Найти тему
Книжный мiръ

«Литературный процесс разнороден, литература же едина». К 80-летию со дня рождения Сергея Довлатова (1941-1990).

Некто утверждает: — Мне кажется, Чехов выше Довлатова! А в ответ раздается: — Неправда. Довлатов значительно выше. 

Его рост — шесть футов и четыре дюйма… 

Оба правы. Хотя и говорят на разных языках…

(Сергей Довлатов)

Сергей Довлатов всегда говорил, что хочет быть похожим только на Чехова. «Рядом с Чеховым даже Толстой кажется провинциалом», ¬– замечал он. Свидетель ушедшей эпохи «победившего социализма» был настоящим «писателем фразы», вся его проза, емкая и афористичная, стала, по словам Александра Гениса, «не памятником эпохи, а живым чтением». Наверное, еще и потому, что Довлатов «никогда не хотел изменить русскую литературу, ему было достаточно оставить в ней след».

По природе своего творчества Довлатов, вне всяких сомнений, являлся природным филологом, хотя в юности и пытался сделать эту «первую среди всех неточных наук» своей профессий ¬– отучился на филфаке ЛГУ два с половиной года. Отчислили будущего писателя за неуспеваемость, чему тот вовсе не огорчился: наличие или отсутствие диплома никак не могло повлиять на человека, сделавшего филологию основой и предметом своей литературы. 

Журналистка Людмила Штерн вспоминает: «безукоризненно грамотный Довлатов должен был родиться профессором Хиггинсом. Он был нетерпим к ошибкам в правописании и произношении. Люди, говорящие "позвОнишь”, “катАлог”, “пара дней”, переставали для него существовать. Он мог буквально возненавидеть собеседника за употребление слов “вкуснятина”, “ладненько”, “кушать” (“мы кушаем в семь часов”), “на минуточку” (“он на минуточку оказался ее мужем”).

Довлатов-публицист не менее ярок, чем Довлатов-писатель. В своей известной университетской лекции «Блеск и нищета русской литературы» он не раскладывает по полочкам жизнь и творчество классиков и современников: это шаржи, зарисовки, мгновенно и точно характеризующие ту или иную личность. 

К примеру, в лекции Довлатов подвергает критике зависимость нашей национальной литературы от общественно-политических тенденций, привязке ее к постоянной заботе «о народном благе», о том, что «писателя в России всегда воспринимали как пророка». 

О Пушкине: «Предъявлять Пушкину нравственные, идеологические претензии было так же глупо, как упрекать в аморализме ястреба или волка, как подвергать моральному осуждению вьюгу, ливень или жар пустыни, потому что Пушкин творил, если можно так выразиться, в режиме природы». 

О Достоевском: «Достоевский написал четыре гениальных романа, но в своей журнально-общественной деятельности, как публицист славянофильского толка, выказал себя реакционером, а главное - страшным занудой». 

О Чехове: «Антон Павлович Чехов - первый истинный европеец в русской литературе, занимавшийся исключительно художественным творчеством и не запятнавший себя никакими общественно-политическими выходками и фокусами».

Можно долго ломать копья о том, прав или не прав Довлатов в своих искрометных характеристиках, их ценность состоит вовсе не в исторической объективности, а в его личной оценке, поданной не только с юмором, но и с громадным уважением и приязнью к коллегам по перу всех времён. 

«Учебники по литературе» от Довлатова невероятно интересны, вызывая желание поспорить с автором, его филологические изыскания предоставляют нам уникальную возможность увидеть эпоху глазами человека, верящего в одно: в «улыбку разума». 

  

Цитаты из книги «Блеск и нищета русской литературы: филологическая проза»:

✍🏻 Писателя в России всегда воспринимали как пророка, приписывали ему титанические возможности и ждали от него общественных деяний самого крупного, государственного масштаба.

✍🏻 Да, мир на грани катастрофы, и привели его к этой грани именно угрюмые люди. И хочется думать, пока мы способны шутить, мы останемся великим народом.

✍🏻 Когда вы читаете замечательную книгу, слушаете прекрасную музыку, разглядываете талантливую живопись, вы вдруг отрываетесь на мгновение и беззвучно произносите такие слова: «Боже, как глупо, пошло и лживо я живу! Как я беспечен, жесток и некрасив! Сегодня же, сейчас же начну жить иначе – достойно, благородно и умно…» Вот это чувство, религиозное в своей основе, и есть момент нравственного торжества литературы. 

✍🏻 Поэты, как известно, любят одиночество. Еще больше любят поговорить на эту тему в хорошей компании. 

✍🏻 Всех писателей можно разделить на две категории. Для одних главное - высказаться. Вторые хотят быть еще и услышанными.

✍🏻 Не себя надо почитать в литературе. А литературу - в себе и других.

✍🏻 Понятия же «талантливая книга» — «идеологически выдержанная книга» не совпадают никогда. Нигде. Ни при каких обстоятельствах. 

✍🏻 Более всего мне дорога в литературе ее внеаналитическая сторона, ее звуковая гамма, ее аромат, ее градус, ее цветовая и фонетическая структура, в общем, то, что мы обычно называем необъяснимой привлекательностью.

✍🏻 Мы поменяли не общественный строй, не экономическую формацию, не географию, не климат и тем более – не собственную натуру. Человек не меняется, и формы жизни остаются прежними. Меняем мы одни печали на другие, только и всего.

✍🏻 Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. 

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!