Найти тему
Григорий Чумаков

Зачем похищали братца Гуси-лебеди

Добрый день, уважаемый читатель!

Фото из сети.
Фото из сети.

В предыдущей статье упоминал, что трудно найти сказку для анализа. Не хотел затрагивать сказку #«Гуси-Лебеди», наверное, от того что после «Колобка», «Репки», «Петушка и бобового зёрнышка», в качестве нелюбимых сказок для меня выступала и сказка о гусях-лебедях.

Как ни странно, но эту сказку уже разобрали по косточкам. В этой же статье я просто решил собрать самые популярные версии в кучу. И прорисовать слабые моменты.

Как уже писал ранее в других публикациях, странности сказки - ключи к поиску спрятанной истины. И в сказке «Гуси-лебеди» странности сказки на каждом шагу.

Название «Гуси-лебеди» не отражает сути сказки в привычном смысле. Эти гуси не являются прямыми антагонистами, как например Кощей. Гуси-лебеди - слуги Бабы-Яги. Они появляются в начале сказки, преследуют главных персонажей в конце. Гибель гусей не настигает в конце, что бывает с типовыми злодеями. Есть две версии изначальной истории происходящего в сказке. Но в каждой из этих гипотез есть слабые места.

Версия первая - историческая

На Дзен канале «Частные суждения» автор очень хорошо её раскрыл.

Гуси-лебеди - это изменённое временем название небольших отрядов кочевников, делающих стремительные налёты на мирное население. Цитирую выдержку из статьи:

« ...сказка имеет под собой историческую основу — в отсутствие взрослых защитников на деревню налетела конная банда и забрала ребёнка в качестве добычи. Сестра мальчика благоразумно спряталась в этот момент, а её братец не успел».

Фото из сети
Фото из сети

Не буду пересказывать всю статью, там все очень хорошо расписано, если есть желание можно посмотреть в по ссылке выше (голубые буквы клик мышью).

Слабые места данной версии в том, что кроме гусей-лебедей и Бабы Яги, статья ничего не объясняет. Яга - по мнению автора - это Хан. Но молочная река с кисельными берегами, печка на опушке без хаты, яблоня с дикими яблоками (самый правдоподобный объект), никак этой версией не раскрываются. А ведь они принимают участие в середине и в конце сказки. Что сокрыто под этими объектами в случае исторической версии?

В моей интерпретации предлагаю сделать это так. В сказке девочка встречает печь, яблоню, речку. В таком порядке вообще трудно объяснить, что здесь скрыто. Но, если предположить, что порядок спутан местами, что не редкость в пересказываемых многократно устных текстах, и расположить их так: яблоня, речка, печь, Яга-Хан. То дикая яблоня, это переход от обжитой территории к местам не заселённым, речка - условная граница, где-то близко стойбище кочевников. А печь - #тандыр (бочка из обожженной глины), в котором кочевники жарят ржаные лепёшки. Вспомните сказку:

- Съешь моего ржаного пирожка, - скажу.

- О, у моего батюшки пшеничные не едятся!

Фото современного тандыра из сети.
Фото современного тандыра из сети.

Девочка не желает есть непривычную еду из муки худшего качества да из странной печки. Быть может обслуга в военном лагере Хана предлагала поесть беженке лепёшек, девочка отказалась. Развязку этой версии повторять не вижу смысла. Если кратко, девочке удалось выкрасть братца и сбежать с ним домой.

Версия вторая - мистическая

Фото из сети.
Фото из сети.

Эта версия объясняет почти всё, но есть один скользкий момент, о нём чуть ниже. В интернете эту версию раскрыли со всех возможных сторон. Главная идея в том, что похищенный мальчик попал не абы куда, а на тот свет. Гуси-лебеди - мёртвые души предков. Печь - основа рода человеческого на земле. Яблоня - мать природа. Молочная река и кисельные берега - река Харон, быть может. Отведать киселя - поминального блюда, приобщится к миру мёртвых, молоко - живительная влага, с которой берёт начало жизнь.

Кисель молочный. Фото из сети.
Кисель молочный. Фото из сети.

Испить молока - вернутся в стан живых. Яга - переиначенная Богиня или Бог мёртвых. Яга прядёт кудель - это не просто нитки, это нити жизней людей.

На первый взгляд эта теория объясняет всё со всеми подробностями. Но почему тому свету понадобился маленький мальчик? Вспомним начало сказки:

«...будь умна, береги братца, не ходи со двора...» можно додумать – с ребёнком случилось несчастье по недогляду старшей сестры. Как именно погиб братец - не суть. Это просто факт.

Самый слабый момент этой версии – это как сестра смогла пробить себе путь на тот свет, оставаясь живой. А что думаешь ты, читатель, по данной сказке, какая версия тебе ближе?

До новых встреч!

Сказки
3041 интересуется