Найти тему
Наталья Швец

Меч Османа. Книга третья, часть 30

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Строительство мечети началось еще в те годы, когда семья Османов жила мирно и счастливо. Руководил работами собственный Леонардо да Винчи султана, великий инженер и архитектор Синан. Все, что есть, архитектор наполнил тайным смыслом. Так десять балконов символизировали, что Сулейман десятый султан Османской империи. А четыре минарета, что он четвертый султан после завоевания Константинополя.

Комплекс Сулеймание, который повелитель сразу назвал своим сердцем, включал хамам, медресе, кухню, библиотеку, больницу, кладбище и обсерваторию, стоит на площади сопоставимой по размерам с городским квартал.

Мимар Синан уделил огромное внимание и акустике мечети и замуровал в стенах сотни полых кувшинов, как было сделано в церкви Святой Ирины, расположенной на территории дворца Топкапы. Но многое из того, что архитектор делал, вызывало недоумение. К тому же, у него нашлись завистники, что, впрочем, вполне объяснимо.

Однажды, султану Сулейману рассказали о том, что Синан вместо того, чтобы работать, целыми днями сидит в недостроенной мечети и курит кальян. Разгневанный повелитель отправился туда, чтобы лично все увидеть, убедиться в правоте сказанного и наказать бездельника.

К его великому изумлению, так и оказалось. Его Леонардо да Винчи спокойно курил кальян. Более того, увидев повелителя, пригласил присесть рядом и тоже попробовать это сделать. Удивленный еще больше султан последовал примеру. Но еще сильнее удивился, когда оказалось, что внутри была только вода. Подобным образом архитектор проверял акустику - звук резонирующей воды раздавался по всей мечети….

Во время строительства случилась еще одна довольно неприятная история. Один из его главных врагов шах Тахмасп, узнав, что казна Османской империи оскудела, а строительство главного храма затягивается, послал в дар сундук с драгоценными камнями.

Рассвирепев из-за такого унизительного подарка, Сулейман приказал использовать самоцветы в качестве строительного материала для одного из минаретов. Синан, мгновенно оценив риски потенциального разграбления и разрушения минарета из-за такой ценности, измельчил все каменья до мелкого порошка, который смешал с цементирующим раствором. Этим раствором были скреплены несколько рядов камней одного из минаретов, которого потом назовут Солнечным минаретом…

Мечеть Сулеймание стала для султана всем, ибо он возводил ее во имя Хюррем, которой сейчас с гордостью показывал очередное детище, которое называл своим сердцем. Каково же было счастье, когда она, как много лет назад в далекой Манисе, прижалась к нему всем телом и прошептала на ухо просьбу похоронить ее именно здесь, в его сердце. Когда любимая сказала эта, внутри у него все дрогнуло. Он просто не представлял, как будет без нее жить. Такого быть просто не могло. Они умрут в один день! Хюррем улыбнулась в ответ и философски промолвила:

— Все в руках Аллаха!

И тут он вдруг впервые заметил, как она сильно постарела. Вокруг глаз появились предательские морщины, зеленые глаза потеряли свою яркость, а в рыжем волосе сверкают серебряные нити. Но все равно для него она по-прежнему оставалась самой желанной и любимой из всех женщин на земле и никакой другой он не хотел…

— Мой повелитель, — прошептала она, спрятав дорогое лицо у него на груди, — об одном молю — сохрани жизнь нашим сыновьям! Дороже их у нас с тобой ничего нет!

Публикация по теме: Меч Османа. Книга третья, часть 29

Начало по ссылке

Продолжение по ссылке