости вообще.

Эта истина вновь и вновь раскрывается в Писании: сила и милость Бога, эти две Его характерные черты, которые выше, чем что-либо известное нам, будут действовать вместе, чтобы каждый человек получил свое справедливое вознаграждение. Бог будет абсолютно справедливым. Он будет судить грешных по справедливости, а праведных - тех, что уповают на Него - по милости. Каждому когда-то придется встать перед Ним, и каждый должен в этой жизни выбрать, как ему быть судиму - по справедливости или по милости. Бог - наша единственная надежда, и только на Него мы должны уповать.

Когда мы отворачиваемся от человеческой силы, отдавая предпочтение упованию на Бога, эти две характерные черты Бога работают на нас. Наше доверие не будет напрасным, так как эти божественные качества гарантируют нам Божью заботу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Псалом 61 определяет то доверие, которое мы должны испытывать к Богу. Доверие это должно быть абсолютным: мы должны надеяться только на Бога и ни на кого другого. Доверие не принимает во внимание обстоятельства и не допускает, чтобы беды потушили его. Доверие должно цвести независимо от качества почвы, на которой оно произрастает. Наше доверие должно овладеть всей нашей душой и возвышаться над любыми земными силами. Оно должно основываться на том, кто Бог есть и какой Он есть. Его гарантией служит Божья сила, любовь и справедливость.

Представьте себе, что вы полностью избавлены от проблем. Вы счастливы и здоровы, в мире с самим собой и другими. Жизнь не может быть лучше для вас. На что вы уповаете? В чем заключается ваша надежда? А теперь представьте, что горе нахлынуло на вас, что вы тонете под тяжестью проблем. Вы никогда не были так несчастны, в такой нужде и бедности. На что вы уповаете сейчас? В чем заключается ваша надежда? Псалом 61 дает один ответ на оба случая: вы должны уповать на Бога и только на Бога.

Это очень сильный псалом. Он заставляет нас осознать, что должно быть в центре нашей любви и преданности, он побуждает нас не выходить за пределы этого центра. Он указывает, на чем должно быть сосредоточено наше внимание, и учит нас удерживать его, что бы ни случилось.

#псалмы давида #псалом #изучение библии #христианство #религия #толкование ветхого завета #псалтирь #библия #царь давид