Найти тему
1,5K подписчиков

Николай Ясиновский - одиссея за океан, первого советского профессионала

3,8K прочитали
Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды. Но именно здесь в 1962 году появился на свет Николай Ясиновский — первый российский про- фессиональный бодибилдер, который навел такого шороха в Штатах, что его уважительно окрестили Russian Nightmare — «Русский ночной кошмар». Сам же Ясиновский называет себя Гагариным российского бодибилдинга.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-2

Не слишком-то скромно, не правда ли? А на самом деле так оно и есть, потому что в начале 90-х профессиональный бодибилдинг для российских атлетов, которые в лучшем случае входили в десятку на любительских чемпионатах мира, и впрямь был космос. И чтобы преодолеть этот невероятный разрыв, нужен был именно такой человек — амбициозный, энергичный и по-хорошему безбашенный. Именно таким и был Николай Ясиновский.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-3

Бойцом его сделал спорт. Уже в 5 лет Николай твердо знал, что будет хоккеистом. Когда мама привела его в секцию, набор был окончен. Что с того? Довольно скоро Ясиновский стал лучшим игроком в команде. «Я был самым быстрым в лиге центральным нападающим», — вспоминает он. Вместе с командой Николаю удалось стать третьим в первой лиге — серьезный результат.

А потом была служба в ракетных войсках, а после возвращения из армии — снова хоккей.

В культуризм, по словам Николая, он пришел, чтобы стать сильным. Да так увлекся, что до сих пор ворочает «железо».

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-4

А еще на него здорово повлияло фото чемпиона по атлетизму Сергея Зайцева в журнале «Спортивная жизнь России». Зайцев с одинаковым успехом выступал как с силовом троеборье, так и позировании. Это был огромный и очень сильный мужчина, гордость подмосковных Люберец, которые в 80-е считались меккой советского бодибилдинга. Через какое-то время Николай познакомился с Зайцевым, и они даже стали друзьями.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-5

На тот момент Ясиновский уже перебрался в Москву и поступил учиться в подмосковный институт физкультуры в Малаховке. До этого у него уже были за плечами два курса Сыктывкарского пединститута, откуда, не доучившись, Николай ушел работать в шахту.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-6

От Малаховки совсем не далеко до Люберец — вот там и ковал Ясиновский свои мускулы. В конце 80-х он начинает покорять атлетические подиумы. Результаты идут по нарастающей. Ясиновский — звезда московских турниров, на первом Кубке СССР в 1988 году в Ленинграде он — шестой, на первом чемпионате СССР год спустя все в том же Ленинграде — четвертый, в 1990-м году на Кубке СССР в Киеве — уже второй, но в более тяжелой категории до 90 кг. Чуть позже он становится пятым до 90 кг на чемпионате Европы в Ленинграде.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-7

На тот момент, еще не выиграв громких титулов в любительском бодибилдинге, Ясиновский уже мечтал о карьере профессионального атлета и понимал, что для этого нужно ехать в США.

Но как? Помог случай. В 1989 году в Ленинграде и Москве проходили матчевые встречи по культуризму СССР — США. Устроителем встреч с американской стороны был Джефф Брэннон — бизнесмен и владелец сети тренажерных залов. В 1990 году он пригласил советских атлетов в США с ответным визитом. В то время в СССР полным ходом шла перестройка, все русское было очень популярно в Америке, так что для Брэннона эти матчи были неплохим бизнесом. Во время этого матча Ясиновский договорился с Брэнноном о своем переезде в Штаты. Он должен был работать инструктором в тренажерном зале, готовиться к соревнованиям и выступать.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-8

Николаю огромных трудов стоило получить американскую визу. После целой серии приключений он наконец-таки добрался из Москвы до города Спокен, штат Вашингтон, где его ждал Брэннон и, отдохнув пару недель, принялся за работу и тренировки.

Заодно начал осваивать английский язык, с которым было неважно, несмотря на учебу на филфаке в пединституте. Довольно быстро Ясиновский, который перед вылетом в Штаты заболел и сильно похудел, нарастил вес с 72 до 96 кило. И это не был жир! Английский Николай тоже освоил на удивление быстро!

