Найти тему
Павел Завальный

Как сделать так, чтобы молодежь не уезжала из наших городов и поселков? Ответ есть

На встречах в Пионерском и Советском, в Мортке и Нягани меня спрашивали, как добиться того, чтобы молодёжь не уезжала из наших городов и посёлков. Чтобы молодые люди получали профессию и находили хорошую работу здесь, на месте.

Это один из важнейших вопросов на сегодня. Его ставят не только избиратели, но и работодатели. Рынок труда в регионе нуждается в балансировке спроса и предложения вакансий, требований к ним и имеющихся кадров, их компетенций. С одной стороны, существует дефицит кадров рабочих высокой квалификации и инженерных профессий. В то же время значительная часть тех, кто ищет работу, имеют другие профессии и навыки.

Представители компаний жалуются, что сложно найти высококвалифицированных сварщиков, электриков, операторов сложной техники. Их приходится вахтовать. Не хватает инженеров, учителей и врачей. Выпускники школ уезжают учиться в другие регионы, не видя перспектив. А вчерашние студенты, особенно не инженерных специальностей, не могут найти себе применение.

1. Нам нужно более активно и прицельно заниматься вопросами профориентации, подготовки и переподготовки кадров с нужными компетенциями. Выявить, что необходимо рынку, основным отраслям, представленным в Югре, кого мы вахтуем с земли и почему. И понять, как качественно удовлетворить этот спрос и заменить вахту межрегиональную на региональную.

Что это значит на практике? Прежде всего, поддержать наше среднее специальное образование. В округе работает сеть отличных колледжей, в том числе в Советском, Югорске, Нягани, Игриме. Сегодня в них готовят квалифицированных специалистов лесной, нефтяной, газовой промышленности. Они востребованы компаниями. Конкурс на учёбу в них доходит до 6-10 человек на место. И мне кажется, это ненормально. Прямой маркер того, что количество мест в колледжах нужно увеличивать. А значит, строить новые здания для расширения возможностей приёма, укомплектовать соответствующим оборудованием, преподавателями. Чтобы все, кто готов получить рабочую профессию и идти работать, мог это сделать. Многие выпускники школ после девятых классов, в том числе отличники, предпочитают или вынуждены сначала получить рабочую профессию, а только потом высшее образование.

Важно делать это вместе с компаниями. Чтобы они могли сформировать «заказ» и требования к будущим выпускникам, обеспечить возможность практики на рабочих местах. И получали на выходе такого специалиста, который сразу сможет работать у них. Если обе стороны будут иметь определённые гарантии, это пойдёт на пользу всем.

2. То же самое делать и применительно к высшему образованию: ориентировать старшеклассников на получение необходимых нашим ведущим отраслям специальностей, прежде всего, инженерных. Как-то помогать с подготовкой к экзаменам, поступлением на бюджет, получением общежития. Но эта дорога с двусторонним движением – будущие инженеры, которым помогут поступить, должны быть готовы поработать в тех компаниях, которые им помогли, там, где им будет нужно. Конечно, нет смысла возвращаться к советской системе распределения. В рыночной экономике она не сработает. Но развивать инструмент «целевой набор» надо. И тот , кто учится на бюджетном отделении, должен быть готов отработать 3 года по распределению.

3. Совершенствовать вахтовый метод работы. Правила вахты недостаточно чётко прописаны в нормативно-правовой базе. Ковидный год показал слабые места существующей организации вахты. Вахта – эффективный способ освоения Крайнего Севера и шельфа. Югра может сыграть здесь важную роль, готовя и предоставляя своих специалистов для такой работы. При этом нужно серьёзно решать вопрос зарплат, которые способны привлечь и удержать людей на Севере. Если в 2000 году соотношение заработной платы в Югре и в среднем по России составляло 3,8, то сегодня – 1,55. Зачастую «на земле» платят больше, чем на Севере с учетом надбавок. Поэтому дети северян уезжают учиться и не возвращаются. Поэтому молодые работники, у кого есть силы и желание рискнуть, сделать карьеру,  едут не на Север, а с Севера. Отток населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составил в среднем 10% за последние 20 лет. Нужно создавать условия для привлечения людей для работы на Севере.

4. Вопросом северных надбавок и пенсий (эта тема особенно сложная и требует отдельного разговора, я также уже высказывал свою позицию по ней) мы займёмся по линии профсоюзов и Объединения работодателей нефтегазовой отрасли. Что же касается проблемы балансировки регионального рынка труда, профессионального образования, я хочу по линии объединения работодателей нефтегазовой отрасли, которое я возглавлял, и с их участием инициировать совещание на уровне округа. Чтобы вместе с руководством Югры и представителями компаний обсудить вопрос.

#КомандаЮгры