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-9

Брэннон заявил Ясиновского для участия в крупном любительском турнире Emerald Cup, который проходил в Сиэтле, и Николай с первой попытки стал абсолютным чемпионом. Приехавшие на очередную матчевую встречу СССР-США советские культуристы были поражены прогрессом, которого удалось достичь Ясиновскому за те полгода, что они не виделись.

Следующим шагом должно было стать выступление на чемпионате Штатов, но оказалось, что в нем имеют право участвовать лишь граждане США. Карту профессионала можно было получить, выиграв чемпионат Северной Америки, но участие в этом турнире Ясиновскому запретили. Тогда они с Брэнноном обратились к президенту ИФББ Бену Вейдеру, который посоветовал Николаю выступить на каких-нибудь других соревнованиях.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-10

Вот так Ясиновский попал на чемпионат Центральной Америки и Карибских островов, который проводился в Арубе. Как вспоминал Николай, когда он вышел на сцену, в зале раздался дружный смех.

Оказалось, что он — единственный белый среди 102 участников! Победить при таком раскладе было попросту невозможно. Все было решено заранее, и первое место присудили именитому впоследствии Даррему Чарльзу. Ясиновский остался вторым.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-11

После этого Брэннон потерял к Николаю интерес. В зале Ясиновскому платили 6 долларов в час, а этого едва хватало на оплату квартиры. Надо было что-то делать, и Николай брался за любую работу: занимался ремонтом зданий, торговал «Гербалайфом», работал электриком и даже мойщиком на автомойке. «Первый день своей работы на автомойке я никогда не забуду, — вспоминал Николай, — в этом день мы помыли вручную 172 машины. Пришел после работы домой, упал в одежде на кровать и проснулся в той же позе за 15 минут до начала нового рабочего дня. Когда я пришел на работу, сказал ребятам, что если сегодня будет столько же машин, то я сдохну. Но что они мне ответили: „Ник, вчера еще был легкий день, обычно мы моем по 300 машин!“» Денег на еду не хватало, и Николай похудел на 30 кило.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-12

Глотком свежего воздуха стала поездка на турнир Emerald Cup, который Николай выиграл годом ранее. Там ему посчастливилось познакомиться с будущим «Мистером Олимпия» Дорианом Ятсом, выступавшим с гостевым позированием. Дориан пригласил Николая в ресторан, где они проговорили 5 часов, а после этого Ясиновский уже на правах друга помог Ятсу разогреться и нанести грим. «Кто я был такой для Ятса со своими 78 кило, — вспоминал Николай, — и, тем не менее, мы очень долго общались. С Ятсом можно часами разговаривать о медицине, истории, политике, спорте. Он — очень эрудированный человек. А такой спины я в жизни ни у кого не видел. У Ронни Колемана была крутая спина, но все же это не то».

Во время этой же поездки он получил приглашение переехать в Сиэтл, чтобы работать охранником. Однако и эта работа едва позволяла держаться на плаву. И Ясиновский был вынужден начать торговать стероидами.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-13

Заметим, что уголовное преследование за это было введено чуть позже — в ноябре 1992 года. Николай начал вставать на ноги, купил машину, возобновил тренировки, быстро восстановил форму и стал даже больше, чем прежде.

Когда в 1993 году в городе Портленде он вновь пересекся с Дорианом Ятсом, у того челюсть отвисла от изумления, ведь теперь Николай весил не 78, а 112 кило! Николай еще раз выигрывает Emerald Cup и становится единственным в истории атлетом, кому дважды удалось выиграть «абсолютку» на этот турнире.

Можно было браться за следующую большую задачу — начать выступления среди профи. Но для этого нужна была про-карта. Как ее получить? Уэйн Де Милия, глава про-дивизиона ИФББ, с которым Николаю удалось познакомиться, рассказал ему, что по новым правилам для этого достаточно выиграть чемпионат своей страны. И Ясиновский попросил президента федерации бодибилдинга России Владимира Ивановича Дубинина прислать письмо, что Николай — чемпион СССР. «Дубинин прислал это письмо, за что я ему бесконечно благодарен», — признается Ясиновский.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-14

Но чтобы начать профессиональные тренировки, нужен был тренер, поскольку у Ясиновского не было опыта подготовки к про-турнирам. И потом кто-то должен был научить его как себя вести и на сцене, и за ее пределами. И Николай знакомится с Ноэлем Фуллером. Жена Ноэля Никки Фуллер была звездой бодибилдинга, победительницей престижного турнира JANA TANA PRO. Еще одним подопечным Фуллера был популярный атлет немец Ахим Альбрехт, чемпион мира 1990 года в тяжелом весе. Фуллер не взял с Ясиновского денег, лишь попросил, чтобы тот упоминал его имя во всех интервью. В качестве дебютных турниров были выбраны «Ниагара Фоллз» и «Чикаго Про». «Я посчитал, что не стоит выступать на первом ближайшем турнире, а лучше более основательно подготовиться. А так как „Ниагара Фоллз“ и „Чикаго Про“ были последними турнирами перед „Олимпией“, не считая „Ночи Чемпионов“, это давало возможность набрать еще немного массы, — объяснял свое решение Николай. — А еще я понимал, что культуристу почти невозможно в течение всего года держать хорошую форму, а так как большинство начнет выступать с первого турнира, то к концу года, приняв участие в 8–9 турнирах, изрядно подустанет и не сможет быть в своей лучшей форме. А те, кто может квалифицироваться на „Олимпию“, возможно, откажутся от участия в дальнейших соревнованиях. Значит, конкуренция уменьшается, и шансы повышаются».

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-15

Оказалось, что на турнир в Чикаго нельзя заявиться просто так, для этого нужно специальное приглашение, как и на турнир «Арнольд Классик». Николай отправил устроителям письмо с заявкой, фото и заверением, что будет на турнире в лучшей форме, и добро было получено.

Началась подготовка. Николай яростно бомбил в зале и поглощал по 9–12 тысяч калорий в день. Его концентрация на подготовке была столь велика, что когда однажды он попал в аварию и разбил машину, то взял машину и друга и поехал в зал, не интересуясь судьбой своего авто.

Фуллер ставил перед Николаем задачу войти на дебютном турнире в десятку сильнейших. Ясиновскому удалось стать четвертым, пропустив вперед лишь таких звезд как Хендерсон Торн, Джон Шерман и Дэвид Дирс. В этом турнире участвовал легендарный советский и эстонский атлет Олев Аннус. Он пришел к финишу лишь 17-м.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-16

За четвертое место Николаю вручили чек на 2000 долларов. Подготовка к турниру обошлась гораздо дороже, но она того стоила, ибо Ясиновский получил то, что не купишь за деньги — уважение. «Помню, как после „Ниагары“ я в половине первого ночи зашел в ресторан поужинать, и вся судейская коллегия встала, и каждый пожал мне руку. Успех был колоссальным!»

И когда Николай объявился на турнире в Чикаго, его уже ждали и побаивались. Те соревнования вошли в историю беспрецедентно сильным составом участников и ожесточенностью борьбы на сцене.

«Попав на сцену, я окончательно понял разницу между любителем и профессионалом, — вспоминает Николай. — Когда тебя 14 раз вызывают на сравнения, из них 7 раз подряд, ты практически обезвожен, нет сил напрягать мышцы, а надо, когда обязательная программа длится 2,5 часа, а сравнение — пропорции — до 40 минут, это уже говорит о многом».

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-17

Схватка закончилась в два часа ночи. Ясиновский снова стал четвертым, но при куда более сильном составе участников. Далеко позади остались такие звезды как Иан Харрисон, Майк Эшли, Джим Квинн, Рич Гаспари, Трой Зуколотто.

Первые три места заняли Майк Франсуа, Джон Шерман и Элк Герли. Но на Николая они не произвели особого впечатления. «Если бы я был в такой же форме, как Франсуа, то весил бы на 7 килограмм больше, а это лишняя мышечная масса», — утверждает Ясиновский. Сам Николай при росте в 168 см выставил 97 килограмм твердых как скала мышц. Позднее эксперты признали его бедра лучшими среди всех профи именно из-за потрясающей проработки.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-18

После турнира Николая спросили, поедет ли тот на «Ночь Чемпионов», подразумевая, что ему легко удастся войти в пятерку сильнейших и получить право выступить на «Олимпии». На «Ниагаре» и турнире в Чикаго это право получили лишь первые три призера. Однако Фуллер сказал Ясиновскому, что его задача на сезон выполнена и можно отдыхать. Но даже несмотря на то, что Николай не пробился на «Олимпию», успех был грандиозный. Он стал знаменит в США, его узнавали в залах. Известный производитель тренажеров, фирма по производству спортивного питания и сеть клубов «Голдз Джим» подписали с ним контакты на общую сумму 250 000 долларов в год. Помимо этого теперь можно было зарабатывать на гостевых позированиях и семинарах и продаже фотографий.

Николай купил двухэтажный дом на океанском побережье в Сиэтле, шикарную семерку БМВ с личным номером, на котором красовалась надпись NIKOLAY, и перевез в Штаты семью.

Ясиновский подружился с немецкими культуристами Франком Хиллебрандтом и Акимом Альбрехтом, но самым занятным постояльцем в его доме стал невероятно громадный и жутко популярный в то время атлет Вик Ричардс. «Как-то он заявился ко мне пожить, заявив, что поссорился с подругой, и в течение нескольких дней уничтожил все запасы еды в доме, — вспоминал Николай. — Если он не ел, то спал. А ел он так: брал огромную кастрюлю, высыпал туда пачку овсянки, заливал холодной водой и тут же начинал есть!»

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-19

Но счастье длилось недолго. Через два месяца после соревнований Николай вместе с Ноэлем Фуллером и Ахимом Альбрехтом попал в страшную аварию. В результате у него одна нога стала короче другой на шесть см, и пришлось долгие недели лежать на вытяжке. А через месяц умер отец.

Ясиновский потерял форму и уже не мог выступать с гостевыми позированиями. Пришлось вновь заняться торговлей стероидами, и тут поджидала беда. Американские власти давно следили за Николаем, считая его крупным драгдилером, который ворочает миллионами, и он был арестован. Когда выяснилось, что масштабы совсем не те, Ясиновского депортировали из США, но к тому моменту он успел провести год в заключении.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-20

Николай вернулся в Россию, и все пришлось начинать все сначала. Не все было гладко, его не брали на работу тренером одни — потому что он был культуристом, другие — потому что он был звезда. Но он упорно пробивался наверх, работал тренером, менеджером, управляющим клубом, был совладельцем фитнес-центров, а в последние годы увлекся разработкой и продажей тренажеров. Тренажеры FOREMAN от Николая Ясиновского настолько оригинальны и в то же время практичны и эффективны, что их трудно с чем-то спутать. Их можно встретить во многих клубах страны.

Не останавливаясь на достигнутом, Ясиновский недавно попробовал себя в роли ведущего соревнований. В России прошел первый в истории турнир федерации NPC организованный многократной «Мисс Фитнес Олимпия» Оксаной Гришиной. Понятное дело, Николай не мог остаться в стороне.

Драматическая судьба Ясиновского так и просилась на бумагу.

Воркута — территория вечной мерзлоты и лагерей для зеков, опутанных колючей проволокой. Не самое подходящее место для рождения звезды.-21

«Идея написать книгу появилась еще в Америке, — вспоминал Николай, — Люди говорили мне: «Николай, тебе нужно написать книгу о себе. Тогда я думал: „А кто я такой, чтобы писать книги о себе?“ Потом, когда приехал в Россию, многие люди здесь об этом же говорили. Но появилась она только сейчас. Наверное, всему свое время». И это время пришло осенью 2009-го, когда на чемпионате Москвы Ясиновский представил первую часть своей книги «Железная правда «русского кошмара». Так вышло, что эта презентация совпала с презентацией первого номера моего журнала «Геркулесъ». За считанные часы разлетелось несколько сот экземпляров книг. От желающих сфотографироваться и получить автограф звезды, не было отбоя. Оказалось, что фанаты бодибилдинга знают и помнят первого российского профи, который до сих пор в форме и до сих пор в строю.